Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Китае указали на выдающиеся успехи ВКС России в конфликте на Украине
Мир
В ЕС заявили об ударе по авторитету Каллас из-за ее плана по Украине
Мир
Французский регулятор постановил запретить вещание Пятого канала и СТС в стране
Мир
США согласились на исключение из санкций для Венгрии по оплате газа из России
Общество
Правительство РФ выделит 750 млн рублей на конкурс «Интервидение»
Армия
Российские военные уничтожили живую силу подразделения ВСУ в ЛНР
Мир
Бортников заявил о готовности РФ реагировать на вызовы безопасности совместно с КНР
Общество
Замглавы ФСИН рассказал о тестировании в СИЗО Москвы новых средств блокировки связи
Мир
Маск пригрозил судом «сливающим фейки NYT» сотрудникам Пентагона
Армия
ВСУ за сутки потеряли более 240 боевиков в курском приграничье
Мир
Додон заявил о заинтересованности Санду в продолжении конфликта на Украине
Общество
В Москве прощаются с Бедросом Киркоровым
Мир
Шойгу сообщил Ким Чен Ыну о внимании Путина ко всем договоренностям с КНДР
Общество
В Карачаево-Черкесии пресекли деятельность трех криптоферм
Мир
Президент Литвы заявил о готовности отправить войска на Украину
Общество
Синоптик посоветовал московским автомобилистам менять резину после 25 марта
Экономика
Набиуллина заявила о снижении вероятности повышения ключевой ставки
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Драйв «Танцемании» и «Эмоции Кореи». «Пламя Парижа» и «Свет сердца». А также Альберт, Спартак и Иван Грозный в исполнении Михаила Лавровского. 29-я церемония вручения премий «Бенуа да данс» 21 июня завершилась на сцене Большого театра. «Известия» выяснили, какие свершения балетного года признаны лучшими и почему.

Эпоха героев

В главной номинации «Бенуа де ла данс» — «За жизнь в искусстве» — претенденты не конкурируют с друг другом, они уже всё всем доказали. В разные годы приз получали Алисия Алонсо и Пьер Лакотт, Джон Ноймайер и Наталия Макарова, Марина Семенова и Хан Ван Манен и еще целый ряд мэтров, чей вклад в балет неоспорим. На этот раз награды по совокупности заслуг удостоился народный артист СССР Михаил Лавровский.

Яркость видеопроекций, открывших церемонию, уступила место благородной патине архивных кинокадров, и на экране появился Михаил Леонидович в своих коронных ролях. Его Альберт умолял и не сдавался. Конрад упивался вольностью. Спартак призывал к сражению. Иван Грозный погружался в пучину сомнений.

Михаил Лавровский

Михаил Лавровский

Фото: Батыр Аннадурдыев

Большие страсти и большие герои. Величие замысла, помноженное на величие воплощения. Большая эпоха Большого балета. Спустя годы она поражает, восхищает и дарит надежду: раз такое было возможно, значит, есть шанс это повторить и приумножить.

Приветствуя лауреата, зал дружно встал. Михаил Леонидович держал короткую энергичную речь. Поблагодарил зрителей за обмен энергией, за то, что поддерживают молодых блистательных танцовщиков и его, старого артиста. Сообщил, что в следующем сезоне восстанавливает в ГАБТе «Ромео и Джульетту» в хореографии своего отца, Леонида Лавровского и набирает учеников в творческое объединение «Лаборатории Лавровских». А в завершении объявил, что сегодня он получил приз «Бенуа де ла данс» за всё балетное поколение 1960-х, чем вызвал новый взрыв аплодисментов.

Мечта Григоровича

Как раз в это время, в 1964-м, в Большой в качестве худрука пришел Юрий Григорович, вдохновитель, многолетний худрук и председатель жюри приза «Бенуа де ла данс»», ныне его президент. Послание Юрия Николаевича зачитала заменившая его на этих постах народная артистка России Светлана Захарова.

«Когда в далеком 1991 году был учрежден этот приз, я мечтал о том, что каждый год в день его вручения балетное сообщество всего мира будет стремиться в Москву, в Большой театр, чтобы познакомиться с самыми яркими работами прошедшего сезона, обменяться опытом, отметить состоявшихся звезд и открыть новые имена. Я счастлив, что мои мечты исполнились. «Бенуа» — это не только самая уважаемая в мире профессиональная награда, но и узнаваемый во всем мире русский бренд», — написал мэтр.

премия
Фото: Батыр Аннадурдыев

96-летний Григорович сегодня не появляется на публике, но живо интересуется событиями, происходящими в балетном мире. Как рассказал «Известиям» директор «Новой оперы» Антон Гетьман, он подробно выясняет, кто в премьерах танцует, кто их оформлял, а главное — «топит» за жанр больших эпических постановок и спрашивает, кто может их сейчас делать.

Беспокойство мэтра понятно. Созданная им и его соратниками большая эпоха Большого балета — это именно такие постановки. Русский бренд, давший импульс свершениям других национальных школ. В какое-то время они под натиском малых форматов отошли на второй план, но, судя по контенту нынешнего «Бенуа», возвращаются и утверждаются.

Лучшим хореографом, правда, был назван Вячеслав Самодуров — за драйвовую одноактовку «Танцемания» (Большой театр): трудно было не отметить эту в всех отношениях филигранную работу. Но лучшего танцовщика жюри (в него вошли представители России, Китая, Казахстана, Бразилии, Кубы и Южной Кореи) отметило в крупной форме.

Им стал Уго Маршан из Парижской оперы, исполнивший роль кронпринца Рудольфа в «Майерлинге». Возобновленный спектакль Кеннета Макмиллана — о тайнах австро-венгерской империи — поставлен по лекалам советской хореодрамы, которой постановщик вдохновился после знакомства с «Ромео и Джульеттой» Леонида Лавровского.

Цю Юньтин

Цю Юньтин

Фото: Батыр Аннадурдыев

Лучшими танцовщицами были названы китаянка Цю Юньтин и Мисон Кан из Южной Кореи. Первая танцевала партию Татьяны в трехактном «Онегине» Национального балета Китая. Вторая — роль Вдовы в полномасштабной мелодраме «Миринаэгил».

Для гала-концерта победительницы также выбрали фрагменты крупной формы — прощальное па-де-де из трогательной национальной мелодрамы «Свет сердца» и дуэт из эпической саги «Эмоции Кореи».

Играть по-крупному

Почин победителей — не мельчить, играть по-крупному — подхватили и дипломанты. Представители ГАБТа остановились на Шекспире и исторической хронике: Елизавета Кокорева очаровала искренностью в дуэте из «Зимней сказки», а Алексей Путинцев воспламенил зал в «Пламени Парижа».

Музыкальный и пластичный Богдан Вербовой отдал дань наследию Григоровича, представ в сцене из «Ромео и Джульетты», а его коллега по Казахскому театру оперы и балета им. Абая Малика Ельчибаева блеснула отточенностью позировок в национальном сказе «Фрески». Дуэт из него, кстати, тоже отослал к Юрию Николаевичу, на сей раз к восточным узорам его «Легенды о любви».

балет
Фото: Батыр Аннадурдыев

Кладезем радостных воспоминаний балетоманов со стажем и любителей архивных кадров стала сцена из «Конька -Горбунка» с участием Никиты Ксенофонтова (НОВАТ) и примы Михайловского театра Анжелины Воронцовой.

Во-первых, балет-сказка Родиона Щедрина в постановке Александра Радунского, возобновленный Михаилом Мессерером, в свое время был хитом номер один. Во-вторых, в ролях Ивана и Царь-девицы тогда отметились легендарные Владимир Васильев и Майя Плисецкая. Нельзя сказать, что молодые танцовщики скопировали их манеру от и до, но выглядели — к восторгу публики — очень похоже.

Вслед за гала-концертом свежеиспеченных победителей по традиции «Бенуа де ла данс» следует гала-концерт лауреатов приза прошлых лет.

Программа на 21 июня опять-таки по традиции достаточно пестрая — выбор композиций здесь за лауреатами, среди которых Иван Васильев, Екатерина Крысанова, Владислав Лантратов, Светлана Захарова, Денис Родькин, Семен Чудин и другие звезды.

премия
Фото: Батыр Аннадурдыев

Радует, что цементируют длинный список прославленные композиции из больших балетных историй, как относительно свежих — «Парка», «Дамы с камелиям», «Орландо», так и уже вошедших в золотой фонд — «Корсара», «Жизели», «Дон-Кихота».

Русский хореограф Юрий Григорович (так, без каких либо титулов он себя называет) может быть доволен: его любимое искусство на верном пути.

Справка «Известий»

Международный балетный приз «Бенуа де ла данс» (Benois de la Dansе), учрежденный Международной ассоциацией деятелей хореографии (ныне — Международный союз деятелей хореографии), присуждается с 1991 года за наиболее выдающиеся работы в области хореографии за минувший год. За время своего существования приз вручался в России, Париже, Варшаве, Берлине, Штутгарте. В 2002 году проект вернулся на сцену Большого театра, а в 2004 году стал фестивалем мирового балета. Сбор от гала-вечеров фестиваля передается в помощь ветеранам балета.

Читайте также
Прямой эфир