Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп сообщил о выдвижении Уолтца на должность постпреда США при ООН
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили более 120 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
СМИ заявили об ожидании США ратификации соглашения по ресурсам в раде за неделю
Происшествия
Силы ПВО сбили семь дронов ВСУ в ходе отражения воздушной атаки на Севастополь
Общество
Московский снегопад побил рекорд 116-летней давности
Общество
В Дагестане предотвратили теракт в отношении сотрудников правоохранительных органов
Мир
Вэнс сообщил о продолжении участия Маска в работе DOGE после сокращения
Мир
Reuters сообщило о планах ООН провести реорганизацию на фоне кризиса финансирования
Мир
Трамп предупредил о введении санкций против покупающих нефть у Ирана стран
Мир
В Турции сообщили о повреждении более 4,2 тыс. зданий из-за землетрясения в Стамбуле
Армия
Российские военные восстановили памятник героям ВОВ в ДНР
Мир
Мирошник указал на бурную реакцию властей Киева из-за миротворческих инициатив РФ
Армия
Расчеты самоходных пушек «Гиацинт-С» уничтожили бронетехнику и живую силу ВСУ
Общество
Мещанский суд Москвы возбудил уголовное дело о госизмене в отношении россиянина
Мир
CNN сообщил о нежелании Уиткоффа занимать пост советника Трампа по нацбезопасности
Мир
Американская певица Джилл Собьюл погибла при пожаре в США
Мир
Румыния депортировала корреспондента RT Чей Боуза
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Короткий и полный метр. Ролики и плакаты. Девочка, гусь и много дыма. А еще презентации творческих проектов, дискуссии о детских студиях и споры о нейросетях. В Суздале завершился XVIII Открытый российский фестиваль анимационного кино (ОРФАК). «Известия», побывав на форуме и поговорив с его участниками, оценили вклад «Суздальфеста» в отечественную киноиндустрию.

За окном — Россия

На церемонии закрытия директор ОРФАК Александр Герасимов пожалел, что фестиваль пролетел так быстро и огласил новый рекорд. На онлайн-платформах фильмы форума посмотрело 5,5 тыс. пользователей, плюс было 5 тыс. очных участников. Программы форума демонстрировались на 750 площадках в 41 регионе. Лучшим фильмом онлайн-зрители назвали короткометражку «Уважаемые пассажиры» екатеринбургского режиссера Максима Куликова — о нравах путешествующих в плацкартном вагоне.

— Когда рисовал картину, очень много смеялся, — заметил автор, — И очень рад, что услышал смех в зале.

Эта гомерически смешная новелла с яркими типажами и лирическими пейзажами за окнами мчащегося поезда стала триумфатором фестиваля — за нее в традиционном рейтинговом голосовании очно и онлайн высказалось и большинство профессионалов индустрии.

Гран-при форума получили «Светлые души» Анастасии Жакулиной — стильный монохромный рассказ о мужском и женском: жена жаждет любви, а мужу карбюратор дороже. Лучшим полнометражным фильмом был назван «Финик» режиссера Дениса Чернова, а приз за работу в прикладной анимации вручили режиссеру Савве Голубкову за фильм «Песенка эскимоса».

Лучшей короткометражкой оказался «Подсолнух» Натальи Чернышевой. История о девочке и папе-моряке «На глубине» от Лизы Стариковой получила приз за лучший дебют. Мой личный выбор в дебютной номинации — «Волк думающий» Юлии Евдокимовой, где симпатичного хищника, размышляющего о смысле бытия, озвучил Константин Хабенский, — остался без наград. Как и студенческий «Переход» — о философских смыслах обычного светофора. В этой категории победил драйвовый трэш «В поисках мозга» — о том, как правильно готовиться к экзаменам.

Кстати, студенческого кино оказалось так много, что его выделили в отдельную программу. Двукратный номинант «Оскара» Константин Бронзит, который вместе с Игорем Ковалевым публично обсуждал молодежные работы, считает этот прорыв следствием новых возможностей и технологий.

— Появилось больше школ. Они дают возможность реализоваться, на дебют или на студенческие курсовые дают какую-то денежку, — заметил он. — А технологии помогают даже без денежек. 30 лет назад таких технологий не было. Ну, хочу и хочу снимать кино, а не чем. Сегодня купил компьютер — пожалуйста, можешь делать. Поэтому и фильмов стало больше. А это свежая кровь — больше умельцев в индустрию вольется.

Для любого возраста

Одним из центральных событий богатого на активности фестиваля стала презентация новых анимационных проектов. Прошла она уже в шестой раз. Оргкомитет смотра и студия «Союзмультфильм» рассмотрели заявки короткометражных фильмов и мультсериалов для зрителей любого возраста и полнометражных анимационных фильмов для семейной аудитории. Возраст, образование и профессиональный опыт участников значения не имели.

Из 201 проекта селекционная комиссия выбрала восемь лучших. В темах и жанрах претенденты блеснули разнообразием. По словам Артема Лукичева, автора фэнтези «Ловцы снов Гурнаахим», он думал карандашом и докопался до ключевого персонажа — головы на ножках. В проекте «Техподдержка» режиссер Дарья Стецуняк задалась философским вопросом, а есть ли кто на небесах? Если за нами кто-то присматривает, то мы имеем шанс лишиться этой техподдержки из-за нашей безалаберности.

Всеволод Андрющенко сочинил ситком для взрослых «Южнее некуда» — о лирических событиях в Антарктиде. Выбор мотивировал нехваткой отечественного взрослого развлекательного контента.

Единственный полнометражный фильм «Мой любимый пра-пра» режиссер Андрей Рубецкой посвятил отношениям дедушек и внуков. Герои разделены целым веком. Школьница Анна из 2223 года находит на чердаке аппарат с голографической матрицей своего пра-пра-дедушки, который становится ее лучшим другом. Фоном их прогулок станут грандиозные виды будущей Москвы, тоже продемонстрированные автором.

Президент фестиваля Александр Герасимов и гендиректор «Союзмультфильма» Борис Машковцев порадовались переполненному залу (те, кому не хватало мест, уселись на пол), дружной реакции зрителей и, не сговариваясь, отметили, что фестивальный питчинг успел стать трендом и принести результаты.

Например, «Союзмультфильм» подписал с анимационной студией «Мечталет» из Хабаровска меморандум о намерении совместного производства картины «Человек, который провожал поезда» (он был представлен на питчинге в прошлом году).

Другие проекты, принимавшие участие в конкурсах, уже вышли из стадии намерений и были представлены на фестивальном экране. Это «Привет, бабульник!» Натальи Мирзоян, фильм «Под облаками» Василисы Тикуновой, сериал «Крутиксы» и авторский фильм «Ветер».

В этот раз эксперты назвали двух победителей — подростковую трагикомедию «Соберись» (режиссер Евгения Девятова охарактеризовав ее как стеб над юным возрастом, когда кажется, что ты можешь быть ответственным, но на самом деле это не так) и «Зверомикс» уже упомянутой студии «Мечталет», где речь тоже о подростках, но из мира фантастической фауны.

Взрослая тема не зашла экспертам. Два спецприза — «За волю к победе» («Фондю» режиссера Кристины Кемден) и «За художественное решение» («Дело Васи Васнецовой» Светланы Болдино) тоже ушли к фильмам, где возраст героев не превышает 15 лет.

Призеры питчинга получили возможность дальнейшей разработки проекта совместно с ведущими специалистами «Союзмультфильма». Но это не значит, что они к нему привязаны, пояснила куратор Алена Сычева.

— Реализация проекта — лишь одна из задач, — подчеркнула она. — В отличии от питчингов других фестивалей, у нас но не рынок проектов, а рынок специалистов, которые в итоге могут найти работу, получить подряд и т.д. Отсюда и ориентация на разные возрасты и форматы.

Равнение на классика

В рамках фестиваля состоялась презентация книги, посвященной классику отечественной анимации Федору Хитруку. Два тома под названием «Мой век. Мемуары. Фильмы. Дневники». Пока пробный экземпляр. Редакторы-составители — коллеги Федора Савельевича: кинорежиссеры Юрий Норштейн, Андрей Хржановский, Алексей Демин.

Как рассказал Алексей Демин, подачу материалов составители тоже мыслили как кино — выстраивали тексты и фотографии так, чтобы они сложились в историю любви, верности и преданности делу. По его словам, главная часть этого «фильма» — дневники, где виден Хитрук переживающий, сомневающийся, далеко не такой уверенный, каким он был в своих фильмах. Оба тома открываются страницей, на которой только одно изображение — автограф героя книги, напоминающий энергичный орнамент.

— Какая у Хитрука красивая подпись! — восхитился Юрий Норштейн. — Этот автограф — отпечаток и лица, и душевного состояния.

Говоря об издании, народный артист прочел из Пушкина: «Воспоминание безмолвно предо мной / Свой длинный развивает свиток». И напомнил слова Маркеса: «Нет более одинокого человека, чем тот, которому предстоит принять решение».

— Это о режиссере, — подчеркнул Юрий Норштейн. — Мы обязаны сделать книгу о Хитруке, чтобы каждый режиссер ее прочитал.

Константин Бронзит, взяв слово, назвал память островом архипелага под названием «Культура» и удивился, что не видит на презентации молодежи. Это потому, считает он, что ее внимание зафиксировано только на себе, между тем как режиссер должен расти на чужом великом творчестве.

— Говорю им: смотрите Винни-Пуха (герой фильмов Федора Хитрука, — «Известия»), там всё есть, — поделился Константин Бронзит.

И добавил, что если бы ему кто-то дал такую книгу 30 лет назад, он бы умер от счастья.

А еще режиссеру хочется, приехав на фестиваль в следующем году, купить книгу Хитрука здесь, на книжном развале. Скорее всего желание Константина исполнится. Выпуск двухтомника задерживался из-за организационных и финансовых сложностей. Но сейчас к процессу подключился «Союзмультфильм», и Алексей Демин надеется, что в ближайшие полгода книга увидит свет.

Читайте также
Прямой эфир