Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Операторы БПЛА уничтожили САУ «Акация» ВСУ на южнодонецком направлении
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Американский политолог указал на детали сделки Украины и США по минеральным ресурсам
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Общество
В Херсонской области участники СВО провели школьникам урок мужества
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Мир
Трамп назвал Путина мудрым и хитрым человеком
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Армия
В Курской области нашли телефон украинского боевика с данными по вербовке в ВСУ
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Мир
Келлог заявил о согласии Украины на 22 требования о завершении конфликта с РФ
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Происшествия
Один человек погиб и трое пострадали в результате ДТП в Дагестане
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Происшествия
Силы ПВО и средства РЭБ уничтожили дроны в одном из районов Воронежской области
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Мир
ЕС представит новые торговые предложения переговорщикам США на следующей неделе
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В России могут смягчить экологические требования к производству бензина. Вице-премьер Александр Новак поручил Росприроднадзору изучить возможность использования монометиланилина (ММА) в качестве присадки для его выпуска. До 2016 года она применялась на нефтеперерабатывающих заводах, но была запрещена из-за негативного влияния на окружающую среду. Нововведение позволит снизить себестоимость изготовления на 10–15%, однако вызывает вопросы с точки зрения экологичности, отмечают эксперты. Кроме того, сейчас производство бензина в стране избыточно и еще большее увеличение объемов его выпуска пока нецелесообразно, утверждают участники рынка.

Топливный вопрос

Вице-премьер Александр Новак поручил Росприроднадзору изучить возможность использования монометиланилина в качестве присадки для производства бензина К5 (включает Аи-92, Аи-95, Аи-98). Чиновник поставил задачу службе оценить влияние этой добавки на атмосферный воздух, выбросы и здоровье человека. С копией протокола совещания у вице-премьера ознакомились «Известия».

В аппарате Александра Новака, а также в Минэнерго на запрос «Известий» не ответили. В Минприроды порекомендовали обратиться в Росприроднадзор, там вопросы редакции также оставили без ответа.

Приемка топлива с бензовоза
Фото: РИА Новости/Сергей Мальгавко
Справка «Известий»

Монометиланилин — это добавка для увеличения октанового числа бензина (показатель, который характеризует детонационную стойкость топлива, то есть его способность противостоять самовоспламенению при сжатии). Недостаточно высокое октановое число может приводить к проблемам с моторами у машин. Добавка ММА применялась на российских нефтеперерабатывающих заводах до 2016 года, но была запрещена Минэнерго. Тогда ведомство указало на негативное влияние присадки на бензин, а также на состояние агрегатов автомобиля и экологию.

Добавка ММА оказалась под запретом в том числе и в связи с полным переходом России к классу бензина «Евро-5», пояснил «Известиям» советник Ассоциации нефтепереработчиков Михаил Ершов.

Причинами запрета на применение ММА в составе автобензина К5 стало отсутствие на тот момент испытаний такого топлива на двигателях «Евро-5», — сказал эксперт.

Основным отличием пятого экологического класса является пониженное содержание серы. Так, если для бензинов «Евро-4» допускает 50 мкг/кг серы, то для «Евро-5» — только 10.

Как показали дальнейшие исследования, наличие ММА в составе не мешает бензину соответствовать этим требованиям, отметил Михаил Ершов. В итоге отрасль последние годы поднимала вопрос о возврате к использованию ММА, но сейчас запрет закреплен в техрегламенте Таможенного союза и для использования присадки необходимо внести изменение в вышеуказанный нормативный документ, добавил специалист.

ММА — один из самых эффективных антидетонаторов. Он является химическим веществом, содержащим в своем составе углерод, азот и водород. Эта добавка обладает уникальными характеристиками, а именно октановое число составляет до 400 пунктов. Для сравнения: октановые числа других высокооктановых добавок к бензину составляет от 100 до 125 пунктов, — рассказал «Известиям» главный технолог — начальник технического отдела АО «ТАИФ-НК» Алексей Тайманов.

Заправка автомобиля на автоматической автозаправочной станции
Фото: ТАСС/Сергей Мальгавко

Михаил Ершов добавил, что после запрета ММА российский топливный рынок наполнился предложениями по поставке антидетонационных добавок на основе других ароматических аминов, прежде всего изомеров толуидина и ксилидина, анизидина и его производных. Однако по сравнению с ММА указанные соединения не имеют преимуществ по характеристикам токсичности, некоторые завозятся в Россию из-за рубежа, сказал эксперт.

Применение ММА либо октаноповышающей добавки на основе ММА может положительно повлиять на экономику производства автомобильного бензина, отметил Алексей Тайманов.

Использование монометиланилина позволяет на 10–15% снижать себестоимость топлива, сказал Михаил Ершов.

— Только на эффекте повышения конкурентности рынка высокооктановых добавок можно получить снижение себестоимости бензина Аи-95-К5 на 2,3 рубля за литр, — отметил эксперт.

Использование монометиланилина может дать возможность заводам увеличить производительность по наиболее востребованной марке — Аи-95-К5, каждая тонна ММА позволяет выработать дополнительно 100 т бензина, добавил он.

Нечего добавить

Впрочем, председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов считает, что применение ММА может причинить ущерб здоровью жителей городов, так как повысит выбросы токсичных веществ.

— Сейчас в рамках нацпроекта «Экология» активно ведется работа по экологизации транспортной системы, в том числе и в части альтернативы двигателю внутреннего сгорания. Повышение качества воздуха в городах — это одна из составляющих качества жизни людей, и в этой работе ММА не место, — заявил эксперт.

Впрочем, согласно последним исследованиям, при использовании ММА в небольшом объеме (не более 1%) топливо не представляет опасности для экологии или для двигателей автомобилей, сказал «Известиям» глава Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов. По его словам, монометиланилин действительно является опасным веществом и имеет 2-й класс опасности, но если речь идет о самом веществе в концентрации 100%. С таким веществом контактируют только на нефтеперерабатывающих заводах при производстве, простые граждане с риском контакта не сталкиваются.

Мужчина заправляет машину на одной из автомобильных заправочных станций
Фото: ТАСС/Александр Рюмин

Кроме того, разрешение ММА сделает этот рынок РФ более конкурентным, положительно повлияет на сдерживание цен и даст отечественному бизнесу дополнительную поддержку на фоне санкций, добавил он.

У российских регуляторов пока нет однозначной позиции по поводу ММА и его безвредности, вопрос требует тщательной проработки профильных ведомств, отметил зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев. Другое дело, что помимо разных взглядов на экологический вопрос есть и разные оценки экономического фактора — сейчас на фоне ограничительных мер у РФ и так накопились большие объемы нефтепродуктов на внутреннем рынке, поэтому острой необходимости повышать объемы за счет ММА нет, добавил он.

Производство бензина в стране избыточно и еще больше наращивать его объемы нецелесообразно, согласна главный эксперт «ИнфоТЭК-Консалт» Тамара Канделаки. Если же ставить задачу по снижению стоимости топлива на внутреннем рынке, то для этого следует отвязывать ценообразование от доллара и мировых цен, а также снижать налоги, добавила эксперт.

Ранее эксперты прогнозировали «Известиям», что санкции в отношении российской нефтегазовой отрасли должны привести к тому, что в стране станет больше топлива. А цены как минимум расти не будут, заявил руководитель Центра анализа стратегий и технологий развития ТЭК факультета комплексной безопасности ТЭК РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина Вячеслав Мищенко.

Читайте также
Прямой эфир