Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп сообщил о выдвижении Уолтца на должность постпреда США при ООН
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили более 120 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
СМИ заявили об ожидании США ратификации соглашения по ресурсам в раде за неделю
Происшествия
Силы ПВО сбили семь дронов ВСУ в ходе отражения воздушной атаки на Севастополь
Общество
Московский снегопад побил рекорд 116-летней давности
Общество
В Дагестане предотвратили теракт в отношении сотрудников правоохранительных органов
Мир
Вэнс сообщил о продолжении участия Маска в работе DOGE после сокращения
Мир
Reuters сообщило о планах ООН провести реорганизацию на фоне кризиса финансирования
Мир
Трамп предупредил о введении санкций против покупающих нефть у Ирана стран
Мир
В Турции сообщили о повреждении более 4,2 тыс. зданий из-за землетрясения в Стамбуле
Армия
Российские военные восстановили памятник героям ВОВ в ДНР
Мир
Мирошник указал на бурную реакцию властей Киева из-за миротворческих инициатив РФ
Армия
Расчеты самоходных пушек «Гиацинт-С» уничтожили бронетехнику и живую силу ВСУ
Общество
Мещанский суд Москвы возбудил уголовное дело о госизмене в отношении россиянина
Мир
CNN сообщил о нежелании Уиткоффа занимать пост советника Трампа по нацбезопасности
Мир
Американская певица Джилл Собьюл погибла при пожаре в США
Мир
Румыния депортировала корреспондента RT Чей Боуза

Свет «Зеркала»: фестиваль в Иваново рассказал о чудиках и переменах

Международное жюри отметило фильмы про аутсайдеров
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Авторские фильмы из 12 стран, включая Западную Европу и Америку, презентации книг о кинематографе, встречи с режиссерами и исследователями, циклы показов, посвященные малым городам, костюмам и дизайну, наконец, российская премьера фильма — победителя Канн-2023. 5 июля в Ивановской области завершился один из главных отечественных фестивалей — «Зеркало». О том, что смогли увидеть на нем зрители и насколько точным получилось отражение нашего времени, — в материале «Известий».

Истории и переплетения

В этом году фестиваль проходил в 17-й раз — внушительный срок по меркам турбулентной отечественной киноиндустрии. Но, несмотря на солидный возраст смотра и верность устоявшимся традициям, он как никогда оказался открыт к переменам. Появились, например, две новые программы — «Переплетения» и «История(и) кино». Причем первая из них непосредственно вдохновлена местной спецификой. Основной город «Зеркала» Иваново — один из центров легкой промышленности. По сей день здесь работает старинная текстильная фабрика «Красная талка», основанная еще в 1870-м. Образ соединения разных нитей и стал центральным для подборки фильмов разных лет.

Мотив этот звучал не только буквально, в связи с тканями в кадре, но и метафорически — символизируя встречу разных видов искусств. Так, «Вокальные параллели» Рустама Хамдамова и «Ашик-Кериб» Сергея Параджанова — примеры причудливого синтеза кино, музыки и видеоарта (хотя и костюмы, сделанные самими режиссерами, играют в обеих лентах огромную роль); а «Золотой нитью» Софьи Горленко и «Хлопок 100%» Михаила Бородина представляют неожиданный взгляд на саму индустрию одежды, только в разных жанрах. У Горленко это фантасмагория, у Бородина — остросоциальный док, практически телерепортаж.

«История(и) кино», на первый взгляд, более традиционна по репертуару: классика советского кино, хоть и не самая известная («До свиданья, мальчики» Михаила Калика, «Чужие письма» Ильи Авербаха, недавно восстановленная «История гражданской войны» Дзиги Вертова), документалки об Олеге Янковском, Олеге Каравайчуке, Андрее Вознесенском. Но каждый показ связан с какой-либо недавно вышедшей книгой о кино. Авторы трудов и представляют картины. Так что и здесь — диалог различных видов творчества.

Потянули за ниточку

И все же в центре внимания на фестивале — основной международный конкурс: восемь фильмов, один из которых представляет нашу страну. Что интересно, градус экспериментальности, стремление к поиску нового киноязыка здесь оказались как раз меньше, чем во внеконкурсных подборках. Можно даже сказать, что боровшиеся за главный приз картины — вполне себе зрительное кино, а вовсе не артхаус. Вероятно, поэтому, в первую очередь, а не только из-за будоражащего элемента состязательности («кто победит?») показы конкурса проходили при полных залах и завершались отнюдь не формальными овациями.

Скажем больше: большинство лент вполне можно причислить к одному жанру — трагикомедии. И умный тонкий юмор — их сильная сторона с точки зрения выхода на массовую публику, хотя сами создатели сомневаются в прокатных перспективах. «Такое кино не доходит до кинотеатров», — посетовала Надежда Михалкова, снявшаяся в «Брайтон 4». Так или иначе, это достаточно монолитное — при всей интернациональности — коллективное художественное высказывание стояло особняком на фоне всего внеконкурсного разнообразия. Но случайно или нет, одна «ниточка» связывала многие картины из самых разных программ фестиваля.

Героями целого ряда лент оказались чудики и аутсайдеры — по-своему обаятельные, но не способные органично вписаться в социум люди. Или же однажды выпавшие из него и не имеющие сил вернуться. Таков композитор-юродивый Олег Каравайчук, герой исследования Олега Нестерова и докфильма «Последний вальс» Юлии Бобковой, таковы экстравагантные певицы на пенсии в «Вокальных параллелях» Хамдамова, выводящие оперные рулады в полуразрушенном ангаре и степях Казахстана.

Таковы и персонажи конкурсных лент «Брайтон 4», «Фремонт», «Ниша»: пытаясь справиться с нахлынувшими переменами, они прежде должны победить сами себя. Получается это не у всех.

-Ярче всего раскрыть тему удалось режиссеру Антону Ермолину и сценаристу Рамилю Хадиулину, создателям отечественной ленты «Ниша». Грузоперевозчик Слава увлечен биолокацией: после доставки мебели он проверяет комнату на отрицательную энергию, бережно собирая ее в трехлитровые банки, а на досуге ведет YouTube-канал (целых 13 подписчиков!), объясняя, как собрать из подручных средств арсенал экстрасенса. Тем временем его худо-бедно налаженная жизнь летит под откос. Жена выгоняет из дома, с работы увольняют, и только знакомый охранник относится с пониманием и дает приют в своей сторожке. Ему нужен собутыльник и слушатель, готовый поддакивать во время рассуждений о нелегитимности распада СССР.

Самое интересное в «Нише» — постепенное смещение точки зрения и манеры повествования. Поначалу мы смотрим на Славу со стороны, но в какой-то момент понимаем, что видим происходящее уже через призму его больного сознания. Однако сказать, что главный герой вызывает истинное сопереживание, было бы натяжкой.

Шаг в неизвестность

Иное дело — афганская эмигрантка Донья из американского фильма «Фремонт», снятого иранцем Бабаком Джалали, получившем на «Зеркале» приз за лучшую режиссуру. Замкнутая, нелюдимая девушка, страдающая от бессонницы, работает на мини-фабрике по выпечке печений с предсказаниями. Ее жизнь кажется замкнутым кругом: даже в комьюнити соотечественников она чувствует себя чужой, а шансы обрести счастье стремятся к нулю. Но в случае Доньи перемены как раз оказываются благотворными: сначала ей поручают самой сочинять предсказания вместо умершей сотрудницы, а затем по совету психолога она решает воспользоваться этой возможностью, чтобы найти спутника жизни.

Фильм Джалали снят в монохроме и явно отсылает к творчеству Джима Джармуша. Но если американский мэтр рассказывал о местных аутсайдерах, иранец поднимает тему эмиграции.

Еще более акцентированно она звучит в картине «Брайтон 4» Левана Когуашвили. Отчасти этот фильм, представляющий Грузию, тоже можно считать российским: наш язык здесь появляется неоднократно, одну из ролей, как уже было сказано, сыграла Надежда Михалкова, а режиссер учился во ВГИКе. Да и история в общем-то универсальна. Бывший чемпион-борец едет в Нью-Йорк, чтобы помочь своему непутевому сыну, проигравшему в карты целое состояние. Но отнюдь не отец с сыном здесь самые харизматичные персонажи. «Брайтон 4» — тот случай, когда второплановые роли интереснее центральных. Чего стоит хотя бы герой Кахи Кавсадзе — в прошлом оперный певец, работающий на Брайтоне швейцаром в ресторане, но не способный не петь. Или дряхлая старушка-инвалид, воспылавшая плотской страстью к борцу-пенсионеру. Видимо, жюри тоже прониклось их обаянием и отметило картину специальным призом.

Ну а главная награда отправилась в Индию, режиссеру Джайшанкару Айяру за фильм «Шивамма». Жизнь его героини, бедной необразованной женщины, торгующей энергетиком, тоже непростая, и всё же она сохраняет веру в лучшее и находит в себе силы бороться.

Вокзал в будущее

В представленных фильмах нет политики, общих проблем планеты или масштабных тем. Мир в них сжался до частных судеб отдельных, зачастую не самых примечательных людей. Почти о каждом герое повествований можно сказать: вот гоголевский маленький человек. Но в их историях, как в зеркале (или осколках зеркала?), отражается ощущение глобальной нестабильности, перемен, которые больше не позволяют жить, как раньше, и требуют сделать шаг в неизвестность.

И в этом плане символичным представляется решение взять в конкурс в общем-то стандартную мелодраму Шарлотты Ле Бон (это режиссерский дебют известной канадско-французской актрисы) «Соколиное озеро», главные герои которой — подростки Бастьен и Хлоя, переживающие первую любовь и поначалу не вполне осознаваемое физическое влечение друг к другу.

Их неуверенность, неприспособленность к новым переживаниям и в то же время понимание, что пришло время выйти из зоны комфорта, а спокойная безмятежная жизнь осталась позади, кажется, созвучны сегодня не только героям фильмов «Зеркала», но и в каком-то смысле всему человечеству.

Церемония закрытия фестиваля прошла в зале ожидания железнодорожного вокзала Иваново, где как раз к смотру установили оборудование для показа фильмов с 35-миллиметровой пленки. Нестандартный выбор площадки объясняется, видимо, не только идеей движения, задаваемой вокзалом, но и историей здания — памятника конструктивизма. Та революционная эпоха своим динамизмом и драматизмом созвучна нашей. И по крайней мере тот факт, что, несмотря на мировую ситуацию, для финала смотра организаторам удалось получить фильм — победитель Канн-2023 («Анатомия падения» Жюстин Трие), внушает надежду, что с этого вокзала открывается путь в светлое будущее.

Читайте также
Прямой эфир