Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп сообщил о выдвижении Уолтца на должность постпреда США при ООН
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили более 120 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
СМИ заявили об ожидании США ратификации соглашения по ресурсам в раде за неделю
Происшествия
Силы ПВО сбили семь дронов ВСУ в ходе отражения воздушной атаки на Севастополь
Общество
Московский снегопад побил рекорд 116-летей давности
Общество
В Дагестане предотвратили теракт в отношении сотрудников правоохранительных органов
Мир
Вэнс сообщил о продолжении участия Маска в работе DOGE после сокращения
Мир
Reuters сообщило о планах ООН провести реорганизацию на фоне кризиса финансирования
Мир
Трамп предупредил о введении санкций против покупающих нефть у Ирана стран
Мир
В Турции сообщили о повреждении более 4,2 тыс. зданий из-за землетрясения в Стамбуле
Армия
Российские военные восстановили памятник героям ВОВ в ДНР
Мир
Власти Китая заявили об оценке проведения переговоров с США по торговле
Армия
Расчеты самоходных пушек «Гиацинт-С» уничтожили бронетехнику и живую силу ВСУ
Общество
Мещанский суд Москвы возбудил уголовное дело о госизмене в отношении россиянина
Мир
CNN сообщил о нежелании Уиткоффа занимать пост советника Трампа по нацбезопасности
Мир
Американская певица Джилл Собьюл погибла при пожаре в США
Мир
Румыния депортировала корреспондента RT Чей Боуза
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Нынешнее время порождает в творческих людях остроту восприятия и наводит на большие темы — поэтому у нас появятся шедевры в литературе, живописи и музыке, уверен Юрий Башмет. Народный артист СССР пояснил, что когда наступает кульминация, уже всё ясно, а сегодня идет крещендо и это самый интересный этап. В преддверии старта своего образовательного курса на базе Академии творческих индустрий «Меганом» (16–23 июля) маэстро рассказал «Известиям» о плавильном котле талантов, новых идеях и концертах на стройплощадке.

«Университет «Тавриды» мы очень ждали»

— Открывшаяся в Крыму Академия творческих индустрий «Меганом» стала ключевой частью арт-кластера «Таврида». На нем вы уже бывали. С какими чувствами вспоминаете эти визиты?

— Бывать летом на «Тавриде» для меня уже хорошая многолетняя традиция. Здесь всегда царит атмосфера творчества, поиска, каждый сантиметр буквально насыщен искусством. Приезжают очень интересные творческие ребята, кто-то уже чего-то добился, кто-то еще в поиске, но обязательно найдет свое призвание.

Чего мы только не делали за эти годы! И концерт проводили на стройплощадке, когда корпуса Академии только строились, и на берегу моря выступали, и играли музыку совсем молодых композиторов.

Для меня «Таврида-арт» — всегда что-то новое: идеи, необычные истории, эксперименты. Академию или, как мы ее называем, Университет «Тавриды», мы очень ждали и старались помогать всем, чем можем, воплощению в жизнь этого уникального замысла.

— Академия завершила прием заявок на ваш курс. Вам и вашим помощникам предстоит отобрать участников и открыть новую страницу в музыкальной истории арт-кластера. Какой, на ваш взгляд, она будет?

— Уверен, что в этом году наша Академия пройдет интересно и результативно. Мы соберем традиционно оркестр «Тавриды», но на смене будут еще молодые композиторы, дирижеры, звукорежиссеры. Таврида — это такой сплав талантливых молодых ребят. И мне всегда интересно смотреть, как они начинают общаться, разговаривать на профессиональные темы, дружить, создавать что-то новое.

Академия творческих индустрий «Меганом»

Академия творческих индустрий «Меганом»

Фото: официальный сайт арт-кластера «Таврида»

— Один из дней курса будет посвящен творчеству Сергея Рахманинова, 150-летие со дня рождения которого отмечается в этом году. Как вы оцениваете музыку современных авторов в контексте того, что создали их великие предшественники?

Кто сейчас может из композиторов взять и сочинить Шестую симфонию Чайковского? Никто. А почему? Стыдно писать красивую мелодию, употреблять банальную гармонию. А вот Петр Ильич не стеснялся. Для многих людей Чайковский чрезмерен, «душа нараспашку».

Но у Рахманинова это тоже есть в том же Втором фортепианном концерте, во Второй симфонии. Там он не постеснялся и такого выдал «Чайковского», что Петру Ильичу на небесах, наверное, эта музыка стала очень близка.

Сейчас только начали отступать от стеснительности. Я не призываю всех возвращаться к песенности, мелодичности, гармонии, но для меня это ценно. Мы многое прошли: знакомство с аутентичным исполнительством, невероятные эксперименты. И сегодня, если вернуться к музыке, которая, скажем просто, трогает душу, она все равно будет нести на себе печать экспериментов. Как ни крути, это уже не будет банально. Я считаю, что в этом направлении у нас огромная перспектива.

— Она уже как-то реализуется?

— Один из тех, кто находится на этом пути, Кузьма Бодров. Когда у нас с Сергеем Гармашем рождался спектакль «Кроткая», я думал, какую музыку можно сочинить в связи с этой историей, этим текстом. Кузьма пошел путем красоты и любви. И он не боится экспериментировать.

Или, например, музыка к спектаклю «Ибсен. Recycle» Валерия Воронова. Ну совсем неожиданный язык. Слушается с интересом, и это очень талантливо.

Композитор Кузьма Бодров, дирижер Юрий Башмет и актер Сергей Гармаш после спектакля «Кроткая»

Композитор Кузьма Бодров, дирижер Юрий Башмет и актер Сергей Гармаш после спектакля «Кроткая»

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

«Всё определяется тем, насколько человек готов рисковать»

— Вы проводите несколько музыкальных форумов по всей России. От Сочи до Хабаровска ждут фестивалей Башмета. В чем они перекликаются?

— Города разные. Есть большие, есть поменьше. Но и в них проходят совсем не мелкие провинциальные фестивали, в каждом ощущается масштаб и одновременно у каждого нашего фестиваля свое, особенное лицо. Везде интересные программы, каждый концерт со своей задумкой — в этом фестивали перекликаются, безусловно.

— Недавно завершился ваш юбилейный фестиваль в Ярославле. Какие изменения за 15 лет его проведения вы бы отметили?

— В Ярославле за 15 лет удалось сфокусировать в одной точке множество интересных, премьерных, творчески содержательных художественных событий, и это замечательно. Такой своеобразный допинг для музыкальной жизни города. Чего только мы не делали за 15 лет там, сколько замечательных музыкантов и музыкальных коллективов приезжало и приезжает в Ярославль. Мировые звезды, такие как Сэр Джейми Гелвей, Тан Дун и многие другие сыграли свои первые концерты в России именно в Ярославле, на фестивале. Но не меньшее удовольствие мне доставляет многолетнее сотрудничество с ярославскими музыкантами. Я радуюсь тому, как профессионально вырос местный хор «Ярославия». С тех пор как мы подключили его к нашим программам, у нас наладилось плодотворное сотрудничество. Его руководитель Владимир Контарев даже назвал меня крестным отцом. Это, конечно, нескромно, но я передаю его слова.

— Фестивали Башмета по-прежнему сохраняют статус международных. Как вам это удается и все ли иностранные артисты принимают приглашения?

— На приглашения положительно откликаются практически все, но многие боятся возвращаться потом к себе домой, боятся столкнуться с репрессиями. К нам хотят приехать музыканты из разных стран, в том числе с Украины. Мы можем гарантировать им полную безопасность здесь, но не можем обеспечить ее там.

Все определяется тем, насколько человек готов рисковать, а готовность к риску у всех разная. И характеры разные, и мнения по поводу того, что сейчас в мире происходит.

концерт
Фото: Городские новости/Тимофей Васильев

Фестиваль на то и существует, чтобы мы нашли общие положительные эмоции, общую дорогу — в этом наша цель, и мы ее достигаем. Я бы сказал, что это не просто успех, а достижение.

— А как бы вы охарактеризовали запрет русской музыки за рубежом?

— Это забавно. Тот же Бах у нас не запрещенный композитор, не понимаю, как можно его запретить. Разве что стать такими же мелкими, как те, кто запретил Чайковского. Чепуха всё это.

«До «Историй любви» я не знал, что Горький — великий писатель»

— Георгий Свиридов говорил, что симфонизм себя исчерпал, а XXI век будет веком песни. Можно ли с ним согласиться?

— Свиридов, может, и прав, но тогда мне, инструменталисту, придется выступить против себя. То есть мне нужно приобрести голос и начать петь, забросив инструментальную музыку. Но разве может она исчезнуть?

Классическая музыка изначально была элитарной. А народная песня была, есть и будет. Мы до сих пор слышим ее в великом исполнении Людмилы Зыкиной, например. Мелодия, гармония — это есть и никуда не денется.

— Поп-музыка в том виде, в котором она существует сегодня, имеет шанс сохраниться?

— Смотря чья. Есть талантливые вещи. Но только некоторые. Соотношение хорошего и плохого во всех областях творчества примерно одинаковое. Я вас сейчас огорчу и скажу, что не все симфонии Моцарта гениальны, не все скрипки Страдивари хороши.

Сцена из спектакля «История любви» в МХТ им. А.П. Чехова

Сцена из спектакля «История любви» в МХТ им. А.П. Чехова

Фото: МХТ им. Чехова/Александра Торгушникова

— Как нынешняя геополитическая ситуация отразится на искусстве в целом?

Этапы истории можно сравнить с уровнями опасности вулкана. На третьем туристов на него не пускают, четвертый — уже извержение. Сейчас острое время, подобное третьему уровню.

Оно порождает в творческих людях остроту восприятия, наводит на большие темы. Вся культура, всё, что касается души и разума в синтезе, сейчас переживает поворотный момент. Когда наступает кульминация, уже всё ясно, а сегодня идет крещендо, и это самый интересный этап.

— Вы ждете великих художественных свершений?

— Да. Я считаю, что мы стоим на пороге новой эры в искусстве. У нас появятся шедевры в литературе, живописи, музыке. Людям в наше время нужна духовная пища, любовь в космическом понимании.

— Кстати, о любви. В рамках IV Зимнего международного фестиваля искусств состоялась премьера музыкально-театрального вечера «Истории любви», созданного вами совместно с актерами МХТ им. А.П. Чехова. Этот же спектакль открыл празднование 125-летия основания Художественного театра. Что значит для вас эта работа?

— Я очень радуюсь подобным проектам, благодаря им я бесконечно узнаю что-то новое для себя. До «Историй любви» я, например, не знал, что Горький — великий писатель. В школе мы проходили его роман «Мать» и пьесу «На дне». Хорошие вещи, но в том возрасте их не хотелось читать.

А вообще любовь — это самое важное в жизни, такое же значимое понятие как рождение. Нет любви — нет жизни. Но нельзя жить всё время в состоянии ажиотажной любви, это трудно. Разум, достоинство, воспитание, верность. Всё остальное потом.

На сцену нельзя выходить без любви. Но многим приходится выступать очень часто, в том числе мне. Каждое выступление надо влюбляться? Каждый день влюбляться трудно, согласитесь. Но можно признаваться в любви. За ремеслом не спрячешься. Если я не буду любить то, что я исполняю, вам не понравится, потому что я буду неискренним.

Читайте также
Прямой эфир