Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Захарова усомнилась в предложенном Трампом перемирии из-за нарушений со стороны Киева
Мир
Евросоюз отказался размораживать российские активы
Мир
Келлог анонсировал непрямые переговоры между РФ и Украиной в Саудовской Аравии
Мир
Парламент Эстонии не поддержал закрытие границы с Россией
Мир
Посольство РФ в Париже вручило блокадникам и детям войны медали 80-летия Победы
Мир
В составе делегации РФ на переговорах с США 24 марта не будет представителей МИДа
Мир
Переговоры представителей России и США пройдут в Эр-Рияде 24 марта
Мир
Трамп заявил о скором подписании сделки по ресурсам с Украиной
Мир
В Польше рекомендовали гражданам запастись едой и лекарствами на три дня
Мир
Венесуэла приняла 311 своих мигрантов из Мексики
Мир
Пентагон расторг оборонные контракты и гранты на $580 млн
Мир
СМИ сообщили о планах стран Европы встретиться в Париже для обсуждения по Украине
Спорт
Дзюба, Фомин и Солдатенков покинули расположение сборной РФ перед игрой с Замбией
Экономика
Курс доллара снова поднялся выше 85 рублей
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о попытке переодетого в бабушку боевика ВСУ выехать из Суджи
Экономика
В Минфине не увидели оснований для расширения семейной ипотеки
Спорт
Волейболисты «Динамо» выиграли первый после отстранения международный турнир
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Власти намерены стандартизировать бортовую электронику в автомобилях. Правительство поручило проработать этот вопрос «Яндексу», «Соллерс», АНО «Цифровая экономика» и другим участникам рынка. Зачастую устройства в китайских и других иномарках показывают данные иероглифами, а сведения о машине передают непонятно кому и куда. Бесконтрольное использование информации третьими лицами чревато утечками, а вмешательство в работу систем автомобиля — авариями и транспортными локаутами огромных масштабов, предупреждают участники рынка информбезопасности. Стандартизация бортовых компьютеров и систем передачи данных — позитивный момент для владельцев, поскольку машины будет проще ремонтировать и страховать, считают эксперты.

Упорядочивание знаний

«Яндекс», «Соллерс» и другие заинтересованные компании совместно с АНО «Цифровая экономика» должны проработать вопросы стандартизации телеметрии автотранспорта «и их внедрения в производственный и эксплуатационный процессы». Это следует из поручения вице-премьера Дмитрия Чернышенко, с которым ознакомились «Известия». Результаты этих изысканий должны быть представлены в правительство к 21 апреля, говорится в документе.

Эту информацию подтвердили в одной из упомянутых в документе структур. Редакция направили запросы в «Яндекс» и «Соллерс».

Автомобили в городе
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Телеметрию на автотранспорте обеспечивают специальные программно-аппаратные комплексы, которые собирают данные о состоянии внутренних систем машины и передают их водителю, дилеру, сервисным центрам. Одна из проблем, которую должна решить стандартизация, — регулирование работы бортовых компьютеров поставляемых и собираемых в России иномарок, объяснил директор по аналитике АНО «Цифровая экономика» Карен Казарян. Не секрет, что у некоторых китайских моделей локализация произведена небрежно, зачастую информация водителю выдается вперемешку с иероглифами, при этом открытым остается вопрос, куда направляются данные с этих устройств, отмечает он.

— Опыт последнего времени показывает, что в стандарте целесообразно предусмотреть запрет на дистанционную блокировку тех или иных функций автомобиля, — добавили в «Цифровой экономике».

Эксплуатация таких машин при отсутствии должного контроля со стороны государства может приводить к нарушению национальных интересов РФ, поскольку иностранные государства имеют доступ к информации о транспортных потоках и состоянии окружающей дорожной инфраструктуры, отметили в НТИ «Автонет». Там добавили, что в рамках Национальной технологической инициативы разрабатывается проект «Автодата», предусматривающий стандарты для умных машин.

— Уже сейчас сервисные центры собирают информацию, которая без согласия собственника транспортного средства продается третьим лицам. Это может привести к материальному ущербу для владельца авто, разглашению чувствительной персональной информации, — предупреждают в НТИ.

Необходимо стандартизировать такие системы, поскольку умных автомобилей становится всё больше, отмечает Карен Казарян. Будущий документ может описывать минимальный набор данных, которые должен собирать бортовой компьютер, способ и формат их передачи, нормы безопасности, перечислил он.

«Известия» направили запросы в Минцифры и Минпромторг.

электроника
Фото: РИА Новости/Семен Апасов

В аппарате Дмитрия Чернышенко отметили, что отраслевой стандарт телеметрии позволит унифицировать состав и формат сведений, которые собирает и передает бортовой компьютер. Основной эффект — обеспечение безопасности при обращении информации и защита владельцев транспортных средств от неконтролируемого использования персонифицированных данных, — добавили там.

Кроме того, стандарт — это необходимое условие для создания универсальных отечественных сервисов удаленной диагностики неисправностей, мониторинга движения и прочего, без привязки к аппаратной части машины, отметили в аппарате вице-премьера. Такие нормы нужны производителям, агрегаторам такси, каршеринговым и логистическим компаниям, сервисам, а в перспективе и страховым компаниям. Государство также заинтересовано в стандартизации и регулировании телеметрии с автотранспорта, прежде всего в части, касающейся хранения телематических данных на территории РФ, сказали там.

Стандарт безопасности

По словам Карена Казаряна, стандарты для умных автомобилей уже приняты в ЕС. Для многих других стран это уже данность, но в России пока наблюдаются трудности с самими бортовыми компьютерами, утверждает заместитель гендиректора по науке и развитию Информационной внедренческой компании Валерий Андреев.

Прежде всего надо создать отечественные бортовые компьютеры, а потом и стандарты для них, — считает эксперт.

Информация с устройств китайских и других иномарок зачастую бесполезна для водителя, при этом куда передаются чувствительные данные с них и какие именно — остается только гадать, согласен руководитель департамента информационно-аналитических исследований T.Hunter Игорь Бедеров. При этом бесконтрольное использование таких устройств может создать проблемы огромных масштабов: заглушенные в нужное время в нужном месте несколько каршеринговых машин могут парализовать трафик в крупном городе, предупреждает он.

автомобиль
Фото: ТАСC/Щербак Александр

— Естественно, необходимо вводить стандарты для умной бортовой электроники: допускать на дороги автомобиль со встроенным компьютером можно лишь только после комплексной проверки этого устройства, кодов и подтверждения соответствия системы российским ГОСТам, — уверен эксперт.

Сбор, обработку и передачу данных о состоянии систем автомобиля важно стандартизировать, считает руководитель направления «Разрешение IT&IP споров» юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослав Шицле.

— Но с иномарками проработать такую масштабную задачу пока сложно — на рынке много моделей от разных производителей, в том числе ввозимых по параллельному импорту. Их системы сильно разнятся, предполагаемое для установки на китайский автомобиль ПО по сбору информации может совсем не интегрироваться в европейские машины, — рассуждает юрист.

Для эффективной работы телеметрии автотранспорта необходимо также вести диалог с автопроизводителями, чтобы для российского рынка изначально в них интегрировали уже готовые решения, которые бы подходили под отечественные стандарты, считает он.

Национальное регулирование сферы цифровых данных, в том числе на транспорте, однозначно необходимо. Но этот вопрос связан не только с китайскими автопроизводителями — он актуален и применительно к европейским, японским или корейским маркам машин, говорит главный аналитик ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Андрей Ионин.

Все подключенные автомобили (с интеллектуальными сервисами и выходом в интернет. — «Известия») — Mercedes, BMW, Volvo или другие — передают свои данные на протяжении многих лет, — отмечает он.

По его словам, важно вводить регулирование этой сферы, учитывая интересы бизнеса. Если государство намерено собирать данные с устройств автомобилей, то желательно, чтобы они в переработанном виде возвращались на рынок. Тогда другие компании смогут на их основе создавать удобные сервисы и продукты, считает Андрей Ионин.

Читайте также
Прямой эфир