Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО уничтожили 15 дронов ВСУ над тремя регионами России
Мир
Уиткофф сообщил об обсуждении США и РФ возможных договоренностей по Черному морю
Мир
Финляндия отказалась экспортировать яйца в США
Мир
Мантуров заявил об ожидаемом увеличении поставок сельхозпродукции из РФ в Катар
Мир
Латвия приостановила работу единственного КПП с Белоруссией
Экономика
В ЦБ поддержали введение биометрии при выдаче микрозаймов онлайн
Мир
Уиткофф отметил сокращение дистанции в переговорах РФ и США по Украине
Общество
Синоптики спрогнозировали похолодание и гололедицу в Москве 17 марта
Мир
Землетрясение магнитудой 5,1 зафиксировали в Эфиопии
Общество
Синоптик не исключил возврата холодов в конце марта – начале апреля
Экономика
Льготное лизинговое финансирование расширят на легкую промышленность
Спорт
Россиянка Мирра Андреева победила в финале турнира WTA в Индиан-Уэллсе
Армия
Средства ПВО уничтожили шесть беспилотников ВСУ над тремя регионами РФ
Мир
Медведев сравнил отправку военных НАТО на Украину с началом конфликта с альянсом
Армия
Военные РФ рассказали об уничтожении техники ВСУ системами «Торнадо-С»
Экономика
В РФ выявили более 800 тыс. нелегально занятых работников в 2024 году
Мир
Захарова связала желание Британии украсть активы РФ с тягой к пиратству
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Одна из главных театральных команд страны — Государственный академический театр имени Моссовета — отмечает 100-летие. Официальной датой его рождения считается 3 марта 1923 года. «Известия» вспоминают, почему это так и как это было.

Плохой лейтенант

Удивительно, но первые годы существования одного из самых знаменитых столичных театров были примечательны скорее склонностью к халтуре. Основателем Театра Моссовета был 32-летний Сергей Прокофьев, не слишком удачливый драматург, актер и режиссер, ныне почти что забытый (не путать с его с современником и тезкой, великим композитором). Сергей Иванович относился к театру как к «единице пропагандистской» и «понятной для масс», и даже классические пьесы, к примеру «Севильского цирюльника», умудрялся превратить в революционные агитки, вдобавок не самые талантливые.

Первоначально коллектив назывался Театром имени Московского губернского совета профсоюзов, и аббревиатуру МГСПС коллеги-остряки расшифровывали как «Московское государственное собрание плохих спектаклей». Неудивительно, что уже через два года Прокофьева от руководства отстранили.

Во главе труппы встал маститый актер и режиссер Евсей Любимов-Ланской (это при нем, в 1938 году, театр получил нынешнее название). В 1940 году его сменил Юрий Завадский, ученик Вахтангова и Станиславского, и к тому же красавец, в юности даже удостоенный от влюбленной в него Марины Цветаевой цикла стихов.

Режиссер Юрий Завадский (слева) и режиссер Анатолий Васильевич Эфрос

Режиссер Юрий Завадский (слева) и режиссер Анатолий Васильевич Эфрос

Фото: РИА Новости/Вера Петрусова

Имя ему легенда

Эпоха Завадского, которого называют одной из ключевых фигур отечественного искусства, длилась до самой его смерти в 1977 году. При нем Театр Моссовета, что называется, гремел и обрел статус легендарного. Во многом это случилось не только благодаря режиссерскому таланту Юрия Александровича, но и целому созвездию работавших с ним актеров.

Только перечисление их имен звучит как экскурс в историю отечественной сцены. Фаина Раневская и Ростислав Плятт, Любовь Орлова и Николай Мордвинов, Леонид Марков и Сергей Цейц, Серафима Бирман и Георгий Жженов, Осип Абдулов и Вадим Бероев, Людмила Шапошникова и Георгий Тараторкин, Ирина Карташева и Анатолий Адоскин, Ия Саввина и Маргарита Терехова, Юрий Кузьменков и Александр Леньков и так далее и так далее... Ну и, разумеется, Вера Марецкая, народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, вторая жена Завадского, которую называли «хозяйкой Моссовета».

И еще одно имя нельзя не упомянуть — Геннадий Бортников, «русский Жерар Филип». В историю вошли его блестящие роли в спектаклях по Достоевскому — «Петербургские сновидения», «Дядюшкин сон» и «Братья Карамазовы». А главную свою работу он сделал в спектакле-монологе «Глазами клоуна», который сам и поставил по роману Генриха Белля. Спектакль тот прожил два десятилетия. Как вспоминает Евгений Стеблов, работающий в «Моссовете» с 1969 года, «сказать, что Бортников был премьером — это ничего не сказать. Он был культом, умилением и восторгом. Ему дозволялось всё». Сегодня такое и представить уже невозможно, сейчас в это слабо верится, но после того, как падал занавес, Бортникова на служебном входе осаждала толпа восторженных театралов чуть не в 500 человек! Сравниться с этим могут разве что роскошные клумбы, которые сооружают поклонницы у ног нынешней звезды театра — Александра Домогарова.

Геннадий Бортников в спектакле-монологе «Глазами клоуна»

Геннадий Бортников в спектакле-монологе «Глазами клоуна»

Фото: ТАСС/Михаил Строков

В стиле рок

Ну и продолжая более чем лаконичную экскурсию по историческим этапам, вспомним Павла Хомского. В театр он пришел еще при Завадском, в 1973 году, очередным режиссером, а через 12 лет стал определять его художественную политику. Одной из главных постановок плодовитого Хомского считается рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» (1990). Этот кассовый хит до сих пор в репертуаре. Как отметил в беседе с «Известиями» один из ведущих актеров труппы Валерий Яременко, с премьеры играющий в нем роль Иуды Искариота, «сегодня к нам приходят уже внуки первых молодых зрителей».

Павел Осипович умер на 92-м году жизни. В некрологах его называли «деликатным и умным лидером», при котором театр работал стабильно, а смена поколений происходила гармонично.

После сценического долгожителя четыре года труппой управлял совет из Юрия Еремина, Андрея Кончаловского и Сергея Юрского. Выбор неслучаен — все трое активно ставили в «Моссовете», а Юрский еще с 1978 года и до самой смерти играл в нем, но в силу разных причин никто из них не жаждал единолично встать у руля. А театр, безусловно, диктатура, и он нуждался в лидере.

Рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда»

Рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда»

Фото: РИА Новости/Лев Шерстенников

Боль от ожога

В 2020 году пост худрука предложили известному режиссеру, «русскому итальянцу» Евгению Марчелли, который после увольнения из Волковского театра в Ярославле находился в статусе свободного художника. О поставленных в провинции спектаклях Марчелли критики писали, что они ломают стереотипы, что режиссеру присущи радикализм, где актеры существуют на пределе, что его спектакли — не утешение, а ожог.

Придя в «Моссовет», Марчелли нашел театр профессиональным, однако музейно-традиционным. Валерий Яременко согласен с подобной оценкой: «В последние годы мы были тихим болотом, которым мало интересовались критики, театральные премии пролетали мимо нас, хотя при этом у театра была верная, преданная публика». Марчелли поставил своей целью, сохраняя академизм, сделать театр «более живым».

От его прихода многие ждали чуть ли не чуда, мгновенных перемен к лучшему. Но так не бывает. К тому же в планы по перестройке вмешалась пандемия, а первые выпущенные им спектакли — «Фрекен Жюли» и «Жестокие игры» — были встречены, мягко говоря, сдержанно. И вообще приход «чужака» вызывал опасения и внутри, и вне театра.

Марчелли досталась большая и амбициозная труппа — более сотни артистов, в их числе медийные, популярные, известные всей стране. Евгений Жозефович дополнил этот сложный театральный организм «молодой кровью». К тому же год назад к «Моссовету» присоединился расположенный по соседству Московский открытый студенческий театр («МОСТ»), что стало сюрпризом для обоих коллективов. И всю эту команду нужно обеспечить работой, потому что «незанятый актер — зреющий конфликт».

Евгений Марчелли

Евгений Марчелли

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

У времени в плену

Многие годы у театра было две сцены — основная на 894 места и камерная «Под крышей», на которой рассадку 120 зрителей можно менять по замыслу постановщиков. Сейчас ходят разговоры, что может появиться дополнительная площадка — в саду «Аквариум», где расположено построенное в 1959 году нынешнее здание театра.

Сегодняшний репертуар, по словам худрука, это результат интуиции, логики и компромисса. Но можно сказать, что последние премьеры — и самого Марчелли («ШекспирГамлет», «БЕСприданница»), и других режиссеров (Андрея Кончаловского, Павла Пархоменко, Сергея Аронина, Игоря Яцко, Олеси Невмержицкой) — поддерживают интерес к театру при всем далеко неоднозначном к ним отношении.

Закончим словами Ольги Кабо, одной из звезд театра. Беседуя с «Известиями», заслуженная артистка России отметила: «У нашего театра счастливая судьба. Во все времена он славился сильными режиссерами и прекрасными артистами. Я здесь уже почти четверть века и бесконечно счастлива, что имела и имею честь выходить на сцену с невероятными и неповторимыми партнерами. Я до сих пор с трепетом прихожу в свой творческий дом. И мне кажется, зрители тоже ощущают это пространство как намоленное и вдохновенное. Наш театр — живой, яркий, настоящий, непредсказуемый! И главное — хранящий традиции».

Читайте также
Прямой эфир