Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Против экс-замглавы Минобороны Иванова могут возбудить еще три дела
Спорт
Сергей Ковалев одержал победу над Артуром Манном и завершил карьеру
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении двух БПЛА над Белгородской и Курской областями
Мир
СМИ узнали о разработанном США плане мониторинга прекращения огня
Мир
Госдеп не стал связывать сделку с Украиной по ископаемым с возможным перемирием
Мир
Politico сообщила о планах главы аппарата Пентагона покинуть свой пост
Наука и техника
В Китае запустили шесть спутников Shiyan-27 для исследования космоса
Мир
В США заявили о готовности признать Крым российским
Общество
Студенты притворялись иностранками и выманивали деньги на сайтах знакомств
Спорт
РФС пожизненно дисквалифицировал Мерзлюка и Симбаева за договорной матч 2024 года
Мир
В Эквадоре в результате стрельбы на петушиных боях погибло 11 человек
Мир
Туристов из РФ выгнали с пляжа в ОАЭ за отдых в купальниках
Общество
РФ денонсировала договор со странами Скандинавии о сотрудничестве в Баренцевом море
Армия
Минобороны показало кадры боевой работы расчетов БПЛА тульских десантников
Мир
Трамп опроверг «конкретное количество дней» для ясности в сделке по Украине
Общество
В Новосибирске осуждены шесть организаторов незаконных азартных игр
Спорт
Южноафриканский бегун смог побить рекорд Усэйна Болта
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Первые самолеты «Байкал» будут использоваться для авиалесоохраны и санавиации, а не для перевозки пассажиров, как планировалось ранее, выяснили «Известия». Они поступят в парк дальневосточной компании «Аврора» в 2025 году, рассказали два источника в отрасли. Эксперты считают, что такие работы позволят обкатать новый тип и выяснить, какова будет стоимость его летного часа. Близкий к перевозчику собеседник уточняет, что в некоторых местностях на Дальнем Востоке летать на однодвигательном самолете в принципе не получится.

За «Байкалом»

Первые самолеты «Байкал» (ЛМС-901), которые планируется поставить в дальневосточную авиакомпанию «Аврора» в 2025 году, будут использовать не для перевозки пассажиров, а для выполнения различных процессов — например, лесоохраны или полетов санитарной авиации. Об этом «Известиям» рассказал источник в самой объединенной «Авроре», а также собеседник, близкий к правительству РФ.

В начале, наверное, действительно попробуем «Байкалы» в авиаработах, — сообщил один из источников.

Новый легкий российский самолет ЛМС-901 «Байкал» на производственном комплексе АО «Уральский завод гражданской авиации»

Новый легкий российский самолет ЛМС-901 «Байкал» на производственном комплексе АО «Уральский завод гражданской авиации»

Фото: ТАСС/Донат Сорокин

Планы «Авроры» и Минвостокразвития состоят в том, чтобы перевозчик занимался на «Байкалах» определенными авиаработами, добавил другой собеседник «Известий».

Представитель «Авроры» Артур Ди сообщил, что компания сейчас ведет планомерную работу по детализации такой деятельности.

Речь идет о базировании самолетов, маршрутах, планировании количества летных часов и многом другом. По факту окончания этого процесса определится максимально эффективная модель организации работ для данного борта, — сказал он «Известиям».

В пресс-службах Минтранса и Минвостокразвития не ответили на запросы редакции.

В Минпромторге сказали, что опытно-конструкторские работы по проекту ЛМС-901 сейчас ведутся согласно утвержденному графику и самолет в базовой конфигурации планируется сертифицировать в конце 2023 года. В министерстве пояснили, что самолет будет сертифицирован в базовом облике, предназначенном для выполнения пассажирских и грузовых перевозок. Таким образом, эксплуатанты будут вправе осуществлять коммерческие перевозки пассажиров, грузов и почты на данном типе воздушного судна, добавили в ведомстве.

Выбор же бизнес-модели эксплуатации ЛМС-901 – прерогатива авиакомпаний, которые будут эксплуатировать самолёт «Байкал», отметили в Минпромторге.

Справка «Известий»

«Аврора» — региональная авиакомпания, принадлежащая до конца 2020 года пополам «Аэрофлоту» и властям Сахалинской области. В конце 2019-го президент Владимир Путин поручил создать в ДФО перевозчика, чтобы наладить авиасообщение в той части страны, где нет других видов транспорта. Кабмин решил организовать его на базе «Авроры». Пакет акций авиакомпании у «Аэрофлота» (51%) сначала полностью выкупили власти Сахалина, а в начале 2022-го в капитал «Авроры» вошли еще 10 регионов ДФО в равных долях (по 5%) и РФ («золотая акция»).

Взамен «Аврора» должна была получить акции пяти региональных перевозчиков — «Авиакомпании «Якутия», «Камчатского авиапредприятия», «Хабаровских авиалиний», «Чукотавиа» и «Полярных авиалиний». Корпоративный процесс получения этих ценных бумаг в настоящее время продолжается, уточнили в сахалинской компании. Объединенный перевозчик также назвали «Аврора».

Опции для «Авроры»

В начале февраля этого года правительство согласовало инвестпроект по поставке российской авиатехники в лизинг «Авроре» на общую сумму более 55 млрд рублей, писали «Известия». Согласно паспорту проекта, первые пять «Байкалов» компания должна получить уже в 2025-м, еще пять — в 2026-м.

Самолет ЛМС-901 «Байкал»
Фото: ТАСС/Гавриил Григоров

Общее количество этих самолетов, планируемых к отправке различным эксплуатантам до 2030 года, составляет 154, из них 105 передадут в парк единого дальневосточного перевозчика «Аврора», сообщил «Известиям» представитель Уральского завода гражданской авиации (УЗГА, завод-производитель этих бортов). Предприятие разрабатывает «Байкалы» по заказу Минпромторга. Они должны заменить морально устаревший парк советских «кукурузников» Ан-2.

Еще в 2021-м планировалось, что поставить первые «Байкалы» в «Аврору» удастся в 2023 году. В 2022-м, по данным источников «Известий», перевозчик долго согласовывал нужные комплектации этого самолета. Представитель УЗГА подтвердил редакции, что облик отправляемых в ДФО бортов имеет некоторое дополнительное опциональное оборудование и значительно отличается от его базовой версии. Как именно, он не уточнил.

По словам исполнительного директора «Авиапорта» Олега Пантелеева, «Аврора» кулуарно еще в феврале 2022 года говорила, что первые «Байкалы» планируется использовать для авиационных работ. При этом функциональность бортов будет увеличиваться по мере сертификации дополнительных систем к нему, уточнил эксперт.

Например, предполагается, что изначально самолет сертифицируют в базовом облике, для которого ряд дополнительных систем не будут применять. Это может привести к тому, что эксплуатант, например, не сможет использовать «Байкал» для пассажирских перевозок или сочтет, что в такой версии самолет недостаточно безопасен или что он не обеспечивает регулярности выполнения полетов в сложных метеоусловиях, которые актуальны для Дальнего Востока на протяжении нескольких месяцев в году, — отметил Олег Пантелев.

Легкий многоцелевой самолет ЛМС-901 «Байкал» во время первого полета

Легкий многоцелевой самолет ЛМС-901 «Байкал» во время первого полета

Фото: ТАСС/пресс-служба «Байкал-инжиниринг»

При этом и в Советском Союзе существовала практика, когда новый тип самолета при поступлении в авиакомпанию проходил так называемую подконтрольную эксплуатацию, например доставлял почту. Это рациональный подход, но при условии, что кто-то должен компенсировать эксплуатанту недополученный доход, пока борт не начал выполнять регулярные коммерческие рейсы, считает эксперт.

Девять пишем, семь в уме

Источник в одной из авиакомпаний, входящих в объединенную «Аврору», также напомнил, что открытым остается вопрос с использованием однодвигательного самолета (каким и будет «Байкал») для пассажирских перевозок на Дальнем Востоке. Ведь в действующем воздушном законодательстве есть ограничения по полетам на этих бортах: пилот должен выстраивать маршрут таким образом, чтобы в случае отказа двигателя суметь вынужденно посадить самолет — то есть по всему маршруту следования в пределах 45 км должны быть посадочные площадки, что не всегда актуально для того региона.

Кроме того, на Дальнем Востоке люди часто берут с собой в рейс много багажа и ручной клади. Для этого УЗГА предусмотрела опцию замены пары пассажирских кресел на увеличенный багажный отсекчисло мест в салоне в таком случае уменьшится с девяти до семи, добавил собеседник «Известий».

123

— При меньшей пассажировместимости цена летного часа «Байкала» вырастает, — говорит источник. У Ан-2, напомнил он, 12 кресел.

Идея обкатать или протестировать новый самолет на авиработах здравая, тем более что региональные перевозчики ранее итак получали контракты на лесоохрану, правда летали в основном на старых Ан-2 или американских Cessna, отметил ведущий эксперт Центра экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко. Поэтому новому «Байкалу» по эксплуатационным расходам придется конкурировать со старыми самолетами, что не в его пользу.

Что касается пассажирских перевозок, то если в большинстве ЛМС-901 будет доступно только семь кресел, то дешевле летать на вертолетах, заключил эксперт.

Читайте также
Прямой эфир