Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Пыльная буря Хамасин обрушилась на Египет
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Общество
В Москве силовики провели рейды по ночным клубам
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Мир
NYP сообщила о разочаровании Белого дома в подходе Уиткоффа к России и Ирану
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Мир
Трамп назвал Путина мудрым и хитрым человеком
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Армия
В Курской области нашли телефон украинского боевика с данными по вербовке в ВСУ
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Мир
Келлог заявил о согласии Украины на 22 требования о завершении конфликта с РФ
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Происшествия
Один человек погиб и трое пострадали в результате ДТП в Дагестане
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Происшествия
Силы ПВО и средства РЭБ уничтожили дроны в одном из районов Воронежской области
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Мир
ЕС представит новые торговые предложения переговорщикам США на следующей неделе
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Госдуме предложили урегулировать рекламу о банкротстве. Сейчас россиянам иногда обещают стопроцентную гарантию прощения всех долгов, что вводит потребителей в заблуждение, рассказала «Известиям» депутат Наталья Костенко. Зачастую процедура несостоятельности физлиц позиционируется в рекламе как освобождение от обязательств без негативных последствий и с сохранением имущества, однако это не так, подчеркнули в ФАС. Должнику могут отклонить запрос, а если одобрят, то его активы продадут для расчета с кредиторами. В дальнейшем человеку будет сложно получить новый заем, а еще раз пройти процедуру дефолта он сможет минимум через пять лет, рассказали эксперты.

Усилить контроль

В России планируют урегулировать рекламу, которая рассказывает о банкротстве, с такой инициативой выступили в Госдуме. Сейчас гражданам обещают стопроцентную гарантию прощения всех долгов, что вводит потребителей в заблуждение, сообщила «Известиям» депутат от «Единой России» Наталья Костенко. Поэтому, по ее словам, следует скорректировать закон о рекламе. Текст документа еще будет формулироваться.

госдума заседание
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

Кроме того, нужно четко определить, кто имеет право помогать физлицам проходить процедуру несостоятельности, добавила депутат. Например, требовать юридическое образование и определенный опыт в этой сфере. Это необходимо, чтобы людей не втягивали в банкротство, если они всё еще могут выплатить задолженность. Некоторые не понимают, что они могут потерять свое имущество и столкнуться с другими ограничениями, подчеркнула Наталья Костенко.

Справка «Известий»

Механизм судебного банкротства позволяет заемщику признать себя несостоятельным через суд при наличии долга свыше 500 тыс. рублей. Процедура платная, и ею можно воспользоваться только раз в пять лет. Внесудебное банкротство запускается через МФЦ, этот вариант подходит тем, у кого задолженность от 50 до 500 тыс. Процедура бесплатная, однако прибегнуть к такому методу списания долгов можно раз в 10 лет.

Зачастую банкротство физлиц позиционируется в рекламе как безусловное освобождение от долгов без негативных последствий, приводятся и гарантии сохранения имущества, поделились в пресс-службе ФАС. Однако это не соответствует действующему законодательству о несостоятельности и в ряде случаев может рассматриваться как введение граждан в заблуждение, подчеркнули в службе.

фас табличка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Там добавили: ФАС усилила контроль за рекламой процедур банкротства граждан. В ноябре 2022-го служба направила в территориальные органы поручение о необходимости принять меры по пресечению таких практик. ФАС проанализирует достаточность существующих норм закона для выявления и прекращения недобросовестной рекламы, касающейся несостоятельности физлиц.

Законом не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о товаре или услуге, об условиях их приобретения или использования, если при этом искажается смысл сведений и вводятся в заблуждение потребители, пояснили в службе.

В Минэк законопроект о регулировании рекламы банкротства официально не поступал, сообщили в пресс-службе ведомства. Там не ответили, поддерживают ли инициативу депутатов.

Банкротство и последствия

Рекламные обещания по дефолтам физлиц, такие как «гарантия списания долгов», «не плати кредиторам», вводят в заблуждение граждан. А также могут спровоцировать их на попытку необоснованно уклониться от обязательств, считает партнер юридической компании Milton Legal Сергей Шакиров. Он отметил: юристы и компании, размещающие такие объявления, как правило, занимаются банкротствами «на потоке», не вникая в суть каждого дела.

Также распространены случаи, когда клиентам советуют до процедуры переоформить на родственников всё имущество, снять со счетов деньги и спрятать. Однако кредиторы могут получить информацию о проведенных операциях, оспорить сделки, а недобросовестное поведение может стать основанием для неосвобождения от обязательств, объяснил эксперт.

Кроме того, многие компании, предоставляющие правовые услуги в этой сфере, обещают списание долгов и умалчивают о последствиях, подчеркнул заместитель председателя экспертного совета ЦБ по защите прав потребителей финансовых услуг Эльман Мехтиев. По его мнению, необходимо расширять регулирование для защиты прав потребителей в сфере оказания финуслуг.

кредит деньги
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Реклама, с которой хочет бороться законодатель, как правило, представляет лишь положительную сторону процедуры, согласен Сергей Шакиров из Milton Legal. Однако необходимо доносить информацию не только о возможном (а не гарантированном) списании долгов, но и о том, что активы клиента (кроме единственного жилья) будут проданы для расчетов с кредиторами. В дальнейшем также могут возникнуть проблемы с оформлением новых займов, а потребитель не сможет стать руководителем юрлица в течение следующих пяти лет.

Процедуру несостоятельности в России прошло уже более 800 тыс. граждан, рассказал эксперт проекта Народного фронта «За права заемщиков» Михаил Алексеев. Скорее всего, некоторая часть из них не так сильно нуждалась в признании несостоятельности и могла быть введена в заблуждение рекламой.

Компании, которые занимаются судебным банкротством граждан, привлекаются к ответственности со стороны ФАС за рекламу с 2017-го. И с прошлого года контроль усилился, подчеркнул Михаил Алексеев. По его словам, это правильный путь, так как введение потребителей в заблуждение слоганами о «списании долгов» и «стопроцентной гарантии» может сделать отрасль токсичной.

Читайте также
Прямой эфир