Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Экс-офицер ЦРУ отметил сильные позиции РФ в диалоге с США
Мир
Американский эксперт оценила 100 дней Трампа на посту президента
Общество
В Калининградской области мужчину осудили за сотрудничество со спецслужбами Украины
Мир
В Европарламенте рассказали о готовности к контактам с коллегами из РФ
Мир
Генконсульство РФ рассказало о состоянии пострадавших в ДТП с автобусом в Турции
Экономика
Экономист Сакс не увидел вреда для КНР и РФ от пошлин Трампа
Мир
В «Роскосмосе» заявили о переговорах для помощи Индии с ее орбитальной станцией
Мир
Латвия запретила Кристине Орбакайте и Горану Бреговичу въезд в страну
Мир
Американский режиссер Стоун заявил о важности дружбы между РФ и США
Мир
В Госдепе заявили о выходе США из переговоров по Украине
Мир
Кортеж израильского премьер-министра Нетаньяху попал в ДТП в Иерусалиме
Общество
ФСБ открыли архивы о самоубийстве Гитлера и последних днях Третьего Рейха
Происшествия
Ребенок подорвался на боеприпасе в Херсонской области
Общество
Путин подписал указ о наименовании аэропорта Волгограда «Сталинград»
Мир
Лавров изложил коллегам из стран БРИКС подходы РФ по украинскому урегулированию
Мир
На границе Индии и Пакистана началась перестрелка
Мир
Боевики убили не менее 14 человек при нападении в штате Борно в Нигерии
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Федеральная служба безопасности (ФСБ) России может получить доступ к сведениям о геолокации такси и средствам платежей пассажиров — проект соответствующего постановления правительства РФ появился в Сети. Агрегаторы такси должны будут предоставить спецслужбе круглосуточный доступ к своим информационным системам. Зачем ФСБ потребовались данные такси и как это поможет правоохранительной деятельности — разбирались «Известия».

Удаленный доступ

Проект постановления правительства России, разрешающий ФСБ доступ к данным о геолокации такси и средствам платежей пассажиров, опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

«Устанавливается порядок предoставления службой заказа легкового такси дoступа федеральному органу исполнительной влаcти в области обеспечения безопасности или его территoриальному органу к информациoнным системам и базам дaнных, используемым для получения, хранения, oбработки и передачи заказов легкового такcи», — говорится в пояснительной записке.

Сотрудник ГИБДД проверяет документы у водителя в рамках рейда против нелегальных таксистов
Фото: РИА Новости/Максим Блинов

Проект документа был подготовлен в рамках закона о такси, который вступает в силу 1 сентября 2023 года. Он был подписан президентом России 29 декабря 2022 года.

Как говорит в беседе с «Известиями» кандидат юридических наук и доцент департамента международного и публичного права Финансового университета при правительстве России Светлана Горохова, интерес спецслужбы к такси далеко не случаен: за последние годы в России произошел резкий рост рынка перевозок пассажиров и багажа легковыми такси. При этом отрасль развивается исключительно за счет увеличения числа заказов такси через мобильные приложения.

Потенциальные риски

По словам Светланы Гороховой, такси, с одной стороны, является одним из наиболее удобных способов передвижения пассажиров. С другой — этот вид транспорта самый бесконтрольный по сравнению с другими видами общественного транспорта, где помимо работы транспортной полиции задействованы видеонаблюдение, металлоискатели, а также есть другие пассажиры — потенциальные свидетели возможных нарушений закона.

— Возникает логичный вопрос: какой вид транспорта выбрал бы злоумышленник, если бы ему, к примеру, нужно было перевезти к месту планируемого поджога или взрыва соответствующие вещества? — отмечает эксперт.

Автомобили такси на стоянке
Фото: ТАСС/Ведомости/Максим Стулов

При этом, говорит собеседница «Известий», в отсутствие любых сведений о лицах, передвигающихся в качестве пассажиров на такси и, возможно, перевозящих опасные грузы, оперативно-разыскная деятельность, в том числе осуществляемая органами ФСБ, оказывается крайне затруднена.

Как объясняет адвокат московской коллегии АК «Бородин и Партнеры» Владислав Шурховецкий, согласно действующему законодательству геолокация такси, средства платежей пассажиров и другие подобные сведения могут передаваться правоохранительным и судебным органам, но лишь по соответствующему запросу.

Теперь же, согласно законопроекту, у органов безопасности к этим данным будет прямой доступ — при помощи подключенных систем технических средств для обеспечения функций оперативно-разыскных мероприятий, — рассказывает Шурховецкий.

Сотрудники Федеральной службы безопасности РФ конвоируют задержанного
Фото: РИА Новости

При этом, отмечает эксперт, законопроект устанавливает давно принятую в подобных вопросах практику наложения обязанности о неразглашении информации и конкретных фактах взаимодействия правоохранительных органов и агрегаторов такси. По мнению гендиректора юридической компании «Гебель и партнеры» Сергея Гебеля, прямой доступ к данным агрегаторов такси необходим органам ФСБ для обеспечения безопасности, в частности для отслеживания террористов и экстремистов.

Анатомия доступа

По словам Сергея Гебеля, если законопроект будет принят, то онлайн-службы заказа такси станут применять специальные технические средства и программное обеспечение для того, чтобы предоставить ФСБ круглосуточный удаленный доступ к базам данных.

Остальные службы заказа будут передавать сведения по предварительному запросу в срок от трех до 10 дней в зависимости от установленной срочности, — рассказывает эксперт.

Автомобиль такси
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

В свою очередь Владислав Шурховецкий отмечает, что законопроект о предоставлении ФСБ доступа к данным такси — это техническая составляющая федерального закона от 29 декабря 2022 года № 580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации».

Поэтому тот факт, что 1 сентября у служб заказа такси появится новая обязанность, не станет для них сюрпризом. Правда, сегодня для таких организаций нет какой-либо ответственности за непредоставление таких данных, как геолокация и средства платежей пассажиров, но к началу будущей осени всё может измениться.

— Предполагается, что к 1 сентября 2023 года в КоАП РФ будут внесены дополнения, аналогичные уже существующей ч. 2 ст. 13.31 этого кодекса, — говорит Шурховецкий. — Они предусматривают, что за неисполнение требований органов безопасности службы такси могут быть оштрафованы на суммы до 1 млн рублей.

Автомобиль такси
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

При этом, по словам Светланы Гороховой, потенциальная обязанность служб такси передавать данные ФСБ подпадает под действие федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Его нарушение в соответствии с российским законодательством влечет за собой не только административную, но также дисциплинарную, гражданско-правовую и даже уголовную ответственность.

Обратная сторона

Впрочем, если польза от принятия законопроекта очевидна и сотрудники ФСБ смогут более эффективно вести оперативно-разыскную деятельность, то, по мнению экспертов, существуют и возможные негативные последствия. В частности, Владислав Шурховецкий считает, что дополнительные обязательства для агрегаторов заказов легкового такси могут повлечь за собой и дополнительные расходы для них.

Это в свою очередь может обернуться повышением стоимости услуг такси для простых потребителей, как это уже случилось со стоимостью услуг операторов сотовой связи после принятия «пакета Яровой», — говорит эксперт.

Согласен с этим и Сергей Гебель: как объясняет специалист, есть вероятность того, что некоторым игрокам рынка такси придется переписывать свои системы и базы данных. Кроме того, издержки агрегаторов могут привести к росту цен на услуги такси. Другой проблемный момент кроется в самом доступе к данным без всяких запросов.

Автомобили такси на стоянке
Фото: ТАСС/Ведомости/Андрей Гордеев

Нельзя исключать вероятность того, что упрощенным порядком получения данных могут злоупотреблять некоторые должностные лица, — предполагает Гебель. — Естественно, что эта практика не станет массовой, но даже единичные случаи будут нарушать права и интересы граждан.

Кроме этого, считает собеседник «Известий», создание единой базы данных, предназначенной для хранения большого количества информации, сопряжено с рисками взлома и утечки сведений. Данные из государственных баз уже неоднократно попадали в общий доступ и в дальнейшем использовались в противоправных целях. Поэтому к обеспечению безопасности при взаимодействии ФСБ и агрегаторов такси необходимо подойти серьезно, чтобы минимизировать подобные риски.

— В целом же для обычного пассажира мало что изменится, — заключает специалист. — Регулирование работы сервисов такси должно сделать услуги более безопасными и прозрачными для пассажиров. Опасаться нововведений в первую очередь нужно людям, занимающимся какой-либо противоправной деятельностью.

Читайте также
Прямой эфир