Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп сообщил о выдвижении Уолтца на должность постпреда США при ООН
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили более 120 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
СМИ заявили об ожидании США ратификации соглашения по ресурсам в раде за неделю
Происшествия
Силы ПВО сбили семь дронов ВСУ в ходе отражения воздушной атаки на Севастополь
Общество
Московский снегопад побил рекорд 116-летней давности
Общество
В Дагестане предотвратили теракт в отношении сотрудников правоохранительных органов
Мир
Вэнс сообщил о продолжении участия Маска в работе DOGE после сокращения
Мир
Reuters сообщило о планах ООН провести реорганизацию на фоне кризиса финансирования
Мир
Трамп предупредил о введении санкций против покупающих нефть у Ирана стран
Мир
В Турции сообщили о повреждении более 4,2 тыс. зданий из-за землетрясения в Стамбуле
Армия
Российские военные восстановили памятник героям ВОВ в ДНР
Мир
Мирошник указал на бурную реакцию властей Киева из-за миротворческих инициатив РФ
Армия
Расчеты самоходных пушек «Гиацинт-С» уничтожили бронетехнику и живую силу ВСУ
Общество
Мещанский суд Москвы возбудил уголовное дело о госизмене в отношении россиянина
Мир
CNN сообщил о нежелании Уиткоффа занимать пост советника Трампа по нацбезопасности
Мир
Американская певица Джилл Собьюл погибла при пожаре в США
Мир
Румыния депортировала корреспондента RT Чей Боуза
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Даже к тому, чтобы просто выйти и постоять на сцене, нужно готовиться, уверен премьер Большого театра Денис Савин. За 20 лет службы он станцевал десятки партий и работал со многими выдающимися хореографами. Накануне выступления в спектакле «Спартак» заслуженный артист России рассказал «Известиям» о том, что в искусстве балета его вдохновляет и воодушевляет, а что вызывает стресс и бессонницу.

«Ну какой там дуэт? Максимум — девочку за талию подержать»

— 24 мая вы танцуете Гладиатора в «Спартаке». Персонаж значимый, но не основной. О таких ваших героях директор балета ГАБТа Махарбек Вазиев говорит: «Даже когда он танцует не главную роль, она все равно становится главной». Как вам это удается?

— В чем бы ты ни выходил, должен это сделать по-настоящему, честно. Не бывает маленьких партий. Не представляю, как можно выйти даже постоять на сцене, не подготовившись, не проработав, типа стоим нормально там, за троном.

Надеюсь, что у меня получается показать отношение к роли, которое мне привили еще в училище. Особенно благодарен замечательному педагогу по народно-сценическому танцу Евгении Герасимовне Фарманянц, которая, к сожалению, уже ушла из жизни.

— Этой весной легендарный «Спартак» Юрия Григоровича отметил 55-летие. Вы станцевали во всех балетах Юрия Николаевича. Какой из них ваш любимый?

— Как бы банально ни звучало, все его балеты люблю и как артист, и как зритель. Но особое место в моем сердце навсегда останется за тремя партиями. Все три — на первом месте: Абдерахман из «Раймонды», Тибальд из «Ромео и Джульетты» и Яшка из «Золотого века». Исполнять каждую из этих ролей — настоящее артистическое счастье.

— Ныне здравствуют два мэтра хореодрамы, на годы вперед определившие развитие балета-истории. Кроме Юрия Григоровича это Джон Ноймайер. И с ним вы тоже работали в «Анне Карениной» и «Сне в летнюю ночь». Чем запомнилось это сотрудничество?

— Тут разные ощущения. «Сон в летнюю ночь» случился, когда я еще совсем молодой был. Опыта в дуэте — ноль. Пришел из училища, встал в кордебалет. Ну какой там дуэт? Максимум — девочку за талию подержать. А кто танцевал хореографию Джона, тот прекрасно понимает, что это сложнейшие дуэты — и физически, и технически, топовый уровень.

Мне руководство театра говорит: через три дня надо будет станцевать партию Лизандра. Один премьер заболел, другой не может, у третьего травма. А я единственный, кто на репетициях был хотя бы несколько раз. Меня действительно выписывали на партию Лизандра. Но потом, естественно, я ушел в кордебалет и в партию мотыльков: мы там деревья двигали.

За три дня нам с Аней Ребецкой надо было всё выучить и станцевать. Так что со «Сном в летнюю ночь» у меня связано ощущение сплошного стресса и бессонных ночей. Триггер какой-то. Толком даже не вспомню, какие от того балета эмоции получил, кроме желания просто выжить на сцене. (Смеется.)

Кстати, Джона тогда на постановке не было. Приезжали его помощники. А вот на «Карениной» произошла совершенно другая история. Партия в отношении дуэта оказалась намного проще. И Джон приехал.

Денис Савин и хореограф Джон Ноймайер

Денис Савин и хореограф Джон Ноймайер

Фото: Катерина Новикова

— Кастинг он сам проводил?

— К его приезду у нас было несколько составов. Начали работать, и он каждого посмотрел. Типа давай выходи, берем это место. Сразу включался с тобой в работу. С самого начала вытаскивал не технику исполнения движений (она для него на втором плане), а эмоции, понимание роли. Разговаривал, объяснял. Словом, давал задачу — нужно было ее тут же решить.

Если бы я не знал, что Джон — хореограф, я бы сказал, что он режиссер драматического театра. У него огромная теоретическая база и постоянная работа с артистом. Абсолютный уход от танца в сторону актерского мастерства. Это невероятно круто, потому что раскрывает исполнителей, дает им какой-то 3D-эффект.

«Мне повезло каким-то невозможным образом»

— В программе Modanse вы со Светланой Захаровой танцуете балет «Как дыхание» в постановке Мауро Бигонцетти. Это ваш первый опыт работы с этим хореографом?

— Да. Несмотря на то что знаком я с ним давно, наверное лет 12 уже. Был такой проект в Большом театре — «Отражение», Сергей Данилян его делал (премьера состоялась в 2011 году. — «Известия»). Там были девушки заняты. Мы как партнеры с ними танцевали.

Хореография у него классная. Я тогда подумал: хорошо было бы ее когда-нибудь исполнить. А тут такая возможность. Согласился сразу, даже не зная, что надо танцевать.

Артисты балета Светлана Захарова и Денис Савин в балете «Progetto Handel» в постановке хореографа Мауро Бигонцетти

Светлана Захарова и Денис Савин в балете Progetto Handel в постановке хореографа Мауро Бигонцетти

Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков

— Балет острохарактерный, как и всё у Бигонцетти. Каков ваш герой?

— Там идет некое соревнование. Она выходит, танцует вариацию. Вдруг не пойми откуда появляется такой Петруччо и принимается ее где-то дразнить, где-то копировать. Ей это в чем-то нравится, в чем-то она его как вызов воспринимает: ах, так? И начинается друг над другом подтрунивание.

— Вспоминается не только ваш Петруччо в «Укрощении строптивой» Кристофера Майо, но и Ромео в «Ромео и Джульетте» Раду Поклитару, которого вы станцевали сразу после школы. Понимание, что современный танец — это ваше, тогда пришло?

— Я понял, что это то направление, в котором хотел бы развиваться, несмотря на то что тогда были, да сейчас есть люди, которые относятся к современному танцу в Большом театре с осторожностью.

Понятное дело, что у нас академический театр, классика. Но развиваться нужно во всех направлениях. Очень рад, что Раду появился в моей жизни. Во многом да, он определил мою любовь к современному танцу.

Денис Савин в спектакле «Квартира»

Денис Савин в спектакле «Квартира»

Фото: Дамир Юсупов

— Что нового открыли для себя, работая с Матсом Экком в «Квартире»?

— Он тоже всегда объяснял, что танцуешь. Ни одного движения не было просто так. Каждое с тобой проговаривал — куда направлено, что за конфликт, какая ассоциация может быть. Например, ты возвращаешься домой, и у тебя возникает какой-то вопрос к жене, а она не может на него ответить.

Отдельно помню появление самого Матса. Когда он в зал вошел, это прямо вау! Высокий, длиннющие руки. В возрасте уже. И начал показывать с такой амплитудой, что непонятно было, как это вообще возможно показать.

Потрясающая была работа, конечно. Хотелось не потратить даром ни секундочки, брать, брать, брать, набираться опыта. Все, кому тогда удалось с Матсом поработать, многое приобрели в свою копилку знаний о танце, театре, искусстве.

Денис Савин в спектакле «Квартира»

Денис Савин в спектакле «Квартира»

Фото: Дамир Юсупов

— К тому времени вы уже много чего перетанцевали. Опыт был.

— Да, и опыт, и понимание современного танца. Не нужно было переделывать свое тело после классики. Единственное классическое па-де-де я танцевал в балете «Эсмеральда». А характерные партии, в которых в основном был занят, не мешают уходить в современную сторону, поэтому сразу вошел в процесс.

Вообще, когда смотрю на свой 20-летний период творчества, понимаю: мне повезло каким-то невозможным образом. Время совершенно невероятное. Каждый год у нас что-то было — Форсайт, МакГрегор, Матс Эк. В какой-то момент они один за другим приходили, и это был, наверное, расцвет современного танца в Большом. Просто нереальное везение работать с такими хореографами — умнейшими, интереснейшими.

«А ставить не могу. Не мое это»

— В недавнем фильме о Большом театре ваш коллега Владислав Лантратов так говорит о вашем Леонте из «Зимней сказки» Кристофера Уилдона: «Я все, кажется, знаю о балете, но я не понимаю, как он это делает». Можете рассказать как?

— Он меня перехвалил. Всё было сделано в тесном контакте с Кристофером и его ассистентом Петром Станчиком. Оставалось только прогонами всё это в спектакль сложить.

Первый акт там просто сумасшедший, жутко тяжелый, но очень классно сделанный. Мне нравится и смотреть его, и исполнять. Я изначально был пятым или шестым составом. Но для себя решил, что все равно поработаю, даже если не выйду.

А Кристофера помню с момента, когда он приезжал Misericordes ставить. Изначально он чуть ли не «Гамлета» хотел, но что-то не срослось. Впечатления это тогда не произвело. Поэтому, когда я увидел его «Алису» и «Зимнюю сказку», не поверил, что это Кристофер. Человек не просто вырос, он превратился действительно в потрясающего мастера.

— С кем из хореографов вы хотели бы поработать?

— Со всеми, с кем не успел этого сделать, можно так сказать. Недавно участвовал в проекте «Лабиринт», где встретился с Аней Щеклеиной. Очень крутая Аня. Невероятно талантливая.

Я с импровизацией-то познакомился благодаря ей. 20 лет делал то, что мне говорили, а с ней в итоге выпустили балет, где оба дуэта — импровизация.

В первом ты как оголенный нерв: каждое прикосновение отзывается электрическим импульсом. Второй дуэт — мягкий, до партнерши не дотрагиваешься, но ощущаешь тепло. Как пойдут эти дуэты, никто не знает. Знаем только музыку и настроение.

Хотел бы с Аней еще поработать. Но ее хореография очень требовательная в плане гибкости, пластики и, естественно, возраста. А я 21-й сезон работаю: больше времени нужно, и чтобы подготовить себя к репетициям, и чтобы восстановиться. Наш век слишком короткий, к сожалению.

Артист балета Денис Савин в одноактном балете «Минотавр»

Денис Савин в одноактном балете «Минотавр»

Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович

— Вы столько всего перетанцевали. В хореографы пойти не хотите?

— Не получается. Не знаю, откуда у них эти мысли появляются, просто не понимаю. Наверное, должна быть активной какая-то часть мозга, которая за это отвечает.

— За сочинение движений?

— Да. Это близко к импровизации. Но та идет чисто на музыке. Можешь поймать настроение и выражать его. Но, когда ты ставишь, должен еще понимать, как двигаются люди. Если это сюжетный балет, знать, как выразить отношения между персонажами. Не так, что персонажи меняются, а весь балет из трех движений состоит, причем в одном темпе и амплитуде сделанных.

— Это речь хореографа. Всё проанализировали, разложили по полочкам.

— А ставить не могу. Не мое это. С Артемием Беляковым (премьер Большого театра, хореограф. — «Известия») вместе работали, когда он делал «Времена года». Классно было наблюдать. Он приходит с готовым материалом. Есть мысль, понимание. Главное, чтобы таких людей побольше было. Опять же кому-то нравится, кто-то ругается. Мне интересно работать и помогать. Могу варианты предложить, допустим, как выйти из той или иной поддержки.

Артисты балета Денис Савин, Мария Виноградова и Анастасия Сташкевич в балете «Минотавр» проекта «Лабиринт»

Денис Савин, Мария Виноградова и Анастасия Сташкевич в балете «Минотавр» проекта «Лабиринт»

Фото: ТАСС/Сергей Карпухин

«Много городов видел, но жить могу только в Москве»

— Вы из артистической семьи?

— У меня отец — электромеханик, мама — инженер. Брат младший окончил факультет прикладной математики. И родственников-артистов нет. Я в детстве в бассейн ходил. В плавании у меня точно был талант. Похвалю сам себя. Тренер не хотел меня отпускать, а мама сказала: выбирай сам — плавание или танцы. В танцы хотелось больше.

— Момент, когда вы закончите танцевать, для вас будет трагическим?

— Нет. Точно знаю. Надеюсь продолжать как репетитор. Ничего не потеряю, даже приобрету. Это как продолжение мое — видеть, что человек, с которым работаешь, растет на твоих глазах.

Безусловно, теплые воспоминания о сцене останутся. И светлая тоска будет. Но сокрушаться или еще что-то — нет. Всему свое время.

— Свою жизнь и дальше связываете с Большим театром?

— Мне уже сложно начинать в другом театре, в другом городе. Очень много городов мира видел — прекрасных, потрясающих, у каждого своя изюминка. Но жить могу только в Москве, она для меня родная, как и театр. Можно было бы поработать везде, но Большой театр — это Большой театр.

Читайте также
Прямой эфир