Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО уничтожили 59 БПЛА над регионами России
Мир
Мэра Стамбула Имамоглу отправили под арест
Мир
Администрация Эрдогана опровергла информацию об ограничении телевещания
Армия
Оператор БПЛА Росгвардии уничтожил опорный пункт ВСУ в Черниговской области
Происшествия
Выброс нефтепродуктов из горящего резервуара произошел ночью в Краснодарском крае
Мир
Путин и Вучич 9 мая проведут переговоры в Москве
Мир
Израиль предложил ХАМАС новый план по освобождению заложников
Армия
Российский штурмовик в одиночку подорвал минами два блиндажа ВСУ с пехотой
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность без осадков в Москве 23 марта
Мир
Президент Чехии не исключил отправку военных на Украину в составе миротворцев
Мир
Захарова раскритиковала визит посла Канады на Пискаревское кладбище
Общество
Вильфанд спрогнозировал для 2025 года место в пятерке самых теплых в истории
Мир
Прокуратура Турции ходатайствовала об аресте мэра Стамбула Имамоглу
Мир
США депортировали группу венесуэльских мигрантов на базу Гуантанамо
Мир
Ульянов усомнился в понимании ЕС значения слова «независимость»
Спорт
Овечкин занял девятое место по очкам в равных составах за всю историю НХЛ
Общество
В МВД посоветовали не использовать открытый Wi-Fi в общественных местах
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Потомственный московский концептуалист (сын одного из основоположников движения художника Виктора Пивоварова и один из «медгерменевтов») продолжает радовать читателей своими фантасмагоричными по форме, но довольно рациональными по содержанию квазимемуарами. Очередной роман автора нашумевшей в начале столетия «Мифогенной любви каст» был выбран критиком Лидией Масловой как книга недели, специально для «Известий».

Павел Пепперштейн

«Бархатная кибитка»

М.: Альпина нон-фикшн, 2023. — 646 с.

«Бархатной кибитке» вполне подошел бы дисклеймер, который предваряет предыдущий, тоже автобиографический, роман Пепперштейна «Эксгибиционист», вышедший три года назад: «Все, что описано в этой книге, является следствием неконтролируемой деятельности сознания». Причудливое устройство пепперштейновского сознания, в сущности, и является главным сюжетом его произведений. Этому сознанию трудно удерживаться в рамках конкретной, утилитарной реалистической задачи, например, вспомнить некоторые особенно эффектные и судьбоносные случаи из своего счастливого позднесоветского детства. От этого вполне традиционалистского намерения, лежащего в русле добропорядочной мемуаристики, отталкивается «Бархатная кибитка».

Однако «чрезмерная пылкость» воображения, которую сам автор с неизменным удовольствием констатирует, то и дело уносит его ментальную кибитку в непредсказуемые сюрреалистические миражи и заставляет его прогонять обстоятельные метафизические телеги, скажем о единстве всех вещей и «тайном уровне их глубинной осведомленности о природе друг друга». Это озарение якобы настигает маленького героя во время ожидания родителей возле магазина «Овощи-фрукты», хотя, скорей всего, именно в таком виде оно было сформулировано автором гораздо позже.

Писатель Павел Пепперштейн

Писатель Павел Пепперштейн

Фото: агентство городских новостей «Москва»/Кирилл Зыков

«Конфабуляция вещь могучая», — пишет Пепперштейн в главе «Хитрый портняжка», посвященной Эдуарду Лимонову и его успехам на поприще индпошива модной одежды. К виртуозному портному по кличке Лимон пятилетнего Павла водила мама, детская писательница, красавица и модница Ирина Пивоварова, по своим «шмоточным» делам, но не только: «...после примерок и обмерок, естественно, наступало время чтения стихов». Затем Пепперштейн закручивает длинный изощренный мемуар, где хитроумно сплетаются несколько сюжетных линий и судьбы нескольких персонажей, и завершает его воспоминанием о единственном моменте, когда он видел Лимонова взрослыми глазами: «Взрослый политизированный Лимон ничем не напоминал того кучерявого юношу, который когда-то сшил моей маме синие бархатные штаны и синий бархатный пиджак со стоячим воротничком».

В порыве восторженного вдохновения после упоительного мемуара о Борисе Заходере, обладавшем ни на что не похожим запахом и походившем на «сухого бегемота, давно не погружавшегося в нильские воды», Пепперштейн снова отдает должное непостоянству и ненадежности памяти, предоставляющей писателю свободу маневра: «О ноздреватая Память, волшебница Мнемозина, императрица конфабуляций! Ты принюхиваешься к тому, что более не существует, ты вздрагиваешь своим лисьим носом!» Конфабуляция у Пепперштейна не когнитивное расстройство, а вполне сознательный литературный прием, дающий причудливые и завораживающие плоды. Его лирический герой то и дело норовит поменять обличье, примерить новую маску, переименоваться, оборотиться кем-то другим. Например, обладателем снежно-знойного имени Кай Нильский («полюс и экватор в одном псевдониме»), который в начале «Бархатной кибитки» ведет что-то вроде расследования, связанного с историей старинной виллы, когда-то стоявшей на месте отеля, где проходит «приморский отдых» Кая.

Ближе к финалу, уже немного изнуренный своим слишком активным отдыхом Кай читает засыпающим обитателям курортного городка лекцию, которая проливает свет на жанровую специфику «Бархатной кибитки»: «Сейчас я пишу одну из завершающих глав романа о детстве, который случилось мне задумать на волне восторженного смущения. Этот роман призван доказать, что эйфорический детектив — это метажанр, способный принимать форму самых разных литературных текстов: он может явиться в форме биографии, в форме личных воспоминаний, в форме сборника сказок, в форме хип-хопа и даже в форме матерного стишка, нацарапанного на стене».

Непринужденно жонглирующий формами и не стесненный жанровыми условностями, автор «Кибитки» вроде бы рассказывает о себе и о других реальных людях, но биографический узор его существования самым сказочным образом переплетен с какими-то полуфантастическими видениями, снами, призраками и фантомами. Увлеченный собиратель всяческих знаков и намеков мироздания, Пепперштейн не столько мемуарист, сколько мистагог, который водит читателей по таинственным и странным местам, знакомит с удивительными персонажами, не всегда имеющими человеческую природу, с «неявными сущностями», более могущественными, чем люди.

Дети, по мнению Пепперштейна, «воспринимают иногда вполне обыденные предметы как зашифрованные послания, пришедшие из неведомого мира, как артефакты, свидетельствующие о грандиозных событиях, которые навсегда останутся скрытыми, лишь отчасти проступающими сквозь покровы священного неведения». Таких зашифрованных посланий из неведомых миров полно в «Кибитке». Один подобранный во дворе котенок оказывается сошедшим на землю ангелом в кошачьем теле, другой, наоборот, — демоном, парковая лавочка ведет свою родословную от слова Love, анекдоты про Брежнева, о котором Пепперштейн пишет со смешливой нежностью («в общем-то, я втайне симпатизировал этому старцу»), с течением времени утрачивают политическое звучание и превращаются «в подобия дзенских коанов», клюква в сахаре приобретает «сакральный, привилегированный статус». Такова пепперштейновская оптика, что с ним не происходит ничего обычного и заурядного, и за любыми незамысловатыми бытовыми обстоятельствами можно обнаружить скрытый смысл, мистический или алхимический (Пепперштейн не жалеет этих эпитетов, которые ему никогда не надоедают).

Занятия в кружке Юных автомобилистов Дома пионеров и школьников Ленинградского района города Москвы
Фото: РИА Новости/Юрий Абрамочкин

При всей своей трикстерской многоликости и шпионском обилии псевдонимов Пепперштейн не забывает о своей настоящей фамилии, доставшейся ему от отца, художника Виктора Пивоварова. Тем более, что это очень удобная и плодотворная фамилия для всяких ассоциативных и метафорических игр. Так, свое увлечение философией автор «Бархатной кибитки» связывает с посетившим его в начале 1980-х сновидением, в котором он неожиданно узнал, что является «автором философского трактата о пиве».

Пивная тема получает естественное продолжение в главе «Пражские персонажи», где автор вспоминает свое отрочество («...не наша ли фамилия Пивоваров магическим образом забросила нас с папой в объятия Праги?») и отмечает парадокс текущего момента: «...мы, Пивоваровы, пиво не пьем — мы его, видимо, варим. То есть изготовляем некое древнее опьяняющее зелье, называемое искусством». Цитата из поэмы Стивенсона «Вересковый мед» про двух «последних пивоваров» удачно дополняет метафору с пивоварением — но никакие напитки не сравнятся с литературно-художественным коктейлем «Бархатная кибитка» по освежающему и раскрепощающему воздействию на мозг.

Читайте также
Прямой эфир