Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Землетрясение магнитудой 4,8 зафиксировали у берегов северных Курил
Общество
В Госдуме предложили ввести штрафы за сдачу в аренду жилья без договора
Мир
Рубио опроверг данные Politico о планах Белого дома по снятию санкций с СП-2
Общество
В аэропорту Казани сняли временные ограничения
Общество
Замглавы Россельхознадзора Кармазин освобожден от должности по своему желанию
Армия
Сотрудники ФСБ обнаружили в ДНР крупный тайник с иностранным вооружением ВСУ
Мир
Axios сообщил о перепалке Маска и Бессента в Белом доме
Мир
Шойгу отметил инициативы Китая по поиску мирного решения украинского конфликта
Происшествия
Губернатор Воронежской области сообщил об уничтожении около 10 БПЛА над регионом
Мир
Politico сообщила об обсуждении в Белом доме возможного снятия санкций с СП-2
Наука и техника
В РФ создали первый отечественный эндоскоп
Общество
В России перед майскими праздниками продуктивность сотрудников выросла до 30%
Мир
СМИ узнали о попытке задержания Додика в Восточном Сараево
Происшествия
Мужчина и ребенок погибли в результате пожара в частном доме в Якутске
Мир
Минобороны Дании сообщило о выделении более $48 млн на боеприпасы для Украины
Армия
Расчет САУ «Малка» уничтожил пункт управления дронами ВСУ в зоне спецоперации
Мир
СМИ сообщили о выводе США своих военных с базы в сирийской провинции Эль-Хасака

Право и собственность

Экономисты Антон Свириденко и Сергей Заверский — о том, какой может быть новая приватизация в РФ
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Когда в 2020-е годы госсектор начал активно расширяться, в этом были определенные позитивные моменты. Концентрация прибыльных предприятий, которые контролируют власти, позволила обеспечить каркас налоговой системы. Опора на государство позволила системообразующим компаниям не просесть в кризисы. Однако постепенно заложенная в природу госсектора неэффективность начала проявлять себя.

С введением санкций обнажились уязвимости экономики, завязанной на относительно небольшое число крупных компаний с госучастием. Одновременно стали проявляться и другие признаки «госкапитализма», когда власть как предприниматель имеет склонность в первую очередь заботиться о «своих» отраслях. Например, это заметно по распределению средств ФНБ на инвестиционные проекты — средства пойдут только на три частных инициативы из 23 (или 18% в денежном выражении).

Если сложить вложения в развитие за счет госбюджета и компаний с госучастием, то они составляют более 50% от всех инвестиций в России. На госбанки приходится порядка 70% активов финансовой системы. Одновременно данные показывают, что, например, производительность труда в обрабатывающей промышленности на частных предприятиях примерно в два раза выше, чем в государственных.

Получается, что доминирование госсектора сдерживает рост производительности в экономике в целом. А ведь это огромный ресурс рабочей силы, которая, как известно, сейчас в дефиците.

Структурная перестройка требует спокойных, но планомерных преобразований разросшегося госсектора. Здесь важно учесть и международный опыт. В Китае, например, ставка изначально делалась на конкуренцию внутри сектора. Система строилась по принципу децентрализации и олигополизации. Хронически убыточные предприятия просто закрывались, в то время как частному сектору давался максимальный ход. В итоге в Китае доля госсектора в ВВП к 2020-м упала до 40%. У нас же, по оценкам РАНХиГС, этот показатель — 56%.

Как можно использовать международный опыт в России? Видится, что действенными могут стать такие меры:

1. Перевод части акций госкомпаний в специальный пенсионный фонд для выплаты пособий пожилым людям из их дивидендов;

2. Продажа неэффективных хронически убыточных муниципальных и государственных унитарных предприятий (МУПов и ГУПов) за 1 рубль частным заинтересованным инвесторам — по аналогии с программой передачи ветхих памятников архитектуры «аренда за 1 рубль».

3. Децентрализация управления компаниями с госучастием: выделение на региональном уровне независимых бизнес-единиц в монополизированных секторах.

Разумеется, этих мер не будет достаточно. Не менее важно обеспечить свободу частного предпринимательства и создать условия для него. Прежде всего это доступное долгосрочное финансирование. Речь не только об уровне процентных ставок, но и о развитии рынка облигаций, запуске проектного финансирования под госгарантии и специальные кредитные линии ЦБ РФ коммерческим банкам под покупку облигаций проектных компаний, создаваемых специально для реализации инвестиционных проектов. Не менее важное значение имеют и налоговые стимулы для инвестиций, о чем говорил и президент России Владимир Путин на ПМЭФ.

Вклад государства в преодоление санкционных последствий и развитие современных производств при этом неоценим. Оно может брать на себя лидирующую роль при создании или модернизации секторов «технологического прорыва». Например, государство способно войти в капитал перспективных компаний через институты развития, но оно будет обязано продать долю после достижения ключевых показателей проектов. Другой вариант — использовать программы реструктуризации с временным выкупом проблемных активов и последующей продажей частным инвесторам.

Важно помнить, что времена изменились, а значит, пора предпринимать шаги по переходу к новой модели экономики. Реформа госсектора должна стать одним из первых таких шагов.

Авторы — исполнительный директор Института экономики роста им. Столыпина, начальник отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ)

Позиция редакции может не совпадать с мнением авторов

Читайте также
Прямой эфир