Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп сообщил о выдвижении Уолтца на должность постпреда США при ООН
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили более 120 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
СМИ заявили об ожидании США ратификации соглашения по ресурсам в раде за неделю
Происшествия
Силы ПВО сбили семь дронов ВСУ в ходе отражения воздушной атаки на Севастополь
Общество
Московский снегопад побил рекорд 116-летей давности
Общество
В Дагестане предотвратили теракт в отношении сотрудников правоохранительных органов
Мир
Вэнс сообщил о продолжении участия Маска в работе DOGE после сокращения
Мир
Reuters сообщило о планах ООН провести реорганизацию на фоне кризиса финансирования
Мир
Трамп предупредил о введении санкций против покупающих нефть у Ирана стран
Мир
В Турции сообщили о повреждении более 4,2 тыс. зданий из-за землетрясения в Стамбуле
Армия
Российские военные восстановили памятник героям ВОВ в ДНР
Мир
Власти Китая заявили об оценке проведения переговоров с США по торговле
Армия
Расчеты самоходных пушек «Гиацинт-С» уничтожили бронетехнику и живую силу ВСУ
Общество
Мещанский суд Москвы возбудил уголовное дело о госизмене в отношении россиянина
Мир
CNN сообщил о нежелании Уиткоффа занимать пост советника Трампа по нацбезопасности
Мир
Американская певица Джилл Собьюл погибла при пожаре в США
Мир
Румыния депортировала корреспондента RT Чей Боуза
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Легенда ретророка, основатель бит-квартета «Секрет», популярный телеведущий и киноактер Николай Фоменко уверен, что времена не меняются — всё уже было и всё еще будет. Сегодня он не гонится за концертами, считает себя человеком из прошлого и чувствует себя российским Стингом. Об оставшемся в прошлом телевидении, невыдуманных Алисе, Кристине и Арине-балерине, пригрезившейся в сломанном армейском автобусе на границе с Норвегией, «Известия» поговорили с заслуженным артистом РФ по случаю премьерных показов мюзикла «Ничего не бойся, я с тобой», вдохновленного песнями культового ретробэнда.

«Шило в одном месте, скорость, море юмора, горящие глаза»

— Как родилась идея создания, это была ваша инициатива или предложение?

Мне предлагали выступить в качестве продюсера. Я даже пришел, убедился, что ничего не понимаю в мюзиклах, и отдал ребятам всё на откуп. Второй раз появился, когда этот пирожок уже слепили. Пришел на репетицию, услышал первые аранжировки — и сразу расслабился. Мне всё очень понравилось: артисты отличные, они очень похожи на нас в двадцатилетнем возрасте — шило в одном месте, скорость, море юмора, горящие глаза.

сцена из мюзикла «Ничего не бойся, я с тобой»
Фото: компания «Бродвей Москва»

Идея создания мюзикла «Ничего не бойся, я с тобой» принадлежала Ольге Филипук, директору по контенту «Плюс Фантех» и продюсеру «Плюс Студии» «Яндекса». Мы были знакомы по работе в кино, Оля отвечала за кинопроцесс, а я снимался. И вот однажды она говорит, что хотела бы сделать мюзикл на песни группы «Секрет». Сначала я отнесся к этому скептически, но Филипук взялась за дело активно, связалась с Дмитрием Богачевым, это наш главный постановщик мюзиклов (глава театральной компании «Бродвей Москва». — «Известия»), который прежде не делал ничего российского, работал с американскими франшизами — «Кошки», «Анастасия».

А вообще я далек от жанра мюзикла, хотя понимаю его привлекательность, стиль, интерес к нему публики.

— Перед премьерой композитор Евгений Загот признавался журналистам, что волнуется насчет вашей реакции.

Я обожаю творчество Загота и доверяю ему во всех смыслах. Знаю, что он волновался. Он тоже подходил ко мне до премьеры, говорил, что в «Сидя на крыше» у него размер шесть восьмых вместо трех четвертей. Вот так ужас! (Смеется.) Когда я играю Баха на скрипке, то вместо четырех четвертей играю три.

А если серьезно, я не беру на себя смелости быть чьим-то строгим судьей, оценщиком, критиком. Думаю, если ты написал песню и она ушла в народ, значит, она уже стала его достоянием. На тему наших хитов будет еще много всего нового, «Яндекс» записал несколько каверов, их будут петь совсем современные, молодежные исполнители. Они сделают какое-то другое, свое произведение, но это здорово. Я польщен. Я чувствую себя Стингом. Здорово, когда перепевают твои песни. Не сомневаюсь, что всё будет сделано на высоком профессиональном уровне, я только рад и счастлив.

«Не чувствую никакого пиетета в отношении своего собственного творчества»

— Какое звучание приобретают ваши хиты сегодня — это ностальгия по ушедшей эпохе или появился новый зрительский запрос на лирический рок?

— В этом неожиданно вспыхнувшем интересе на самом деле нет ничего необычного. В свое время мы написали множество добрых, светлых, интеллигентных песен, и оказалось, что сегодня они снова нужны. Людям хочется романтики, интеллектуальной игры, чистоты, деликатности в отношениях, искренности. Свет побеждает тьму, рано или поздно к этому все приходят.

сцена из мюзикла «Ничего не бойся, я с тобой»
Фото: компания «Бродвей Москва»

— Насколько изменились времена? Когда слушаешь старые хиты, возникает ощущение, что та эпоха была как-то уютнее и теплее.

Думаю, времена всерьез не меняются. Жизнь как пони — бегает по кругу. Если вы следите за происходящим внимательно, то замечаете, что всё повторяется. Все уже было, и снова будет. Судя по тому, сколько людей пришло на мюзикл, доброта и нормальный человеческий язык снова оказались ко времени.

Впрочем, и ту эпоху я бы не идеализировал. Когда мы начинали в середине 1980-х, шел развал СССР, начиналась перестройка, и это тоже были довольно мутные времена. Другое дело, что тогда все были на одной волне, 70% населения Советского Союза составляли люди с высшим и средним образованием — а это важно. Трагедия нынешних дней — отсутствие просвещения. Многим уже не удается находить аллюзии в том, что они видят и слышат, а некоторые признаются, что бывает даже сложновато слушать песни группы «Секрет»: настолько витиеватым кажется текст. Хотя на самом деле в нем нет ничего непонятного.

— Среди звучащих на сцене МДМ хитов есть какая-то особо личная песня, которая выстрадана?

— Нет-нет, я же не сумасшедший. Понимаю, существует такой миф об артистах, что у них всё выстрадано, всё на накале страстей и вообще, когда настоящий артист играет спектакль, за кулисами дежурит бригада скорой помощи. Это, к счастью, не про меня. И Гамлета я тоже никогда не мечтал сыграть. Вообще я не чувствую никакого пиетета в отношении своего собственного творчества.

— Истории создания песен вспоминаются?

— Да, но сейчас иногда даже очень смешно вспоминать эти истории создания. Все песни были написаны в разное время, в разных обстоятельствах. Если бы слушатели знали, как создаются романтические хиты! Например, ретрохит «Арина-балерина» (там, где «на завтрак кофе и малина, камин и аромат жасмина») был написан в армии, где-то на границе с Норвегией, где я околевал от холода в сломанном автобусе, при температуре минус 25.

Николай Фоменко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

— У вас много песен-посвящений прекрасным дамам. Прототипы у героинь были?

Были, но и Кристина, и Алиса — это вымышленные образы, которые впоследствии материализовались. Стали появляться разные девушки, которые говорили: «Эта песня посвящена мне, я Алиса, хотя зовут меня Зина». Вот как-то так.

«За нами даже Филипп Киркоров не угонится»

— Почему и как родился бит-квартет «Секрет»? Кем и чем вы вдохновлялись? Почему он столько раз возрождался и умирал, есть ли он сейчас?

Группа существует по сей день в полном составе, последний альбом мы записали в 2017 году. Кстати, в мюзикле «Ничего не бойся, я с тобой» есть хит из этого альбома, он называется «На любой стороне земли», мы с Максимом Леонидовым для «Елок» ее писали. Сейчас мы группа не концертирующая, в свое время столько отыграли и поставили рекордов по количеству выступлений, что за нами даже Филипп Киркоров не угонится. Поэтому сейчас за концерты и рейтинги не бьемся. Молодым дорогу!

сцена из мюзикла «Ничего не бойся, я с тобой»
Фото: компания «Бродвей Москва»

— Кажется, сегодняшний культурный контент несколько поляризирован, это видно даже по кино — народные комедии и подделки под Голливуд соседствуют с усложненными, полными аллюзий фестивальными хитами со всего мира.

Если говорить о кино, шаги сделаны очень большие, наша сериальная продукция на высоте, за этот год только на платформах вышло множество замечательных актерских и режиссерских работ, и прекрасных, и тонких. Говорить, что в кино идет одна коммерческая ерунда, было бы несправедливостью. Другое дело, не знаю, как всё это будет развиваться, многое меняется, не понимаешь, что можно, что нельзя, но я уверен, и это утрясется. Такое тоже было.

— Помню ваши зажигательные телевизионные проекты. Возвращаться к чему-то подобному не планировали?

Да это невозможно — время телевидения давно ушло! Тогда это была главная и единственная площадка для ярких ток-шоу, образовательных, новостных и просветительских программ. Сегодня телевидение — это место работы, а всё, что мы тогда напридумывали, подхватили блоги. Мы уже люди из прошлого.

Справка «Известий»

Николай Фоменко — актер кино и дубляжа, сценарист, автор песен, кинокомпозитор, теле- и радиоведущий; заслуженный артист РФ. Один из основателей и участник бит-квартета «Секрет».

Родился в Ленинграде 30 апреля 1962 года. Одновременно с учебой в школе занимался в Театре юношеского творчества, был первой скрипкой в симфоническом оркестре Ленинградского дворца пионеров. В 1983 году окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Во время учебы в институте организовал группу «Секрет».

Первой крупной ролью в кино стал Коля в фильме Владимира Машкова «Сирота казанская» (1997). В театре Фоменко играл главные роли в таких спектаклях, как «Саранча», «Трубач на площади», «Что случилось в зоопарке», «Собачье сердце» и «Трехгрошовая опера». Вел популярные программы на ТВ. Мастер спорта по горнолыжному спорту, мастер спорта России международного класса по автоспорту, бывший президент Marussia Motors. По хитам Николая Фоменко и Максима Леонидова поставлен мюзикл «Ничего не бойся, я с тобой» при поддержке «Яндекс Афиши» и МТС Life.

Читайте также
Прямой эфир