Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Набивать сцену: чем удивят Новый театр, МХАТ имени Горького и «Таганка»

Как правильно посещать недавно открытые пространства
0
Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Благородная роскошь и червленое золото. Анфилады и залы. Скотный двор и индийский эпос. А еще классика отечественной литературы и драматургии — Вампилов, Лесков, Распутин. Три новых театральных пространства — МХАТ им. Горького, Сцена на Факельном и Новый театр — открылись на прошлой неделе в Москве. Зачем туда ходить и что смотреть, выяснили «Известия».

Как Вампилов завещал

Сцена на Факельном давно знакома поклонникам театра «АпАРТе», который в этом году стал частью Театра на Таганке. Маленький уютный зальчик — идеальное место для неспешных посиделок, например для программы «Ликбез», решило таганское руководство — и не прогадало.

Первой представили режиссерскую лабораторию советской драматургии, которую в самую пору открывать заново. Лаборатория работает с эскизами, так что для лучшего понимания происходящего стоит заранее познакомиться с произведением, и тогда удовольствие обеспечено. Будет понятно, например, чего боятся и о чем мечтают герои «Утиной охоты» Александра Вампилова в режиссерском эскизе выпускницы ГИТИСа Анны Закусовой. И почему лихорадочная имитация деятельности — их привычное состояние.

Эскиз превратится в полноценный спектакль к марту 2023 года, а пока Сцена на Факельном предлагает своим зрителям другие просветительские проекты.

Как рассказала «Известиям» гендиректор «Таганки» Ирина Апексимова, в планах — показ видеоспектаклей с участием знаменитых актеров, которых уже нет с нами. А также моноспектакль мастеров сцены и цикл «Портреты».

— К сожалению, современная драматургия представляет не много возможностей для актеров, которые старше 50, — посетовала гендиректор. — А у нас они смогут сами выбрать и представить свою любимую литературу. Так сказать, из несыгранного.

Что касается «Портретов», то это, по словам Ирины Апексимовой, будут рассказы о творческих системах. В фойе театра висят пять портретов: Любимов, Брехт, Вахтангов, Мейерхольд, Станиславский. О их новациях и пойдет речь.

Пес Байкал и перезагрузка

МХАТ имени Горького после ремонта — сам себе спектакль. Его нынешний гендиректор Владимир Кехман — признанный режиссер ремонтов. Те, кто бывал в петербургском Михайловском театре и в новосибирском НОВАТе, над которыми трудилась его команда, это подтвердят. На всех объектах, включая новый, не просто ремонт, а ремонт со смыслом. В основу положен исторический стиль упомянутых мест: в Михайловском — имперский классицизм, в НОВАТе — сталинский ампир, во МХАТе — брежневский модерн. А далее традиция не только повторяется, но и актуализируется.

Архитектор МХАТа Владимир Кубасов в свое время воссоздал гармонию человека и природы: камень, дерево, вода, отделка легким и дышащим армянским туфом — микстом вулканического пепла и пемзы. Кехман перезагрузил эту концепцию. Гармония с природой теперь подана с непафосной роскошью. Ноги утопают в оливковом ковролине, светильники горного хрусталя льют мягкий свет, фонтан «сталактита» негромко журчит, покрытия мерцают червленым золотом. А войдя в зрительный зал и оценив удобство кресел, вставать уже не захочешь. Посмотришь на бежево-золотистый занавес, вяло удивишься отсутствию привычной чайки, да и заснешь. Гендиректор, кстати, против сна не возражает: считает, что так люди привыкнут ходить в театр, где красиво, мягко и вкусно, а потом и в театральный процесс втянутся.

На спектакле открытия от сна отвлекали несущиеся со сцены крики, звуки ударов и стоны жертв бандитов. Речь в «Нежданно-негаданно» идет о лихих девяностых. Текст одноименного рассказа Валентина Распутина о чистой душе, к которой не липнет житейская грязь, — лучшее, что есть в спектакле. А вот при соединении его со сценографией возникают непреодолимые сложности. Не хочет пронзительная проза идти рука об руку с аккуратно вычерченным домиком, ровно нарезанными квадратами водной глади и щегольскими красными сапогами крестьянки Гали.

Эстетскую картинку, включающую изображение по-европейски пристойного постсоветского рынка (зрители постарше помнят, что это были за толкучки), можно рассматривать как отдельно взятый элемент. Или закрыть глаза и сосредоточиться на литературном слове. Наслаждаться им, даже досочиненным и местами переписанным, можно вопреки истеричной подаче, в которую к месту и не к месту впадают персонажи.

Приятный сюрприз ждет любителей собак. Пес Байкал, без смущения освоивший сцену и вовремя подающий голос, — весомое актерское достижение.

Позаботьтесь об обуви

В отличие от коллеги, худрук Нового театра Эдуард Бояков не считает, что театр должен быть комфортабельным. В этом он последователь Константина Станиславского, который намеренно усаживал зрителей в неудобные кресла — так они не отвлекались от спектакля.

Впрочем, до кресел вы все-таки доберетесь, но ближе к финалу двухчасового действа. Позаботьтесь об удобной обуви — придется много ходить, в том числе и по крутым лестницам: в честь открытия Новый театр представил иммерсивный спектакль. Тот, что в просторечье называется бродилкой.

Сценой для премьеры, над которой работали драматург Алексей Зензинов, режиссеры Эдуард Бояков, Валентин Клементьев и Рената Сотириади, стала московская усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой улице. Памятник русского классицизма посещали лучшие люди России, теперь и нам предоставилась возможность пройтись там, где бывали Пушкин, Гоголь, Толстой.

Спектакль «Лубянский гример» посвящен театру. Будьте готовы приобщиться к разнообразному закулисью — от репетиционного зала, где стервозная мамзель наставляет крепостных актрис словом и плетью, до скотного двора с натуральной живностью, куда барин ссылает героиню Любовь Онисимовну (Аделину по-театральному). На десерт припасено представление «Сакунталы», данное для государя императора, который среди гостей не появляется.

Надо ли заранее ознакомиться с рассказом Николая Лескова «Тупейный художник», легшим в основу представления? Желательно, но необязательно. В точности авторы ему не следуют, а финал истории, где раскаявшийся барин вручает Любови Онисимовне дарственную на театр со всем персоналом, и вовсе вымысел. Однако благодаря ему появляется театр в театре, и не один. Потомки бывшей крепостной спустя много лет беседуют о смысле театрального искусства, суть разговора в следующем диалоге:

— Театр, который ты затеваешь, — каким он будет?

— Я знаю, каким он не будет. Он не будет скучным, самовлюбленным и безбожным.

Почти теми же словами худрук Эдуард Бояков формулировал смысл своего Нового театра, так что спектакль еще и манифест. Что приятно, преподнесенный хорошими актерами. Народные артисты Валентин Клементьев и Евдокия Германова стоят того, чтобы бродить за ними из зала в зал. А в одной из анфилад застаешь непринужденно беседующего у рояля Леонида Якубовича. Прославленный ведущий «Поля чудес» вместе с Клементьевым будет представлять новатора-основоположника. Спектакли по бродвейской традиции планируются ежедневно.

Читайте также
Прямой эфир