Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Журналист Карлсон назвал Зеленского врагом США
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Путин встретился с Оливером Стоуном
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Политика
Лавров назвал продуктивными переговоры с главой МИД Доминиканы
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Спорт
«Трактор» обыграл «Динамо» во втором матче полуфинальной серии плей-офф КХЛ
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Общество
Минпросвещения разъяснило заявление об ограничении нагрузки учителей
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Происшествия
Один человек погиб и четверо пострадали в ДТП с автобусом в Оренбургской области
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Запрет на посещение лесов вокруг воинской части установили во Владимирской области
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Армия
Путин рассказал об изоляции разрозненных групп ВСУ в Курской области
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Путин назвал Россию нацией победителей
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Александр Ситковецкий считает, что созданная им рок-группа «Автограф», собиравшая в 1980-е стадионы, ушла точно вовремя. А сейчас события той поры созрели, чтобы превратиться в слова и образы — как музыка в какой-то момент созревает для того, чтобы начать ее записывать. Книга легендарного гитариста It’s A Long Story вскоре выходит в России. О путешествии в ушедшую эпоху, голоде на актуальную музыку в Советском Союзе 1980-х, навешанных на его группу «бессмысленных шильдиках» и исторической правде Александр Ситковецкий рассказал в интервью «Известиям».

«Мы стараемся, чтобы дети русский язык не забывали»

— Почему вы решили написать эту книгу именно сейчас?

— Решение писать книгу пришло несколько лет назад. Никакого специального повода не было. Как и с музыкой, которая в какой-то момент созревает для того, чтобы начать ее записывать, и далее она превращается в песню, в альбом, так и здесь: события той поры созрели, чтобы превратиться в слова и образы.

— Начиная с 1990-х вы живете за рубежом, но текст читается очень легко. Активно пользуетесь русским языком?

— Да нет, я просто талантливый. А русским языком пользуюсь, наверное, активно, что бы это ни значило. В первую очередь у меня семья русскоязычная. И хотя дети родились уже в Калифорнии, мы стараемся, чтобы русский язык они не забывали. Плюс в бизнесе половина переговоров и общения происходит на русском. Также примерно делится и круг общения — на «иностранцев» (необязательно только американцев) и условных русских.

— Правда ли, что вся книжная история основана на вашем дневнике? Как удалось сохранить такое количество фото, афиш, газетных вырезок?

— Если бы я не сохранил тот потрепанный «Рабочий журнал» 1972 года, многие факты и события этих 20 лет, описанных в книге, были бы упущены. В «Журнале» подробно, с деталями фиксировались и концертная история, и составы музыкантов и техников, и репертуар — вообще всё.

Плюс велась статистика по «странам и континентам». Что касается фото и прочего, моя мама, известный историк-архивист, приучила меня улики, то есть компромат, не выкидывать, а собирать, так как «могут пригодиться».

группа «Автограф»

Группа «Автограф»

Фото: Newsweek

В советское время даже существовал платный сервис. Помню, на Центральном телеграфе в Москве я оставлял заявку на поиск статей на определенную тему с ключевыми словами, и потом ко мне в квартиру по почте приходили десятки фото и вырезок о группе со всех концов СССР.

И, конечно, не могу не упомянуть нашего официального архивариуса Сергея Воеводина из Костромы, который вот уже почти 20 лет с методичностью дятла выковыривает личинки информации о группе и ее участниках из богом забытых источников. И размещает всё это богатство на нашем официальном сайте, где на сегодня собран самый полный архив как групп «Високосное лето» и «Автограф», так и каждого, кого угораздило участвовать в том празднике жизни.

— Ориентировались ли вы на какие-то образцы рокерских биографий?

— Нет, совсем не ориентировался, но! Я с большим интересом слежу за выходом и читаю биографии многих личностей из нашей среды, живых и не очень, не обязательно очень знаменитых, зато важных для меня. От трагичной судьбы Гэри Мура до гитарной нудятины Кита Ричардса, от блестящей бесшабашности Сэмми Хагара до уникального таланта и голоса Стивена Тайлера.

Гэри Мур - североирландский гитарист-виртуоз

Гэри Мур — североирландский гитарист-виртуоз

Фото: commons.wikipedia.org

Дэйв Грол, Ник Мэйсон, Эрик Клаптон, Ван Хален, Билл Грэм, Лед Зеппелин — все книжки стоят на полке, и библиотека только пополняется.

— Есть ли моменты, упоминания о которых вы намеренно избежали, чтобы на корню пресечь «желтизну», или просто не хотели вспоминать о них в ущерб исторической правде?

— Хороший вопрос, спасибо. Для каждого автора существуют основополагающие понятия этики и воспитания. А историческая правда… Что это? Если я чувствовал, что какой-либо факт или событие могло кого-то поставить в неловкое положение, я просто перешагивал через этот момент и двигался дальше.

«Не задумывались о том, каким мог быть американский «Автограф»

— Цитата из вашей книги: «После необъяснимого и таинственного триумфа или, с тем же успехом, провала «Века № 20» в «Лужниках» эта 45-минутная сюита с нарративом Олева как цельное произведение была исключена из репертуара группы». Судя по аудиозаписи на вашем сайте, это мощная вещь. Почему вы не сделали попыток вернуть ее в концерты?

— Потому что поняли, что в таком виде, в «большой форме» данное произведение не работало. И мы уже хотели двигаться дальше. А «Век № 20» почти до конца оставался в репертуаре «Автографа» в виде фрагментов.

— Вы принимали участие в исполнении «Реквиема» Альфреда Шнитке, который одним из первых в Советском Союзе использовал электрогитару в симфонической музыке. Как вы познакомились с классиком? Были ли у вас еще планы совместной работы?

— Я общался с его сыном Андреем, который тогда начинал играть на электрогитаре и искал совета и поддержки. Вернее всего, так познакомился и с папой. Нет, после его «Реквиема» мы больше творчески не работали, но общались семьями.

группа «Автограф»
Фото: из личного архива Александра Ситковецкого

— Еще одна цитата: «В феврале 1990 года уехали с «Арией» в тур по «городам-героям»: Ульяновск – Димитровград – Саранск. Всё вроде как всегда: полные залы — правда, уже не стадионы. Звучим хорошо, дымим красиво, принимают неплохо. Но...». Почему умный арт-рок перестал интересовать массовую публику? И чем интересовал предыдущие почти 10 лет, начиная с вашего первого стадионного выступления?

— Ответ на первый вопрос: знаю, но не скажу. Иначе всерьез обижу миллионы ничего не подозревающих (и слава богу) слушателей.

На второй вопрос ответ прост — страна стала открываться во второй половине 1980-х. До этого момента был реальный голод на современную и актуальную музыку. И хотя арт-рок далеко не прост для понимания слушателя, воспитанного на совсем других образцах, энтузиазм и желание приобщиться в тот момент были важнее. Кстати, а кто сказал, что арт-рок — умный?

— За что вы благодарны стране, в которой родились? О чем хорошем вспоминаете?

— Благодарен судьбе за то, что родился в Москве, в интересной и непростой семье. А мог бы родиться в Бужумбуре (это в Бурунди, да простят меня его обитатели) на берегу Танганьики. Пронесло.

группа «Автограф»
Фото: из личного архива Александра Ситковецкого

— Последняя цитата. О записи американского альбома группы: «Американцы хотели русский Def Leppard, недавно взошедшую британскую хард-рок-звезду, мы же хотели американский, но «Автограф». Победила дружба, то есть никто. А вернее — проиграли все». Можно ли сказать, что после этого случая вы оставили надежду покорить Америку? И каким вы представляли себе американский «Автограф»?

— Мы никогда не садились кружком у костра, мечтательно глядя на звездное небо, и не задумывались о том, каким бы мог быть американский «Автограф». Это не мы, и тем более не цинично-пресыщенные «мы» образца 1989 года. Но да, та запись нас всерьез разочаровала, и что-то надорвалось. Хотя трещины пошли уже раньше.

«Мы точно ушли вовремя, согласно регламенту»

— Книга заканчивается на событиях начала 1990-х. Есть ли искушение описать последующие годы?

— Пока нет. Просто не вижу событий и динамики, которые могли бы быть интересными для читающей публики. Да и публики (особенно читающей) на глазах становится всё меньше.

группа «Автограф» в Лондоне

Группа «Автограф» в Лондоне

Фото: РИА Новости/Татьяна Крылова

Что может быть когда-то опубликовано, так это откровенная и нелицеприятная переписка, а также некоторые интервью, связанные как с этой книгой, так и с неординарными событиями в моей жизни, происшедшими в десятилетия, пролетевшие после кончины группы.

Эти детской непосредственности творения обнаруживают мое отношение ко всему, что тогда происходило и сейчас продолжает происходить в окружающей меня Вселенной. Вопрос в том, надо ли это обнаруживать?

— Может ли сейчас возникнуть движущая музыкальная сила, подобная той, что захлестнула молодых в конце 1960-х – начале 1970-х?

— Я не вижу и не слышу такой силы. Правда, особенно и не прислушиваюсь.

— Следите ли вы за тем, что происходит в русской музыке? Можете ли назвать имена, которые вас привлекают?

— «Русская музыка» — достаточно аморфный термин с жанровой, этнической и географической точки зрения. Но если коротко — нет, не слежу.

группа «Автограф» на концерте «Легенды русского рока»

Группа «Автограф» на концерте «Легенды русского рока»

Фото: РИА Новости/Виталий Безруких

— Есть ли у вас ощущение, что лучшее и главное случилось с вами в вашей русской рокерской жизни?

— Нет, конечно. Это было замечательное время, и пусть всё, что тогда произошло, — и хорошего и не очень — останется там. После отъезда у меня началась совсем другая жизнь. Не лучше и не хуже — другая. Моя.

— Один из известных рок-специалистов назвал вашу группу «Статусный окультуренный рок-коллектив». Вы согласны с этим определением? Как бы вы сами себя назвали?

— Никак бы не называл. А известным рок-специалистам тоже надо что-то кушать. Привинчивать терминологически бессмысленные шильдики на давно ушедшие в историю имена настолько же полезно, как и пытаться прикрутить обратно голову античной статуи, отвалившуюся при раскопках.

— Чтобы остаться легендой, должна ли рок-группа вовремя уйти? Считаете ли вы, что ушли вовремя?

группа «Автограф»
Фото: РИА Новости/Татьяна Крылова

— Да, это важный момент. Мы, «Автограф», точно ушли вовремя, согласно регламенту. Всё складывалось и сложилось в свой час, без пыли и запаха, как карточный домик, — страна, культура, отношения между людьми.

Что касается других… Знаете, я уже несколько лет как перестал ходить на концерты когда-то интересных и любимых мною артистов, хотя от них и звонят, и приглашают. Всему свое время.

— Что добавляют к имиджу и репутации рок-группы реюнионы, в том числе такие масштабные, как у вас в 2005 году?

— Добавляют в первую очередь лично нам, любимым, чувство глубокого удовлетворения, а также глубокого изумления, что курилка уже сыграл, но еще не в ящик.

Что касается большинства сопереживающих, такие события часто вызывают неадекватную реакцию, густо настоянную на зависти и комплексах реагирующих. Довольно любопытный отечественный феномен, но скучно.

— Вам не раз приходилось общаться с музыкантами первой величины. Кто-то из них дал вам совет, которому вы последовали?

— Нет, советов они не давали. Они чуть в другом бизнесе. Совет, о котором вы говорите, мне дал не музыкант, но художник. Я следую этому совету с тех самых пор. Поделюсь, это недорого: «Слушай себя, Саша».

Александр Ситковецкий

Александр Ситковецкий

Фото: Елена Ситковецкая
Справка «Известий»

Александр Ситковецкий окончил химфак МГУ и Музыкальное училище имени Гнесиных. В 1973 году создал группу «Високосное Лето». В 1979 году — «Автограф».

Вышедшая в 1984-м пластинка группы «Автограф-2» разошлась тиражом в 6 млн. Первым из советских рок-групп «Автограф» достиг коммерческого успеха за рубежом, выступив более чем в 30 странах мира.

После распада группы в 1990-м Александр Ситковецкий обосновался в США и занялся сольной карьерой инструменталиста. Автор альбомов Zello и Empty Arena.

Читайте также
Прямой эфир