Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп сообщил о выдвижении Уолтца на должность постпреда США при ООН
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили более 120 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
СМИ заявили об ожидании США ратификации соглашения по ресурсам в раде за неделю
Происшествия
Силы ПВО сбили семь дронов ВСУ в ходе отражения воздушной атаки на Севастополь
Общество
Московский снегопад побил рекорд 116-летней давности
Общество
В Дагестане предотвратили теракт в отношении сотрудников правоохранительных органов
Мир
Вэнс сообщил о продолжении участия Маска в работе DOGE после сокращения
Мир
Reuters сообщило о планах ООН провести реорганизацию на фоне кризиса финансирования
Мир
Трамп предупредил о введении санкций против покупающих нефть у Ирана стран
Мир
В Турции сообщили о повреждении более 4,2 тыс. зданий из-за землетрясения в Стамбуле
Армия
Российские военные восстановили памятник героям ВОВ в ДНР
Мир
Мирошник указал на бурную реакцию властей Киева из-за миротворческих инициатив РФ
Армия
Расчеты самоходных пушек «Гиацинт-С» уничтожили бронетехнику и живую силу ВСУ
Общество
Мещанский суд Москвы возбудил уголовное дело о госизмене в отношении россиянина
Мир
CNN сообщил о нежелании Уиткоффа занимать пост советника Трампа по нацбезопасности
Мир
Американская певица Джилл Собьюл погибла при пожаре в США
Мир
Румыния депортировала корреспондента RT Чей Боуза
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Кристиан Кнапп будет дирижировать в Петербурге самой длинной оперой Вагнера, мечтает исполнить «Пиковую даму» Чайковского и раздумывает о новых проектах с Хиблой Герзмава. Об этом американский маэстро рассказал «Известиям» после своего концерта в Казани в рамках XII Международного фестиваля им. Сергея Рахманинова «Белая сирень». Вместе с Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Татарстан (ГАСО РТ) и пианисткой Евой Геворгян Кнапп исполнил произведения Чайковского и Рахманинова.

«Как будто рояль становился певцом»

— Почему вы выбрали для исполнения русскую программу?

Программу предлагали оркестр и его художественный руководитель Александр Сладковский, мой близкий друг. Но для меня в этом нет проблемы. Хотя у меня американский паспорт, русская музыка не воспринимается мной как что-то далекое. Когда я учился на пианиста в США, почти все педагоги представляли именно русскую традицию. А в 1997 году я приехал в Петербург и учился три года у Ильи Мусина. На его занятиях симфонии Чайковского были постоянной темой. В общем, я с удовольствием принял предложение ГАСО РТ.

— Первая симфония Чайковского звучит реже, чем Четвертая, Пятая и Шестая. Какие эмоции это произведение вызывает у вас?

— Я очень люблю эту симфонию. Особенно первые три части. Они безумно интимные. С одной стороны, вроде бы играет большой симфонический оркестр. И в то же время там есть абсолютно камерные места с тонкими нюансами. А «Буря» была совсем новым произведением и для меня, и для оркестра. Тоже ранний Чайковский. Мы впервые попробовали сыграть этот опус вместе, и думаю, получилось неплохо.

концерт
Фото: пресс-служба ГАСО РТ

— Каковы ваши впечатления от оркестра?

— Общее впечатление — что ГАСО РТ становится лучше и лучше. Они демонстрируют очень высокий уровень и играют замечательно! И это несмотря на то, что мы репетировали меньше, чем обычно: параллельно у меня была премьера в Москве — «Норма» с Хиблой Герзмава, поэтому я летел на один день в Казань, потом вернулся в Москву, потом — снова в Казань.

— В «Рапсодии на темы Паганини» Рахманинова солировала пианистка Ева Геворгян. Ей всего 19 лет. Как вам кажется, музыканты поколения зумеров чем-то отличаются от представителей старших поколений?

Ева очень красиво сыграла! Мы встретились только на генеральной репетиции, и у нас было меньше возможности договориться, поэтому надо было просто слушать друг друга и реагировать. Но она всё сделала отлично, со всем справилась, хотя я брал подвижные темпы.

Что касается поколений, здесь ключевой вопрос — где и у кого учился музыкант. Есть педагоги, которые держат традицию. Есть — более современные. Если говорить именно о пианизме, то в XX веке было великое поколение — Рихтер, Гилельс, Горовиц. У них был уникальный звук. Как будто рояль становился певцом! Сейчас распространен другой стиль. Другое время — другая душа.

Считается, что сегодня играют более технично, более холодным звуком. И иногда есть ощущение, будто мы что-то теряем. Как раз это «пение». Но это не значит, что все современные пианисты такие. Ева — очень интересный музыкант. «Рапсодию на темы Паганини» Рахманинова я прежде играл еще с Дмитрием Шишкиным. И скажу, что он — поэт, когда сидит за фортепиано. Это тоже было очень сильное впечатление.

А, например, Даниил Трифонов — он просто гений! Его исполнение Второго концерта Прокофьева говорит о том, что он великий пианист. Безотносительно поколений.

— С Трифоновым вы работали?

— К сожалению, нет, хотя я очень много раз слышал, как он выступил с Валерием Абисаловичем Гергиевым. Поэтому я еще жду возможности сыграть с Трифоновым. Скажите ему, если будете беседовать, что я готов! (смеется)

концерт
Фото: пресс-служба ГАСО РТ

«Сейчас Россия куда богаче и современнее»

— У вас планируются выступления за пределами России?

— В ближайшее время я только в России, но через сезон — да, планирую играть в других странах. Жду, когда наступит какая-то ясность с мировой ситуацией.

— Вы не жалеете, что остались в России и продолжили работать с Гергиевым?

У меня американское гражданство, но я учился здесь и уже 11-й сезон я сотрудничаю с Мариинским театром. Я давно решил, что хочу быть в России. Не вижу, как это можно изменить. Так что — да, я не жалею.

— Когда вы впервые приехали в Россию?

— Тогда это был еще СССР. Кажется, 1987 или 1988 год. Я учился в школе, и мы с группой одноклассников около 10 дней провели здесь. У наших стран тогда были напряженные отношения, холодная война, но нам всегда хотелось понять: что там, в России? Что такое Советский Союз? Для меня это было особенно важно, потому что я на тот момент уже долго занимался на фортепиано, а ведь пианизм во многом базируется именно на русской традиции.

— Где вы побывали в СССР?

— Мы посетили Москву и Ленинград. Сходили на балет в Большой театр. Российский балет по сей день — один из величайших в мире!

концерт
Фото: пресс-служба ГАСО РТ

— Потом вы приехали к нам уже в 1997 году. В чем было отличие той страны, которую вы увидели в конце 1980-х, от новой России?

— Во время той школьной поездки мы постоянно были под контролем: гостиница, автобус, экскурсия, снова гостиница. Я не мог в полной мере почувствовать страну. Видел только то, что нам показывали. Хотя через окно автобуса я замечал, что полки в магазинах пустуют, а люди одеты довольно бедно. Когда же я приехал в 1997 году, стало ясно, что поменялось многое. В Петербурге была очень богемная, творческая атмосфера. Но сейчас Россия куда богаче и современнее.

«В Сочи я брал палатку и шел в горы»

— В какой момент вы поняли, что хотите связать свою жизнь с Россией?

— До приезда в Россию я жил в Бостоне и учился одновременно в университете на философа и в консерватории на пианиста. В последний год мне надо было написать дипломную работу, подготовить большую программу по фортепиано. Вдобавок тогда же я создал небольшой оркестр, поскольку уже понимал, что хочу быть дирижером, и занимался там всем, чем только можно — и пиаром, и прочими делами.

В общем, когда я закончил обучение, мне хотелось выдохнуть, поэтому я не строил никаких конкретных планов. И тут появилась возможность поехать на летний мастер-класс в Сиену (Италия). Там в течение шести недель проходил курс молодых дирижеров. Его вели три педагога: Мюнг-Вун Чунг, великий маэстро Юрий Темирканов и третий наставник, которого я на тот момент не знал, — Илья Мусин. Я приехал ради первых двух имен, особенно ради Темирканова. И действительно получил много от всех. Но как педагог самым лучшим был Мусин. Он мог за пару минут объяснить любую вещь абсолютно четко, и для меня это будто открыло двери.

— С другими дирижерами не так?

— Очень часто нам говорят: «Это секрет профессии. Это придет с опытом». И это правда. Дирижеру нужно много опыта. Но у Мусина была техническая система. И там, где другой педагог не мог объяснить проблему или дать конкретный совет, Мусину это удавалось.

У меня прежде не было никаких конкретных планов, тем более ехать в Россию. Но, поработав две недели с Ильей Александровичем, я понял: мне надо учиться у этого педагога. Так что я приехал в Петербург и успел три года позаниматься с ним. В 1999 году он ушел из жизни. Дожил до 95 лет, до последнего преподавал.

концерт
Фото: пресс-служба ГАСО РТ

— Но ведь окончательно приехали в Россию вы уже в 2010-х. А что было в нулевых?

После учебы у Мусина я победил на конкурсе в Лондоне, получил большой денежный приз и остался там. Но всегда у меня была мечта вернуться в Россию и работать с Валерием Абисаловичем. Он меня не знал, я был один из многих, кто ходил в Мариинку, смотрел спектакли с галерки. Потом через кого-то я получил пропуск на репетиции и регулярно их посещал — всегда был в восторге, как Гергиев дирижировал.

И вот уже после победы в Лондоне, когда я был приглашенным дирижером в оркестре в США, туда приехал в качестве солиста пианист Александр Торадзе. Мы играли с ним Третий концерт Прокофьева. А я знал, что он — близкий друг Гергиева. И спросил его, может ли он как-то помочь, чтобы я встретился с Валерием Абисаловичем. Он всё организовал, и в итоге я дебютировал в Мариинском театре с «Электрой» Рихарда Штрауса. Сейчас у меня в репертуаре 93 оперы. Каждый месяц я дирижирую минимум шестью спектаклями, а бывает — 12–13. Рай для музыканта!

— Впечатляет! А есть ли какая-то опера, которую вы мечтаете исполнить, но пока не довелось?

— Это «Пиковая дама».

— На днях вы продирижировали новой постановкой «Нормы» Беллини в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко. Какие премьеры ждать российским меломанам от вас в обозримом будущем?

— Планов много. Например, в Мариинке будут поставлены «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера. Я уже дирижировал этой оперой, но в концертном исполнении. Пять с половиной часов! Только для настоящих фанатов (улыбается). Теперь же зрители увидят ее в сценическом варианте. Премьеру проведет Валерий Абисалович, потом ее буду дирижировать и я. Кроме того, у меня есть идеи продолжения сотрудничества с Хиблой Герзмава, с которой мы сейчас работали над «Нормой».

концерт
Фото: пресс-служба ГАСО РТ

— Вы были много где в России. Есть ли место, до которого вы пока не доехали, но хотите однажды там побывать?

— Камчатка! Вообще, может, с возрастом я люблю природу больше и больше. Много раз был в нашем штате Аляска, но все говорят, что Камчатка впечатляет еще сильнее. Лучше всего я отдыхаю в горах. Прошлый отпуск я провел в Сочи. Но основное время я провел не на пляже и даже не в Красной Поляне. Мне скучно на пляже уже после 20 минут. Поэтому я брал палатку и шел в горы.

Справка «Известий»

Международный фестиваль «Белая сирень» ежегодно проводится в Казани Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского. В этом году в программе смотра — семь концертов, первый из которых состоялся 13 мая, а последний пройдет 10 июня. Среди участников — дирижеры Владимир Федосеев (Россия), Хаожань Ли (Китай), Ян Латам-Кёниг (Великобритания), пианисты Денис Мацуев (Россия), Шио Окуи (Япония) и др.

Одним из ярких событий фестиваля стал концерт дирижера Кристиана Кнаппа. Вместе с ГАСО РТ он исполнил симфоническую фантазию «Буря» и Первую симфонию Чайковского, а также «Рапсодию на тему Паганини» Рахманинова (солистка — Ева Геворгян).

Читайте также
Прямой эфир