Вся логика принимаемых в последние годы западными странами санкций в отношении нашей страны демонстрирует четкое намерение сузить пространство сотрудничества до минимально необходимого, а в перспективе отказаться и от него, даже в ущерб своим экономическим интересам. Причем Вашингтон и Брюссель в этом вопросе действуют с явным опережением, инициативно, России же приходится реагировать — как говорят в боксе, работать вторым номером.
Если не брать во внимание сотрудничество, которое еще осталось, например, в торгово-экономических отношениях и в сфере энергетики, то говорить о перспективах восстановления в какой-то части имевшегося ранее взаимодействия, пока не приходится. Напротив, пока в большинстве западных стран у власти находятся нынешние элиты, стоит ожидать дальнейшего усиления давления на РФ со стороны коллективного запада по всем аспектам еще сохраняющегося сотрудничества.
В этих условиях России стоит действовать на опережение, при этом речь не идет о введении санкций или других ограничений. Нужно активизировать деятельность в отношении гражданского общества, повышать привлекательность страны в глазах жителей западных стран, чье мнение не всегда совпадает с политикой, которую проводит Брюссель, Париж или Варшава.
Понятно, что нынешние элиты, взявшие курс на сжатие пространства для сотрудничества, были в свое время приведены к власти в Европе, чтобы действовать в строгом фарватере заокеанского курса, исключающего какую-либо самостоятельность. То есть сейчас их не стоит воспринимать как объект, с которым можно выстраивать конструктивный диалог. В этой связи стоит обратить внимание на иные политические группы, которые сами находятся в оппозиции к нынешней власти и вполне открыты к диалогу с российской стороной. Помимо политических сил к таким перспективным группам сотрудничества можно отнести целые страны, например Венгрию и отдельные регионы — Каталонию, Шотландию, Северную Ирландию.
Наряду с политическими силами заслуживает внимания развитие отношений с гражданским обществом на Западе, например с блогерами. Важно приглашать популярных ведущих частных каналов в Россию (причем не обязательно из стран Запада, достаточно, чтобы аудитория этих авторов включала в себя европейских зрителей), чтобы изнутри показать происходящее в нашей стране, в зоне СВО, это позволит доносить российскую позицию. Кроме того, можно обеспечить их встречу с представителями власти, молодежных и общественных организаций, что способно повысить степень объективности получаемой европейскими гражданами информации о России.
Весьма перспективным видится направление и научно-образовательного сотрудничества. Несмотря на то что многие европейские учебные заведения приостановили или прекратили работу с коллегами из нашей страны, интерес к учебе и работе со стороны самих студентов и преподавателей сохраняется. Однако если раньше европейцы могли спокойно пользоваться финансовой поддержкой своих государств, например для оплаты билетов и проживания в РФ, то сейчас такой возможности практически нет. То есть расходы иностранный гражданин должен нести сам. И здесь могли бы сработать новые решения в части запуска российской грантовой поддержки иностранных студентов из недружественных стран.
Другой немаловажный вопрос работы не только со студенческой и научной аудиторией касается визовой поддержки. Вполне вероятно, что сейчас наступил тот момент, когда стоит в одностороннем порядке сделать безвизовый въезд в РФ для граждан, например Германии, Австрии, Италии и Японии.
Максимальное расширение возможностей для граждан коллективного Запада в части прямого взаимодействия с россиянами, посещения нашей страны и участия в совместных мероприятиях в перспективе способно приблизить тот момент, когда и на государственном уровне отношения вернутся в нормальный рабочий формат конструктивного сотрудничества.
Автор — начальник управления международного сотрудничества Государственного университета управления
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора