Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп сообщил о выдвижении Уолтца на должность постпреда США при ООН
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили более 120 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
СМИ заявили об ожидании США ратификации соглашения по ресурсам в раде за неделю
Происшествия
Силы ПВО сбили семь дронов ВСУ в ходе отражения воздушной атаки на Севастополь
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность и дождь в Москве 2 мая
Мир
Рубио указал на необходимость усилий Европы для урегулирования на Украине
Мир
Вэнс сообщил о продолжении участия Маска в работе DOGE после сокращения
Мир
Госдеп сообщил об отказе США от роли посредников в переговорах РФ и Украины
Мир
Трамп предупредил о введении санкций против покупающих нефть у Ирана стран
Мир
В Турции сообщили о повреждении более 4,2 тыс. зданий из-за землетрясения в Стамбуле
Армия
Российские военные восстановили памятник героям ВОВ в ДНР
Мир
Власти Китая заявили об оценке проведения переговоров с США по торговле
Армия
Расчеты самоходных пушек «Гиацинт-С» уничтожили бронетехнику и живую силу ВСУ
Армия
Снайперы уничтожили более 50 дронов «Баба-яга» на красноармейском направлении
Мир
CNN сообщил о нежелании Уиткоффа занимать пост советника Трампа по нацбезопасности
Армия
Мотострелки ВС РФ уничтожили два бронеавтомобиля ВСУ в ДНР
Мир
Румыния депортировала корреспондента RT Чей Боуза

Бесперспективняк

Политолог Евгения Пименова — о новой Стратегии национальной безопасности ФРГ и месте России в ней
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В ФРГ впервые появилась полноценная Стратегия национальной безопасности. Широкой общественности 76-страничный документ представил канцлер Олаф Шольц вместе с министром обороны Борисом Писториусом, главой МИДа Анналеной Бербок, министром финансов Кристианом Линднером и министром внутренних дел Нэнси Фэзер. Стратегия, как указали спикеры, вобрала в себя все концептуальные направления, а также мероприятия в сфере безопасности, реализуемые до сих пор различными министерствами без всеобъемлющей координации.

Переговоры о сути документа длились многие месяцы. Причем идея о необходимости его разработки была заложена еще в коалиционном договоре между свободными демократами, социал-демократами и «зелеными» по итогам федеральных выборов в 2021 году. Изначально планировалось, что стратегию обнародуют на Мюнхенской конференции в феврале этого года. Но в силу множества межведомственных разногласий тогда этого не случилось.

Среди основных пунктов, помимо военных угроз и формирования отвечающей этим вызовам армии, в документе говорится о противодействии кибератакам на критически важную инфраструктуру (транспорт, больницы, госорганы). Указывается на необходимость защиты страны от иностранного влияния и шпионажа. Вновь подчеркивается необходимость довести уровень военных расходов до 2% ВВП, как того требуют обязательства в рамках НАТО. А также обеспечить энергетические резервы страны на случай экстренных ситуаций. Разумеется, присутствуют и уже ставшие «ритуальными» пассажи о борьбе с изменением климата.

При этом внутри германского общества в адрес стратегии звучат и критические замечания. Главный вопрос в том, что специального финансирования под все перечисленные в документе мероприятия не предусмотрено. Не может правящая коалиция договориться и об административных путях реализации концепции. Речь идет о возможности создания совета национальной безопасности, формат работы которого партии всё никак не могут согласовать.

Анналена Бэрбок опасается утраты влияния МИДа на принятие решений, министерство обороны полагает, что инициатива может перейти к спецслужбам, при этом неясно, какое ведомство в конечном итоге должно иметь право решающего голоса. Помимо прочего, документ обсуждался кулуарно, без привлечения к дискуссии регионов, что вызвало понятное недовольство в руководстве федеральных земель.

Как указывается в тексте стратегии, идеологической основой безопасности Германии остается «тесная связь с Европейским союзом и трансатлантический альянс». По большому счету, документ не привнес ничего революционно нового в концептуальное осмысление правящими элитами основ внешнеполитического курса страны.

При внимательном изучении текст производит впечатление некоторой биполярности. Так, Китай определяется одновременно и как партнер, и как соперник. Безоблачная и абсолютная приверженность евроинтеграционному и трансатлантическому трекам никак не учитывает нанесших колоссальный ущерб ФРГ загадочных взрывов газопроводов «Северный поток» и «Северный поток – 2». Причем проведенных, как теперь выясняется, не без участия Польши и, как минимум, при информированности об этих планах Вашингтона. Россия названа главной угрозой безопасности, при этом ФРГ «не стремится к конфликту с ней».

К слову, документально зафиксированный масштаб российской угрозы — тоже не новость. Ментальной предшественницей нынешней стратегии нацбезопасности можно считать «Белую книгу бундесвера», которая впервые появилась в ФРГ в конце 60-х годов XX века и периодически обновлялась. Большой медийный резонанс приобрела ее редакция от 2016 года, где Россия названа одной из главный угроз Европе наряду с международным терроризмом.

Так или иначе, нынешняя стратегия нацбезопасности хоть и стала первым документом такого рода для Германии, всё же в большей степени является рамочной концепцией без конкретики, причем во многом повторяющей суть многих ведомственных наработок, существовавших до сих пор. Непреложной константой остается то, что НАТО «политически связывает Европу с Северной Америкой и является высшим гарантом защиты от военных угроз».

Даже если вскоре и будет сформирован совет национальной безопасности, это принципиально не изменит тотальной трансатлантической ориентированности ФРГ, ее полной интегрированности в повестку и структуры НАТО. Поэтому нынешний документ появился в большей степени для пиар-эффекта, и большого значения во внешнеполитической деятельности это иметь не будет. И главное: эта стратегия не даст Германии больше военной или внешнеполитической автономии, а посему придавать судьбоносного значения ей не стоит.

Автор — историк, политолог, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института международных исследований (ИМИ) МГИМО

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир