Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп сообщил о выдвижении Уолтца на должность постпреда США при ООН
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили более 120 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
СМИ заявили об ожидании США ратификации соглашения по ресурсам в раде за неделю
Происшествия
Силы ПВО сбили семь дронов ВСУ в ходе отражения воздушной атаки на Севастополь
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность и дождь в Москве 2 мая
Мир
Рубио указал на необходимость усилий Европы для урегулирования на Украине
Мир
Вэнс сообщил о продолжении участия Маска в работе DOGE после сокращения
Мир
Госдеп сообщил об отказе США от роли посредников в переговорах РФ и Украины
Мир
Трамп предупредил о введении санкций против покупающих нефть у Ирана стран
Мир
В Турции сообщили о повреждении более 4,2 тыс. зданий из-за землетрясения в Стамбуле
Армия
Российские военные восстановили памятник героям ВОВ в ДНР
Мир
Власти Китая заявили об оценке проведения переговоров с США по торговле
Армия
Расчеты самоходных пушек «Гиацинт-С» уничтожили бронетехнику и живую силу ВСУ
Армия
Снайперы уничтожили более 50 дронов «Баба-яга» на красноармейском направлении
Мир
CNN сообщил о нежелании Уиткоффа занимать пост советника Трампа по нацбезопасности
Армия
Мотострелки ВС РФ уничтожили два бронеавтомобиля ВСУ в ДНР
Мир
Румыния депортировала корреспондента RT Чей Боуза

Третий путь

Экономист Станислав Ткаченко — о том, почему деятельность ШОС сейчас имеет эпохальное значение
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

За истекшие с момента учреждения «Шанхайской пятерки» 27 лет эта организация не только сменила название, но и несколько раз существенным образом корректировала свою миссию. Все началось в середине 1990-х годов с усилий Китая и его соседей (России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана) по окончательному международно-правовому фиксированию государственных границ с целью бесконфликтного преодоления последствий распада СССР.

После успешного решения этой задачи на первый план вышли активно подогреваемые США и НАТО опасения того, что Центральная Азия обречена стать зоной противостояния Москвы и Пекина. По мнению Кремля, ШОС представляла собой удобный формат для российско-китайского взаимодействия, направленного на обеспечение безопасности Центральной Азии, выработку новых форм сотрудничества Москвы и Пекина в условиях формирующейся многополярности. Китай наличие опасности конфликта с Россией отрицал, связывая будущее ШОС с экономическим сотрудничеством. Государства Центральной Азии всегда чувствовали себя неуютно в качестве пирога, который станут делить две сверхдержавы Евразии, поэтому активно развивали экономические связи с ними обеими.

С момента оформления в 2001 году в качестве межправительственной организации ШОС предоставила удобный формат для обсуждения странами-участницами всего комплекса отношений государств Центральной Азии с внешним миром. Исключением стал лишь Туркменистан, объявивший о постоянном нейтралитете и уклоняющийся от участия в интеграционных проектах. РФ стремилась наполнить повестку ШОС сотрудничеством в сферах безопасности, борьбы с международным терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

Планы по превращению ШОС в межправительственную организацию, которая специализировалась бы главным образом на вопросах военной безопасности в Евразии и противодействовала вмешательству США и НАТО в дела региона, не реализовались. Остальные участники организации, включая Китай, активно встраивались в американоцентричную глобальную экономику, а прямой угрозы от действий США/НАТО для своей территории не ощущали. Расчеты КНР на быстрое создание в рамках организации зоны свободной торговли также столкнулись с противодействием партнеров. К концу 2000-х ШОС стояла перед выбором пути своего будущего развития, но никаких решений тогда принято не было.

В середине 2010-х годов в деятельности ШОС оформилось новое направление — построение межправительственной организации инновационного типа, неизвестного современным международным отношениям. На прежних этапах истории вариантов развития для интегрирующихся государств было всего два: либо зона свободной торговли, в которой страны осторожно расширяют взаимные экономические связи в ограниченном числе сфер, не допуская внешнего вмешательства в свои дела; либо экономический союз, в котором формируются наднациональные структуры управления и государства делегируют им существенную часть своих суверенных прав. По первому пути сейчас движутся многочисленные торгово-экономические альянсы развивающихся государств, а по второму пути — Европейский союз и ЕАЭС.

Оба названные выше пути ШОС, включающая сегодня в свое число помимо первой пятерки также Узбекистан, Индию, Пакистан и Иран, считает для себя неприемлемыми. Сейчас страны организации старательно ищут третий путь интеграции: без отказа от своего суверенитета, но с углубленными форматами сотрудничества в таких сферах, как финансы и инвестиции, культурные и гуманитарные связи, защита окружающей среды и логистика, безвизовое пространство и использование во взаимных расчетах национальных валют. От того, сможет ли ШОС решить поставленную задачу, во многом зависит ее развитие в долгосрочной перспективе.

Опыт нынешнего кризиса в отношениях России и ЕС показывает, что экономическая взаимозависимость — вовсе не панацея от кризисов и конфликтов, ее институты могут быть демонтированы в считаные месяцы. Государства ШОС не ищут усиления взаимозависимости. Они осторожно, практически на ощупь принимают такие решения, которые в равной степени будут всем выгодны, но не смогут быть трансформированы по воле одного государства в меры экономического принуждения по отношению к другим.

Нынешняя деятельность ШОС имеет эпохальное значение. Мировая политика за прошедшие столетия хорошо узнала, что такое однополярность или двухполярность, нам известны их сильные и слабые стороны. А о многополярности — почти ничего. Теоретики считают, что она чревата анархией и бесконечной чередой конфликтов между государствами в отсутствие единого центра силы и принятия решений. Страны ШОС своими усилиями по расширению сфер сотрудничества, в том числе принятыми на проведенном недавно в формате онлайн саммите ШОС в Нью-Дели, бросают этому убеждению вызов. В ситуации, когда однополярность потерпела крах, а число центров военной и политической мощи постоянно растет, от успеха ШОС в выработке новых правил поведения государств на международной арене зависит будущее всего человечества.

Автор — д.э.н., профессор СПбГУ, эксперт клуба «Валдай»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир