Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Лавров заявил об исходящей одновременно от РФ и США идеи обмена заключенными
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили 30 беспилотников ВСУ над двумя регионами РФ
Мир
Президент Республики Сербской Додик назвал Европу синонимом кризиса
Мир
Посольство РФ потребовало от МИД Эквадора отменить запреты на въезд россиян
Мир
В Мьянме произошло землетрясение магнитудой 4,8
Мир
Генсек UNCTAD указала на блокировку притока инвестиций в мире из-за пошлин США
Армия
Спецназ Росгвардии уничтожил БМП-1 с боевиками ВСУ в Сумской области
Мир
Глава МИД Индии заявил о готовности сотрудничать с США по торговому соглашению
Мир
Лавров обратил внимание на желание США урегулировать конфликт на Украине
Мир
СМИ сообщили о намерении лидеров ЕС посетить Пекин в конце июля
Общество
Мошенники выманили более 10 млн рублей у ветерана ВОВ из Санкт-Петербурга
Мир
В Нигерии рассказали о риске затопления почти всех штатов страны
Армия
Расчеты FPV-дронов уничтожили технику и блиндажи ВСУ в зоне проведения СВО
Общество
Верховный суд признал право на компенсацию за навязчивые звонки с рекламой
Спорт
Овечкину подарили золотую клюшку в честь поставленного рекорда по забитым шайбам
Мир
МИД РФ назвал целью визита Лаврова в Казахстан подготовку двусторонних мероприятий
Общество
В Забайкальском крае установили 36 виновников природных пожаров
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В книгу медиевиста и культуролога Владимира Петрухина вошли мифологические верования и представления о мироустройстве, формировавшиеся на рубеже I и II тысячелетий н. э. у народов, обитавших от Финляндии и Карелии на западе до Зауралья на востоке: прибалтийских (финнов, карелов, ижоры, эстонцев, ливов, вепсов, води), поволжских (мордвы и марийцев), пермских (коми и удмуртов) и зауральских (хантов и манси). Последняя, четвертая часть исследования посвящена мифам саамов («лопарей» по-старорусски) — охотников, рыболовов и оленеводов, проживавших на севере Скандинавии и Кольском полуострове. Критик Лидия Маслова представляет книгу недели, специально для «Известий».

Владимир Петрухин

«Карело-финские мифы. От «Калевалы» и птицы-демиурга до чуди и саамов»

Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2023. — 240 с.

Книга Петрухина представляет весь комплекс карело-финских мифов как некий клубок взаимных влияний: «В целом мифы земледельцев Прибалтики — финнов и карел, таежных охотников — хантов и манси — и других финно-угорских народов значительно различались. Но мифологические представления соседних народов постоянно влияли друг на друга». Отдельные мифологические подробности, сюжетные нюансы сказок и быличек могут варьироваться у разных народностей, но какие-то базовые вещи носят универсальный характер и имеют отчетливые связи с русскими архаическими понятиями и образами.

Скажем, «мать-земля» у финно-угров (богиня, воплощающая земное начало) — явный аналог славянской «Матери Сырой Земли», много общего между Бабой-ягой из русских сказок и старухой Лоухи, главной антигероиней карело-финского эпоса «Калевала», хозяйкой мрачной загробной страны Похъелы. А финно-угорский космогонический миф о том, что через Уральский хребет проходит ось мироздания (у обских угров он считался брошенным на землю поясом бога-творца), с удовольствием переняли и русские, пришедшие в Средние века на Урал: «До XVIII века Урал назывался «Камень», «Большой Камень», «Столп» и считался мировой осью, горой. Одновременно Уральские горы именовались «Земным поясом», «Земным Каменным поясом». Кроме того, неопровержимым доказательством тесного взаимодействия финно-угорской и славянской культур становится вроде бы не имеющее явного отношения к повествованию, но аппетитное фото с подписью: «Калитки — традиционное блюдо финской, карельской, вепсской и северорусской кухни».

Трудно отделить славянское от финского, по мысли Петрухина, и в легенде об основании Ярославля, на гербе которого и по сей день красуется медведь с секирой. В начале XI века «на месте будущего Ярославля — у впадения реки Которосли в Волгу — находилось урочище, называемое Медвежий Угол», где «обитали «человецы поганыя веры» — злые язычники». Нехристи грабили караваны ходивших по Волге купцов, и устав от их жалоб, Ярослав Мудрый отправился с дружиной к Медвежьему углу, где на него выпустили «лютого зверя», зарубленного княжеской секирой.

Петрухин довольно глубоко погружается в древний финно-угорский культ медведя (среди фотоиллюстраций — изваяние этого зверя как национального символа на входе в Национальный музей в Хельсинки). «Медведь для христиан — нечистое животное (церковные уставы запрещали даже излюбленную по всей Европе забаву — водить ученого медведя). Но для финно-угров медведь — это священный зверь, тотем-первопредок, сын верховного бога, некогда спустившийся с неба», — пишет Петрухин. В его книге медведь выступает одним из наиболее активных, деятельных и разносторонних персонажей книги наряду с героем «Калевалы» — первочеловеком, мудрым старцем, заклинателем и творцом песнопений Вяйнямейненом, на чье высунувшееся из воды колено снесла яйцо специальная утка, в результате чего из хаоса начал формироваться космос.

Бродячий сюжет финно-угорских мифов и легенд — бракосочетание с медведем («медвежья свадьба») — подкреплен даже археологическими исследованиями: в одном из ярославских курганов недавно обнаружились «остатки настоящей медвежьей лапы, на палец которой был надет серебряный перстень с сердоликовой вставкой. В могиле были погребены две женщины, и рядом с одной из них — девочкой 11–13 лет — и обнаружили эту уникальную находку». Для тех, кого может обеспокоить слишком юный возраст медвежьей невесты, ученый поясняет: «Нужно добавить, что девочка неслучайно была обручена с медведем после смерти: умершие до замужества, не избывшие свой жизненный срок, считались особенно опасными — они становились злыми духами. Чтобы предотвратить возвращение умершей в мир живых, девочке подобрали подходящего «жениха» из иного — лесного мира».

В матримониальном смысле в финно-угорской мифологии довольно высоко котируются и другие животные, например, первопредок саамов, священный олень Мяндаш, с которым человеческая женщина до поры до времени прекрасно уживается, потому что дома он оборачивается человеком. Гораздо меньше повезло в личной жизни Вяйнямейнену — несмотря на всю свою мудрость, он не признал свою суженую, русалку Велламо, в обличье лосося и чуть не приготовил ее на обед, а этого она ему уже не простила. Зато именно после этого расстроенный культурный герой упал в воду и девять лет творил земной рельеф, прежде чем устроить упомянутый выше перформанс с демонстрацией конечности.

Но меньше всех повезло неосмотрительному старику из страшной саамской сказки про ведьму-лягушку оадзь. Несмотря на предупреждения жены, старик нарушил запрет работать при свете луны и пошел ночью обдирать бересту. Тут-то к нему на загривок и прицепилась мерзкая оадзь: «Злобная тварь угрожала старику, что изранит его ножницами (колдовской инструмент) и высосет из него кровь, если он не возьмет ее в жены, а прежнюю жену не прогонит. Пришлось старику взять эту нечисть домой». В этом длинном и жутком сказании никакому витязю или богатырю так толком и не удается победить коварную оадзь, пожирающую всех на своем пути. Судя по рассказам Петрухина, лягушки как исчадия преисподней способны на всё: это «злое хтоническое существо <...> в саамских сказках подменяло человеческих детей своими детенышами, так что их трудно было изгнать из человеческого мира». В отношении к этому в общем-то симпатичному земноводному заметно принципиальное расхождение угро-финского сказочного мышления с толерантным русским, для которого достаточно проявить человеческое отношение к лягушке (поцеловать), чтобы она превратилась в идеальную спутницу жизни.

Читайте также
Прямой эфир