Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Госрасходы во втором сроке Трампа выросли на $154 млрд
Политика
В Госдуме назвали глупым решением санкции США в отношении «Аэрофлота»
Мир
Полиция Одессы сообщила о взрыве в жилом доме города
Политика
Песков сообщил о возможности разговора Путина с Трампом по итогам встречи с Уиткоффом
Армия
Дюмин сообщил о стабильной ситуации и положительной динамике в зоне СВО
Экономика
Порядка 5 млрд рублей предусмотрено для аграриев новых регионов РФ в 2025 году
Здоровье
Аллергиков предупредили об обострениях из-за потепления в Москве
Общество
Космонавты с борта МКС поздравили россиян с Днем космонавтики
Мир
Глава минобороны ФРГ анонсировал поставку новой партии военной помощи Украине
Мир
Защита Гуцул будет добиваться отмены ограничений для нее
Мир
NYT сообщила об отсутствии гарантий безопасности Украине в проекте сделки с США
Общество
ЦБ предупредил о схеме похищения денег через ложные инвестиции в цифровой рубль
Армия
Средства ПВО уничтожили 13 украинских БПЛА над Ростовской и Курской областями
Мир
Самолет спецпосланника Трампа Уиткоффа вылетел из Пулково
Мир
Сийярто исключил вероятность лишения Венгрии права голоса в ЕС
Авто
Госавтоинспекция объявила массовые проверки водителей
Общество
Пашу Техника похоронили на Николо-Архангельском кладбище в Москве
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Петербургский аэропорт Пулково попросил Минтранс ввести режим «открытого неба» для запуска рейсов иностранных авиакомпаний из Азии и с Ближнего Востока. Об этом «Известиям» рассказал гендиректор авиагавани Леонид Сергеев в кулуарах форума «Транспортная неделя – 2022». Режим «открытого неба» позволяет иностранным авиакомпаниям летать в Россию без обязательного в других случаях условия запуска полетов по этому же маршруту отечественным перевозчиком. Но для появления таких рейсов нужно либерализовать или отменить межправсоглашения о воздушном сообщении (СВС) с этими странами, заявил Леонид Сергеев. С 2020 года в Санкт-Петербурге уже действовал режим 7-й степени «свободы воздуха», но только для авиакомпаний из Европы. Сейчас же аэропорт видит потенциал притока туристов в Россию из Омана, Индии, Вьетнама. Эксперты полагают, что самый серьезный турпоток РФ может принести Китай.

Приоткрыть Восток

Руководство Пулково попросило Минтранс ввести в аэропорту режим «открытого неба», распространив его на страны Азии и Ближнего Востока. Об этом «Известиям» рассказал генеральный директор управляющей компании аэропорта «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС) Леонид Сергеев.

Режим «открытого неба» позволяет авиакомпаниям из иностранных государств летать в РФ, даже если российский перевозчик не будет запускать собственный рейс по этому же маршруту (при обычном режиме соблюдается принцип паритета).

Взлет самолета в аэропорту Пулково
Фото: РИА Новости/Александр Гальперин

По словам Леонида Сергеева, ранее в Пулково уже действовал режим 7-й степени «свободы воздуха» (разрешает полеты авиакомпаниям между двумя государствами без посадки в стране регистрации авиакомпании). Его вводили только для стран Европы, напомнил он.

Сейчас же аэропорт просит либерализовать или отменить так называемые межправительственные соглашения о воздушном сообщении, в которых и закреплен принцип паритета, и ввести полный режим «открытого неба».

Пулково уже провело стратегические встречи с авиакомпаниями из Турции, Бахрейна, ОАЭ, Катара, Саудовской Аравии, Омана, Вьетнама и Индии, уточнил «Известиям» Леонид Сергеев. Но аэропорт видит потенциал притока туристов и из других стран: в презентации Пулково на сессии «Транспортной недели» в качестве будущих партнеров указаны государства Латинской Америки, Северной Африки, Персидского залива, СНГ, Юго-Восточной Азии.

Самолет авиакомпании Oman Air
Фото: commons.wikimedia.org

По Ближнему Востоку от Минтранса уже идет полная поддержка, — добавил Леонид Сергеев.

Помимо корректировок СВС аэропорт попросит МИД РФ ввести безвизовый режим или оформление электронной визы (e-visa) с дружественными странами, а также разработать доступные платежные механизмы для стимулирования потребительского спроса на путешествия в Россию, следует из презентации Пулково.

«Известия» направили запрос в пресс-службу Минтранса. В пресс-службе аэропорта уточнили, что обращение в Минтранс по этим вопросам пока находится в процессе подготовки.

Привлекательный формат

В 2019–2020 годах Пулково пыталось привлечь европейских лоукостеров — ирландскую Ryanair, британскую EasyJet и венгерскую Wizz Air. Для этого с 2020 года и была введена 7-я степень «свободы воздуха». Но раскатать эти рейсы так и не удалось — сначала из-за пандемии COVID-19, а в феврале 2022-го Евросоюз запретил полеты российских самолетов над всей своей территорией. Россия в ответ запретила европейским перевозчикам летать в нашу страну.

Сейчас, когда международный авиатрафик аэропорта упал на 70% по сравнению с 2019 годом, Леонид Сергеев видит потенциал притока туристов в Пулково уже из других стран.

Самолет на стоянке аэропорта
Фото: commons.wikimedia.org

— Я считаю, что для двустороннего туризма очень привлекателен Оман. Эр-Рияд (Саудовская Аравия) по покупательной способности — номер два после китайцев. Они любят всё смотреть, ездить, у них есть деньги, и у них огромные семьи. А Питер для таких туристов — это просто Клондайк. Мы можем получить огромный пассажиропоток, — сказал «Известиям» Леонид Сергеев.

Пока в зимнем сезоне – 2022/23 рейсы из Пулково заявлены в 25 зарубежных городов против 73 в 2019-м. Среди них Стамбул, Анталья, Ереван, Баку, Ташкент, Самарканд. С лета возобновились и будут сохранены в расписании рейсы в Египет. Новыми в этом сезоне для аэропорта станут рейсы в Астану и Коломбо, сообщала пресс-служба авиагавани.

Кроме Пулково «открытое небо» уже действует в аэропорту Калининграда Храброво. Там он частично заработал c ноября 2021-го, а полноценно — с октября этого года.

— Режим «открытого неба» 7-й степени «свободы воздуха» был введен в аэропорту Калининграда (Храброво) без каких-либо ограничений по странам, — ответили «Известиям» в пресс-службе аэропорта на вопрос о возможных корректировках.

Самолет Boeing 737-800 авиакомпании AnadoluJet
Фото: РИА Новости/Михаил Голенков

Но Храброво пока не удалось достигнуть конкретных договоренностей с иностранными перевозчиками по запуску новых рейсов в рамках этого режима, уточнили в авиагавани.

— Ведутся переговоры с Turkish Airlines о рейсах в Стамбул. Также прорабатываются возможности сотрудничества с иностранными авиакомпаниями дружественных стран. Это прежде всего ОАЭ и страны СНГ, — сказали в Храброво.

Сейчас в зимнем расписании аэропорта запланированы рейсы всего по двум международным направлениям: «Белавиа» будет летать в Минск, а турецкая AnadoluJet до 20 ноября осуществлять чартерные рейсы в Анталью (Турция), сообщалось ранее на сайте авиагавани.

«Известия» направили запросы в столичные аэропорты.

Направления для роста

«Открытое небо» создает привлекательные условия для появления иностранных перевозчиков в России, но одновременно с этим непривлекательные — для отечественных авиакомпаний, которые могли бы сами занять ту же линию, объяснил исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев нежелание других аэропортов активировать у себя такой режим.

— Для российских компаний столичные аэропорты остаются базовыми. А в Калининграде своего базового перевозчика нет — такой режим там не создает проблем ни для кого, — пояснил эксперт.

Сам по себе режим «открытого неба» — это нормативная рамка, максимально упрощающая для любой иностранной авиакомпании выход на российский рынок, но о запуске рейсов еще предстоит договариваться с самими компаниями, предупредил Олег Пантелеев. Эксперт не уверен, что Пулково стоит рассчитывать на огромный новый турпоток из обозначенных регионов, но попробовать можно.

Пассажиры у стойки регистрации в аэропорту Пулково
Фото: РИА Новости/Александр Гальперин

И Петербург, и Калининград как точки въезда зарубежных туристов были наиболее привлекательны, конечно, для европейцев. Исторически это понятные им города. А что касается азиатских туристов, то до пандемии, например, китайцы наиболее активно летали в Москву, Санкт-Петербург и на Байкал. Можно попробовать эту же карту разыграть и для других стран Азии. Существует общий тренд на разворот на юго-восток, поэтому инициатива Пулково вполне рациональна, — сказал Олег Пантелеев.

Самый мощный турпоток из Азии сможет обеспечить только Китай, который, как ожидается, ослабит коронавирусные ограничения в 2023 году, заключил эксперт.

Вице-президент Ассоциации туроператоров России и гендиректор Space Travel Артур Мурадян сомневается, что Минтранс или Росавиация одобрят инициативу Пулково. По его мнению, в РФ слишком протекционистская модель регулирования авиаотрасли.

Разгрузка багажа в аэропорту Пулково
Фото: РИА Новости/Александр Гальперин

— С одной стороны, России нужны международные перевозки. И здесь любые средства, позволяющие расширить географию полетов, хороши. И «открытое небо» было бы выходом. Но, к сожалению, мы видим, что и со стороны самих перевозчиков зарубежных стран большого желания летать к нам нет из-за риска вторичных санкций, а также всевозможных проблем с обслуживанием самолетов и топливозаправкой, которые могут возникнуть, — отметил эксперт.

Полным «открытым небом» инициативу Пулково назвать нельзя, так как этот режим всё же предполагает разрешение для иностранцев полетов между пунктами и внутри РФ, добавил Артур Мурадян. По его мнению, власти не допустят зарубежные компании до внутренних перевозок. Эксперт также считает, что начинать раздавать «свободы воздуха» нужно с грузоперевозок, а не с пассажирских рейсов.

Читайте также
Прямой эфир