Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенные пункты Рубанщина и Заолешенка в Курской области
Спорт
Команда Специальной Олимпиады РФ заняла призовые места на соревнованиях в Италии
Армия
ВС России уничтожили дроном «Форпост» технику ВСУ в курском приграничье
Мир
Меркель назвала Россию огромной и сильной страной
Армия
Минобороны РФ изменит нормы снабжения имуществом штурмовиков
Спорт
Туск выразил недовольство из-за поражения теннисистки Швентек от Андреевой
Мир
Трамп подписал указ о сокращении функций агентства по глобальным медиа
Армия
Военные РФ сообщили о массовом отходе ВСУ из Суджи без обеспечения себе прикрытия
Мир
Додик заявил о готовности к сделке по редкоземельным металлам с Трампом
Мир
Премьер-министр Венгрии потребовал недопуска Украины в ЕС
Армия
ВС России в ЛНР уничтожили украинскую бронетехнику расчетами FPV-дронов
Мир
В Сербии задержали угрожавшего взорвать резиденцию президента мужчину
Мир
К протестующим в Сербии присоединилась колонна из 100 тракторов
Мир
Путин, Лукашенко и Рахмон обсудили с Алиевым межгосударственные отношения
Мир
Мать с двумя сыновьями ворвались в лицей во Франции с ножом
Мир
Китайский истребитель потерпел крушение во время учений
Мир
Суд в США обязал Starbucks выплатить $50 млн водителю после ожогов горячим кофе
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Почти 60% российских учителей всё еще вынуждены заполнять лишние документы, которых нет в перечне пяти обязательных, утвержденном Минпросвещения к 1 сентября. Это показал мониторинг Общественного совета при Рособрнадзоре, который оценил, как работает закон о снижении бумажной нагрузки на педагогов. Федеральная служба получила лишь несколько десятков подобных обращений, но это не показатель серьезности проблемы — учителя традиционно не слишком охотно жалуются на свои проблемы. Глава ведомства призвал учителей активнее обращаться на горячую линию Рособрнадзора в случаях, когда те сталкиваются с избыточными требованиями по работе с документами. Ведь сейчас действует мораторий на плановые проверки, и они возможны только по обращениям. При этом эксперты отметили, что школам нужно время на раскачку — не так просто сломать устойчивые бумажные традиции. Обнадеживает, что согласно исследованию 40% учителей все же заметили перемены.

«Сыпятся сплошные поручения»

Российские учителя жалуются, что закон о снятии избыточной бумажной нагрузки на них, принятый в этом году, пока не заработал в полную силу. Педагогам по-прежнему приходится заполнять «ворох» документов и сдавать объемные отчеты, вместо того чтобы уделять время работе с детьми. Об этом сообщили «Известиям» учителя, представители межрегионального профсоюза «Учитель» и подтвердили в Рособрнадзоре.

«Работать невыносимо, ведешь урок, а в школьном чате сыпятся сплошные поручения: подготовить метод разработки, пройти опрос, отчитаться о количестве детей, прошедших опрос», — написал один из педагогов в профсоюз.

учитель
Фото: РИА Новости/Илья Наймушин

Еще один из учителей рассказал, что уже вечером, в нерабочее время, руководство школы может потребовать разослать по родительским чатам тесты, попросить срочно их пройти, а затем педагог должен отчитаться об итогах. Учителя также говорят, что им приходится «бесконечно» регистрировать учеников и их родителей на сайтах и платформах для прохождения опросов, голосований и «прочей ерунды», а затем контролировать, чтобы анкеты были заполнены.

«А еще куча мониторингов, таблиц», — пишет еще один обратившийся, обращая внимание, что зачастую информацию приходится дублировать: она должна быть и в бумажном, и в электронном виде.

При этом по новому закону и приказу Минпросвещения, который действует с 1 сентября 2022 года, учителя обязаны вести только пять документов. Это программа учебного предмета, характеристика учащихся (делается по запросу), журнал учета успеваемости, журнал внеурочной деятельности и план воспитательной работы. При этом авторы закона отмечали, что до его принятия учителям приходилось заполнять 49 видов документов.

— Но «бумажная» тенденция в школах так и продолжается: наверное, в этом виноваты стереотипы и давно сложившаяся практика, — констатировал в разговоре с «Известиями» учитель истории и обществознания из Свердловской области, член совета профсоюза «Учитель» Марина Шарова.

По ее словам, учителям, в частности, приходится готовить отчеты для органов соцзащиты, пожарного надзора, территориальных органов Роспотребнадзора. Оргсекретарь профсоюза Ольга Мирясова также отмечает, что «школа продолжает быть местом, где разные ведомства пытаются реализовать свои задачи».

учитель
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анатолий Пекол

— Например, ГИБДД может написать запрос, что надо провести воспитательную работу среди детей, приложить материалы, а также потребовать отчет по итогу мероприятия, — рассказал она. — Такие задания спускают директору, а тот может сказать учителям, что делать это необходимо, так как школа может потерять место в каких-нибудь рейтингах.

Также, по словам Мирясовой, учителя отчитываются по итогам различных региональных и федеральных конкурсов, которые «проводятся из хороших побуждений» по поручению властей или по предложению разных общественных организаций. Но связанную с ними бюрократическую работу вновь выполняют учителя.

— В локальные акты школы сейчас администрация может включить дополнительные отчеты, не называя их отчетами, в этом тоже проблема, – говорит она.

60% учителей заявляют об избыточной нагрузке

Общественный совет при Рособрнадзоре и «Единая Россия» запустили 12 декабря мониторинг об уровне забюрократизированности учителей и том, как работает новый закон, рассказала «Известиям» член совета Наталья Алтыникова.

— Мы выложили анкету через профессиональные сообщества учителей, например, Всероссийский экспертный педагогический совет, сообщество форума классных руководителей и проект «Обучение-ПРО», минуя органы власти, дабы не допустить никакого воздействия на педагога, — сказала она.

По ее словам, за несколько дней получены 17 тыс. ответов. Лишь 40% учителей сообщили, что за последние три месяца не приходилось готовить документы сверх списка.

— Но 60% — еще готовят, — уточнила Наталья Алтыникова. — Это скорее позитивный предварительный итог, мы знали, что быстрых результатов действия закона не будет. При этом около 30% четко заявили, что их общая документарная нагрузка снизилась. И если хотя бы такому количеству уже стало легче, это достижение.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

Согласно результату опроса, в два раза снизилась доля учителей, которым приходится дублировать электронные документы в бумажном виде: в прошлом году это делали 70%, в этом — 37%. По мнению Натальи Алтыниковой, дублирование сохранилось в основном там, где есть проблемы с интернетом или нет компьютеров в каждом классе.

— Расстраивает объем фотоотчетов, которые требуют от учителей, — рассказал она. — 85% из тех, кто сообщил, что заполняет документы вне утвержденного списка, заявили, что им приходится фотографировать мероприятия, которые они проводят. И это вместо того, чтобы работать в это время с детьми!

Она добавила, что учителям также приходится готовить социальный паспорт класса, протоколы родительских собраний, журналы инструктажей по технике безопасности и т.д. А в регионах настаивают на составлении индивидуального образовательного маршрута на учеников, просят учителей «ходить по домам учеников и составлять акты посещения», вести запись на кружки.

Комментируя предварительные итоги мониторинга, глава комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова отметила, что с реализацией закона «не так всё просто».

— Пока мы как депутаты не слышим, чтобы нам на местах сказали: «Ну, наконец-то на одну бумагу стало меньше», — сказала она, выступая на заседании комитета. — Но мы были готовы к тому, что это очень долгий межведомственный процесс.

Работа с жалобами

Рособрнадзор весной 2022 года запланировал провести масштабный антибюрократический мониторинг, рассказал «Известиям» глава службы Анзор Музаев.

— Нам сейчас крайне важно выстроить контроль исполнения этой новой нормы закона в каждом регионе, — сказал он, напомнив, что с марта 2022 года действует мораторий на плановые проверки.

Поэтому, по его словам, одним из механизмов решения проблемы сейчас остается работа с жалобами учителей. Их Рособрнадзор собирает через горячие линии.

школа урок
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

— По каждой жалобе ведется индивидуальная работа, в том числе и выезды, — сказал Анзор Музаев. — Чем активнее учителя сообщают о нарушениях, тем быстрее снизится их документарная нагрузка.

В середине ноября Рособрнадзор отчитался, что на горячую линию за октябрь поступили 27 сообщений, 15 из них были переправлены властям регионов, по девяти «даны разъяснения». А Наталья Алтыникова сообщила, что к ней через общественный проект Рособрнадзора «Обучение — ПРО» пришло около 40 жалоб из 20 регионов за ноябрь и декабрь. Они передаются в ведомство в дополнение к поступающим на горячую линию.

Впрочем, Марина Шарова отметила, что учителя не слишком охотно жалуются.

— Сообщения всё равно спустят властям регионов, а потом директорам школ, а людям там еще работать, – сказала она. — Хотя только сами учителя могут рассказать о проблеме или отказаться выполнять дополнительную работу. У них всегда есть такое право.

В пресс-службе Минпросвещения «Известиям» сообщили, что «поток жалоб от педагогов по вопросам правомерности требований по заполнению отчетности сократился в пять раз в сравнении с аналогичным периодом прошлого учебного года». Точного числа обращений там не назвали, но отметили, что речь идет только о тех, что напрямую поступают в ведомство.

Читайте также
Прямой эфир