Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Мужчина бросил страйкбольную гранату в сотрудника ТЦК в Запорожье
Политика
Путин указал на близость позиций РФ и Таджикистана по глобальным вопросам
Спорт
«Локомотив» впервые стал победителем регулярного чемпионата КХЛ
Происшествия
Двое сотрудников МЧС пострадали из-за атаки БПЛА в ДНР
Мир
Во Франции уличили Трампа в перекладывании ответственности за Украину на Европу
Наука и техника
Маск указал на возможность людей оказаться на Марсе через 5–7 лет
Общество
Муж убитой ВСУ под Суджей беременной женщины рассказал о поисках ее тела
Общество
Описавшая в дневнике оккупацию ВСУ жительница Мартыновки отказывалась уезжать
Мир
Al Masirah сообщил об ударе США по йеменской провинции Ходейда
Происшествия
В Тюмени пропал приехавший на ЧР по биатлону спортивный журналист
Происшествия
Девочка умерла от отравления неизвестным веществом в Ставропольском крае
Армия
ВС РФ нанесли «Искандером» удар по сосредоточению живой силы ВСУ в Сумской области
Мир
Песков назвал опасной тенденцией обсуждение отправки контингента НАТО на Украину
Мир
Более 30 тыс. украинцев потеряли статус беженцев в Швейцарии с 2022 года
Мир
Сербия может допустить РФ и США к анализу данных о якобы звуковой пушке на протестах
Общество
Облака в Москве окрасились в радужные оттенки на фоне похолодания
Политика
Военный аналитик назвал поражение под Курском причиной отставки главы генштаба ВСУ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

После многолетних споров гордость русской культуры знаменитая икона Андрея Рублева «Троица» наконец-то передана Русской православной церкви. 3 июня икону из Третьяковской галереи транспортировали в храм Христа Спасителя, а на следующий день, в праздник Святой Троицы, она стала полноценной участницей патриаршего богослужения и ее смогли увидеть верующие. Древний образ привезли в специальной капсуле и его сохранности ничто не грозит, уверены эксперты. Хотя некоторое волнение вокруг иконы все-таки присутствует, убедился корреспондент «Известий», побывав на месте событий.

Как зеницу ока

4 июня в храме Христа Спасителя появилась икона Святой Троицы, написанная в XV веке знаменитым русским иконописцем Андреем Рублевым. Это произошло в один из главных православных праздников — праздник Святой Троицы, или Пятидесятницы. В этот день, согласно евангельскому повествованию, на апостолов сошел Святой Дух, одаривший их способностью говорить на разных языках и проповедовать Евангелие по всему миру. Этот же день считается и днем рождения Церкви.

Решение о возвращении РПЦ одной из главных ее святынь было принято президентом России по многочисленным просьбам православных верующих и патриарха Кирилла и поддержано Минкультом РФ, говорится в официальном пресс-релизе.

молитва
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зоя Игумнова

Прихожанин Андрей Васнецов заявил «Известиям», что «Троица» для России — икона номер один и поэтому она должна быть в церковной ограде. А вот Алексей Поддубный, известный как певец Джанго, который тоже был замечен в храме во время службы, настроен не так категорично.

— Сейчас особенно важно укреплять свою веру, — считает он. — А какую икону считать главной — какая разница?

Как сообщили в Минкульте, во время пребывания в ХХС древний образ будет находиться под наблюдением сотрудников Третьяковской галереи при строгом контроле температурно-влажностного режима, требуемого для сохранения памятника. Выступая на заседании Священного синода, патриарх заявил, что Церковь могла только мечтать о возвращении иконы.

3 июня храм Христа Спасителя был закрыт — в нем шли приготовления к грядущему событию. А утром в воскресенье здесь состоялась праздничная литургия, которую возглавил патриарх Кирилл. Перевозка иконы стала отдельным «ритуалом»: ее доставили в передвижной капсуле на специализированном грузовике службы «Арт-курьер», оборудованном подъемником, и в сопровождении охранного экипажа. Всё это практически исключало возможные повреждения и сводило к нулю даже минимальные вибрации, пояснили специалисты.

В храме «Троицу» встретило духовенство, сопровождая приход иконы молитвенными песнопениями. Там ее положили сначала на плат в центре зала, а затем аккуратно на руках перенесли в заранее приготовленную стеклянную витрину. Икону установили в центре храма, напротив алтаря, огородили позолоченным ограждением и приставили охрану из росгвардейцев, убедился корреспондент «Известий».

икона
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

В этой капсуле по гарантии производителя будет поддерживаться постоянный влажностный режим порядка 50–55%, что позволит сохранить целостность раритета, рассказали «Известиям» в службе «Арт-курьер». Кроме того, к приезду «Троицы» храм дополнительно оборудовали восемью системами кондиционирования и подготовили холодильные машины, которые будут запускаться по мере необходимости при изменении температуры. У каждой из машин есть «страховой» дубликат на случай выхода из строя.

Мониторинг температуры вблизи капсулы будет вестись круглосуточно в онлайн-режиме с центрального диспетчерского пункта. Температуру и влажностный режим контролируют около 4 тыс. датчиков, пояснили в «Арт-курьере».

Без претензий и конфликтов

Цвет праздника Троицы — зеленый. Духовенство в этот день служило в изумрудных облачениях, а храм и алтарь были украшены сочной зеленью и веточками березы. Поклониться святыне в ХХС пришли несколько сотен людей, а сама служба оказалась особенной и прошла будто «под присмотром» иконописного шедевра.

После окончания службы доступ к «Троице» частично открыли. Людям предоставили возможность пройти рядом с иконой на расстоянии примерно 3 м. Более близкий контакт древнему образу мог навредить — пришедшие на службу люди это понимали и какого-то недовольства никто не выказывал.

прихожане
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Некоторые приехали на службу из Подмосковья и других городов страны. Например, Галина Панкратова из Севастополя рассказала «Известиям», что давно мечтала увидеть «Троицу» и, прибыв в Москву, пошла в Третьяковку, где и узнала, что икона «переехала» в ХХС.

Служба шла около трех часов, патриарх — как и положено на Троицу — прочитал три коленопреклоненные молитвы и произнес праздничную проповедь. Покидая храм, можно было взять с собой небольшую бумажную копию «Троицы» с благословением — в память о возвращении Церкви рублевского оригинала.

В Париж — можно

Реставрационный совет Третьяковской галереи 15 мая этого года опубликовал протокол по «Троице», в котором подробно описано состояние иконы. После этого представители музейного сообщества словно решили обходить тему стороной, по крайней мере в публичном пространстве.

«Троица» — часть нашего культурного кода, его краеугольный камень, сказала «Известиям» независимый куратор выставочной деятельности, культуролог Элеонора Захаржевская. Именно с Андрея Рублева начинается русская школа иконописи — переосмысление предыдущего опыта византийской иконописи, к которой относится Феофан Грек, и появление национальной школы, повлиявшей на всё отечественное искусство вплоть до авангардистов.

в церкви
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зоя Игумнова

Кроме того, не стоит забывать, что Андрей Рублев канонизирован — считается, что им руководила рука Бога, когда он писал «Троицу», добавила специалист. Это — великая работа не только в плане живописи, но и с точки зрения духовной ценности.

— Думаю, «Троицу» постараются максимально сохранить. Бывает даже такое, что древние иконы лучше чувствуют себя в храме, в намоленном месте — это уже божественное явление, — сказала Элеонора Захаржевская.

Споры вокруг перенесения иконы из музея в храм появлялись еще в середине 2000-х, напомнил настоятель храма в честь святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский.

— Тогда музейное сообщество в один голос сказало, что икона в очень плохом состоянии. При этом она несколько раз отправлялась на выставку в Париж. Получалось, что в церковь нельзя, а в Париж — можно, — сказал он «Известиям».

В Троице-Сергиевой лавре находится много древних икон рублевской школы и некоторые из них не менее ценны, чем «Троица», но их сохранность почему-то не беспокоит музейное сообщество, обратил внимание на двойственность ситуации священник. Со слов Владимира Вигилянского, «Троица» — это в первую очередь икона и она создавалась для молитвы и богослужения, а не для того, чтобы быть музейным экспонатом.

храм
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

— Я и сам в прошлом сотрудник Пушкинского музея, и заподозрить меня в нелюбви к музейному сообществу и непонимании проблемы сложно, — говорит отец Владимир.

Справка «Известий»

«Троица» датируется 1411–1427 годами и считается единственной сохранившейся и достоверно принадлежащей Андрею Рублеву иконой. Кроме того, по мнению искусствоведов, это главный шедевр русской иконописи в целом. С первых десятилетий XVI века (более ранние упоминания до нас не дошли) и вплоть до 1929 года произведение находилось в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. При этом изображение неоднократно поновляли, то есть покрывали новым слоем краски, записывая исходное изображение без учета стилистики и цветового решения оригинала.

В 1904 году живопись Рублева, сохранившаяся фрагментарно, впервые была раскрыта: реставратор Василий Гурьянов снял поздние слои, но не полностью, и сам дописал некоторые участки. Первая полноценная научная реставрация прошла в 1918–1919 годах по заданию комиссии по раскрытию древней живописи в России во главе с Игорем Грабарем. Тогда же стали очевидны проблемы с сохранностью памятника. В 1929 году икона была включена в собрание Государственной Третьяковской галереи, где и хранилась под надзором специалистов.

Храм Христа Спасителя будет открыт для поклонения святыне с 4 до 18 июня с 10:00 до 19:00 (в воскресенье — после литургии). В целях обеспечения температурно-влажностного режима возможны перерывы в допуске к иконе продолжительностью до 60 минут. После пребывания в ХХС «Троица» займет свое историческое место в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры, сообщили в пресс-службе патриархии.

Читайте также
Прямой эфир