Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп сообщил о выдвижении Уолтца на должность постпреда США при ООН
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили более 120 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
СМИ заявили об ожидании США ратификации соглашения по ресурсам в раде за неделю
Происшествия
Силы ПВО сбили семь дронов ВСУ в ходе отражения воздушной атаки на Севастополь
Общество
Московский снегопад побил рекорд 116-летней давности
Общество
В Дагестане предотвратили теракт в отношении сотрудников правоохранительных органов
Мир
Вэнс сообщил о продолжении участия Маска в работе DOGE после сокращения
Мир
Reuters сообщило о планах ООН провести реорганизацию на фоне кризиса финансирования
Мир
Трамп предупредил о введении санкций против покупающих нефть у Ирана стран
Мир
В Турции сообщили о повреждении более 4,2 тыс. зданий из-за землетрясения в Стамбуле
Армия
Российские военные восстановили памятник героям ВОВ в ДНР
Мир
Мирошник указал на бурную реакцию властей Киева из-за миротворческих инициатив РФ
Армия
Расчеты самоходных пушек «Гиацинт-С» уничтожили бронетехнику и живую силу ВСУ
Общество
Мещанский суд Москвы возбудил уголовное дело о госизмене в отношении россиянина
Мир
CNN сообщил о нежелании Уиткоффа занимать пост советника Трампа по нацбезопасности
Мир
Американская певица Джилл Собьюл погибла при пожаре в США
Мир
Румыния депортировала корреспондента RT Чей Боуза

В центре — кадр: как прошла выставка-концерт памяти Виктора Ахломова

«Известия» и Союз композиторов отметили 85 лет со дня рождения легендарного фотохудожника
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Фотографии встретились с музыкой, а светлая атмосфера советской оттепели согрела непогожую Москву. В концертном пространстве #Нелекторий фирмы «Мелодия» 29 марта прошел вечер памяти Виктора Ахломова — фотохудожника, проработавшего в «Известиях» более полувека и создавшего хрестоматийные образы своей эпохи. 85-летие со дня рождения мэтра было решено отметить мероприятием, которое оказалось одновременно вернисажем выставки работ мэтра и концертом из произведений, отражающих дух искусства Ахломова. Организаторами выступили «Известия» и Союз композиторов России — и это еще одна знаковая встреча.

Совпадение со временем

В «Известия» Виктор Ахломов пришел еще в 1960 году. Легендарный главред Алексей Аджубей пригласил молодого фотографа присоединиться к коллективу только что созданного пятничного приложения «Неделя». И это было счастливое попадание: именно в «Неделе», родившейся на волне оттепели, талант Ахломова сразу раскрылся. И стало понятно, что это не только блестящий фотокорреспондент, имеющий очень важное качество — везение оказаться в нужный момент в нужном месте, — но еще и настоящий фотохудожник, который каждый сюжет превращал в метафору, одухотворенный художественный образ, совершенно повседневные ситуации мог увидеть так, что получались история, сюжет.

При этом он не был непризнанным, непонятым, не работал в стол. Он счастливо совпал со своим временем. Однако время прошло — а снимки Ахломова продолжили жить. Шагнули со страниц газеты в выставочные залы. И одну из первых уже посмертных выставок Ахломова организовал в 2018 году Союз композиторов. Виктор Васильевич много снимал музыкантов, дружил с ними, ходил на концерты. Это была важная часть его жизни и творчества. Портреты великих композиторов и исполнителей как раз и составили экспозицию, которая дебютировала на Санкт-Петербургском культурном форуме, а затем проехала по городам России и в конце концов нашла постоянное пристанище в новом концертном пространстве фирмы «Мелодия» под названием #Нелекторий.

Неудивительно, что, когда встал вопрос, как же отмечать 85 лет со дня рождения Виктора Васильевича, у «Известий» появилась идея объединить усилия с Союзом композиторов и, во-первых, дополнить постоянную экспозицию #Нелектория разножанровыми работами Ахломова из архива «Известий», а во-вторых, сделать музыкальную программу, которая была бы собрана из сочинений композиторов — героев Ахломова и, главное, отражала бы настроение его искусства. Союз инициативу поддержал.

Симфония Ахломова

Гости вечера, среди которых были родственники, коллеги и друзья Виктора Ахломова, а также известинцы нескольких поколений, услышали сочинения Дмитрия Шостаковича, Гии Канчели, Родиона Щедрина и Арво Пярта в исполнении лауреатов международных конкурсов — скрипача, основателя Opensound Orchestra Станислава Малышева и пианиста Алексея Кудряшова. Четыре опуса, подобно частям симфонии, стали выразительным рассказом об эпохе, в которой родилось искусство Ахломова, и воспринимались как саундтрек к сценам воображаемого фильма — фотографиям, многие из которых удивительно кинематографичны и рассказывают целую историю.

Так, например, «В подражание Альбенису» Щедрина «срифмовалось» с парным фотопортретом, на котором Майя Плисецкая с нескрываемым восхищением смотрит на своего мужа. Ведь именно страсть к балерине Большого театра дала творческий импульс Щедрину и побудила его к созданию этой блестящей, темпераментной пьесы, обыгрывающей народные темы Андалусии.

Плисецкая писала о начале их отношений: «Мы свиделись в классе… Занималась я в черном, обтянувшем меня французском трико — была одной из первых, кто репетировал в купальнике-эластик… На Щедрина обрушился ураган фрейдистских мотивов…» Эти фрейдистские мотивы как раз очень чувствовались в сочинении «В подражание Альбенису», сыгранном Малышевым и Кудряшовым с блеском и юношеским задором.

В свою очередь, начальный опус авторства Дмитрия Шостаковича — романс из музыки к фильму «Овод» — создал портрет советской эпохи, увиденной будто глазами самого Ахломова. Ведь в этой светлой, оптимистичной музыке, в общем-то, не очень типичной для композитора трагического мировосприятия, — то же жизнелюбие, что всегда было характерно для искусства Виктора Васильевича.

Постскриптум эпохи

Кинематографическую тему продолжили четыре пьесы Гии Канчели из цикла «18 миниатюр для скрипки и фортепиано, основанных на темах из музыки для кино и театра». С творчеством Ахломова их роднят тонкая добрая ирония и, главное, та удивительная человечность, что была присуща обоим художникам. Ну а завершением программы стало сочинение Арво Пярта Fratres («Братья»). И это был уже не столько комментарий к искусству Ахломова, сколько постскриптум к рассказу о нем, светлый реквием и по фотографу, и по его эпохе.

Концерт — событие разовое, зато выставка останется в #Нелектории еще на два месяца и будет бесплатно доступна посетителям мероприятий Союза композиторов и «Мелодии». В самом деле, черно-белые снимки Ахломова прекрасно вписались в пространство зала — монохромное, уютное, оформленное с легкой примесью ретро и располагающее к той неформальности, которая была свойственна и работам великого известинца. А значит, и широкая публика в ближайшее время сможет увидеть и услышать мир через призму его творчества.

Читайте также
Прямой эфир