Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Патриарх Иерусалимский приветствовал доставку Благодатного огня в Россию
Мир
ЕС отложил принятие ограничительных мер против американских IT-корпораций
Общество
Путин включил Дмитрия Баканова в состав Военно-промышленной комиссии
Авто
Госавтоинспекция объявила массовые проверки водителей в выходные дни
Мир
Состоятельные американцы начали выводить деньги в банки Швейцарии из-за пошлин
Общество
Яхтенный поход «Россия на Балтике» пройдет летом 2025 года
Мир
Правительство Великобритании сообщило о телефонном разговоре Стармера и Трампа
Армия
В ДНР сотрудники Росгвардии обнаружили схрон ВСУ с иностранными боеприпасами
Происшествия
Землетрясение магнитудой 6,3 произошло у берегов Камчатки
Спорт
Россиянин Карен Хачанов вышел в полуфинал теннисного турнира в Барселоне
Мир
В Эквадоре в результате стрельбы на петушиных боях погибло 11 человек
Мир
Шор назвал задержание архиепископа Маркела трусливым поступком Кишинева
Общество
РФ денонсировала договор со странами Скандинавии о сотрудничестве в Баренцевом море
Мир
Более 40 палестинцев погибли за день в результате ударов по Газе
Мир
Трамп опроверг «конкретное количество дней» для ясности в сделке по Украине
Общество
Ямпольская возглавила Совет по формированию нового российского стиля
Спорт
Южноафриканский бегун смог побить рекорд Усэйна Болта
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Меньше половины россиян контролируют контент, который смотрят их дети, и только 9% из них используют функцию «родительский контроль», выяснили авторы совместного исследования НМГ и центра социального проектирования «Платформа». Родители меньше всего хотят, чтобы ролевой моделью их ребенок выбрал Шапокляк или Гену Барбоскина, и отдают предпочтение ДимДимычу и Коту Леопольду. Результаты исследования перекликаются с ежегодным рейтингом фильмов с социальным эффектом. «Известия» разбираются, что за требования к контенту есть у современных родителей, какие новые ценности заявлены в кинематографе и что общего у «Нулевого пациента» и «Чебурашки».

Разрешите взглянуть

Согласно ежегодному рейтингу фильмов с социальным эффектом, уже второй раз составленным Национальной Медиа Группой и «Платформой», 46% родителей различных возрастных групп высоко оценили уровень российской анимации — по их мнению, она ничуть не уступает западной. Отечественный контент в принципе набрал популярность за последние три года — и речь не только о мультфильмах, но и о российском кинематографе. За период с 2021 года, согласно рейтингу фильмов с социальным эффектом, этот показатель вырос на 11 процентных пунктов, а 71% респондентов считают, что российское кино может составить конкуренцию зарубежному.

Девочка у полки с игрушками
Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

— 88% зрителей высоко оценивают качество российского контента, качество российского кино. По сравнению с прошлым годом эта цифра выросла на 6% — это очень высокий рост. В этом году мы представим первый рейтинг социально значимой анимации. Больше 70% родителей хотят, чтобы анимация не только развлекала их детей, но и доносила до них правильные смыслы, — подтверждает статистику гендиректор НМГ Светлана Баланова.

Те же 88% родителей отмечают влияние контента на становление характера и личности ребенка — а потому встает вопрос о том, нужно ли отбирать контент без участия ребенка, для его же блага? Примечательно, что только 23% респондентов поддерживают тезис о том, что «мама знает лучше», тогда как 76% позволяют детям выбирать мультфильмы для просмотра самостоятельно.

Только 9% родителей используют функцию родительского контроля в онлайн-кинотеатрах или гаджетах. Либеральную позицию в отношении детского контента большинство опрошенных объясняют тем, что ребенок в любом случае смотрит то, что ему нравится, невзирая на рекомендации взрослых. С запретом он просто будет делать это «втихую». Большинство опрошенных назвали самыми любимыми в семье мультсериалы «Маша и Медведь», «Три кота» и «Фиксики».

Кадр из мультфильма «Три кота»

Кадр из мультфильма «Три кота»

Фото: Метрафильмс

Наблюдая за тем, как любимые персонажи прививают ребенку те или иные ценности, родители уверены — герои должны воспитывать и учить своих маленьких зрителей, а не только развлекать. В связи с этим, например, родители не хотят видеть главными героями отрицательных персонажей: в антитоп вошли Шапокляк и Гена Барбоскин. А вот Кот Леопольд, ДимДимыч, Гончик и Дядя Федор — образцы для подражания, поскольку сочетают в себе смекалку, отвагу, чувство юмора, способность к эмпатии и в целом предстают не «бунтарями», а послушными и рассудительными героями.

Развитие — куда ни посмотри

Главная тенденция, которую отражает исследование фильмов социальной тематики, — это «растущий запрос аудитории именно на ценностное содержание контента», что перекликается с интересами аудитории родителей, участвовавших в работе над рейтингом анимации. Большинство зрителей выделяют среди принципиально важных для контента факторов традиционные ценности, помогающие в воспитании подрастающего поколения, — за этот тезис проголосовало 30% респондентов. В вопросе детской анимации результат схожий: 63% родителей отмечают, что в мультфильмах важно транслировать умение ценить семью и уважать родителей. Возможным инструментом воспитания респонденты назвали, в частности, такие ленты, как «Приключения Пети и Волка», «Зебра в клеточку», «Гора самоцветов», «Финик», «Чебурашка».

Кадр из мультфильма «Приключения Пети и Волка»

Кадр из мультфильма «Приключения Пети и Волка»

Фото: Союзмультфильм

Фильмы и сериалы с острой социальной тематикой оцениваются взрослыми зрителями выше, чем остальные.

Сегодня пользуются успехом герои, которые не сидят без дела. Зрителям нравятся истории про людей, которые пытаются маленькими шагами что-то менять вокруг себя. Это сериалы «Про это самое», «Нулевой пациент», «Плейлист волонтера». Люди, которые мечтают что-то изменить к лучшему, и люди, которые живут не ради себя, а ради своего сообщества, — это совершенно точно герои времени, — объяснил тренд «Известиям» кинокритик Егор Москвитин.

Более 80% опрошенных отметили «наличие важной идеи» в фильмах «Праведник» и «Далекие близкие», еще порядка 80% высоко оценило «новый взгляд на актуальную проблему» в «Нулевом пациенте» и «Трудных подростках 4». В этом вопросе вновь прослеживается связь интересов зрителей-взрослых и зрителей-родителей: так, освещение темы заботы о пространстве вокруг себя волнует 28% родителей, а эко-повестка в мультфильмах — 27%.

Женщина включает телевизор
Фото: РИА Новости/Валерий Мельников

Как в кино, так и в анимации большинство опрошенных хотят видеть призыв к действию и некую вдохновительную функцию. 58% респондентов среди взрослой аудитории уверяют, что кино должно давать образцы поведения и целенаправленно менять людей. 75% родителей считают, что анимация должна воспитывать детей, закладывать и развивать позитивные ценности, учить разнообразию моделей поведения, самостоятельности, уважению к окружающим, прежде всего старшим.

Огласите весь список, пожалуйста

С учетом вызовов, с которыми столкнулась индустрия из-за санкций, оригинальные идеи и свежий взгляд смогут поднять отечественный контент на новый уровень. Как эксперты, так и зрители высоко оценивают уровень качества картин в кино и анимации, отмечая важную идеологическую составляющую. В числе зрительских запросов — семейные ценности, история страны, гордость за государственные и народные достижения. Поэтому в топ эталонных картин, по мнению опрошенных, вошли «Капельник», «Монастырь» и «Непослушник». Тем не менее определенные нюансы в выстроенной статистике всё еще есть, и рейтинг призван обратить на них внимание.

Есть конфликт между густотой социальной повестки и зрительским интересом. В начале, когда мы только начинали традицию с рейтингом, социальный эффект не создавал широкой аудитории, — рассказал «Известиям» учредитель Центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов.

Кадр из фильма «Непослушник»

Кадр из фильма «Непослушник»

Фото: Мего Дистрибьюшн

Но за последнее время баланс начал смещаться в сторону компромисса, отметил он.

— Что нам мешает двигаться дальше? В частности, нужно переосмыслить стереотипы в области социального кино. Нужен пересмотр в принципе концепции таких фильмов, они не должны ассоциироваться с тяжелым кино. Хороший пример — наши спортивные фильмы, например «Движение вверх», «Нокаут». Нужно поработать над тем, чтобы деликатно интегрировать социальные темы в блокбастеры, — уверен Алексей Фирсов.

Кроме того, российскому зрителю требуются обновление и постоянное насыщение анимационного контента. Дети постарше с удовольствием смотрят советские шедевры, но им не хватает ярких красок и скорости повествования. Малыши, в свою очередь, тяжело воспринимают «золотую классику», так как сюжет кажется им сложным и слишком растянутым. Но дело не только в технической составляющей. Мультфильмы эпохи СССР больше не отвечают актуальной модели мира: они фокусировались в большей степени на индивидуальность, игнорируя интегрированность ребенка в коллективный социум и разнообразие моделей поведения.

Результаты исследований НМГ и центра социального проектирования «Платформа» будут представлены в рамках Российской креативной недели, которая проходит в научном кластере «Ломоносов» с 3 по 7 июля. В совокупности перспективы развития российского кинематографа и анимации видятся неплохими: об этом свидетельствуют как результаты опросов общественного мнения, так и конкретные цифры, связанные с количеством производимого контента. Выверенные за последние три года шаблоны смогли выстроить линейную тенденцию, выражающуюся в стабильном росте качества проектов, их количества, а также интереса к ним. Соответствующая поддержка и новые пути развития, в особенности с привлечением молодых умов, вероятно, будут способствовать тому, чтобы индустрия оставалась ритмичной.

Читайте также
Прямой эфир