Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Стоп, кран: в России снизились объемы отгрузок строительной техники

Насколько сократились темпы отгрузки и когда рынок сможет восстановиться
0
Фото: РИА Новости/Варвара Гертье
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

С начала 2022 года в России на фоне общего роста продаж строительно-дорожной техники снизились объемы отгрузки дорожно-строительной техники: экскаваторов-погрузчиков на 52%, катков — на 28%, кранов-трубоукладчиков — на 17%, автокранов — на 4%. Об этом «Известиям» сообщили в Российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования (Росспецмаш). Из-за вынужденного поиска новых поставщиков комплектующих и изменения логистических цепочек выросла себестоимость производства техники, добавили в организации. Эксперты видят в ситуации риск того, что зарубежные компании с помощью демпинга могут полностью вытеснить отечественную продукцию с российского рынка.

Нездоровая конкуренция

С начала 2022 года в России сократились отгрузки строительно-дорожной техники, рассказали «Известиям» в Росспецмаше. В первую очередь это связано с нарушениями поставок комплектующих, пояснили там. Сейчас производители активно ищут новых партнеров и прорабатывают логистику.

По итогам девяти месяцев 2022 года отгрузки экскаваторов-погрузчиков снизились на 52%, катков — на 28%, кранов-трубоукладчиков — на 17%, автокранов — на 4%. Стоит отметить, что весной количество заказов на продукцию заводов по сравнению с аналогичным периодом 2021 года резко сократилось, — отметили в организации.

Производство техники

Из-за нарушения путей поставок комплектующих цена на них повысилась, следовательно, подорожала и сама строительная техника, пояснили в Росспецмаше. Там считают, что это может сыграть на руку зарубежным компаниям.

— Иностранные организации не сталкиваются с такими проблемами и поэтому получили главное конкурентное преимущество: производители из ряда стран прибегают к демпингу. А это вредит развитию отрасли, — рассказали в пресс-службе организации.

Демпинг — искусственное занижение цен, иногда в ущерб себестоимости. Таким способом компании пытаются вытеснить конкурентов и закрепиться на новом рынке. Поэтому есть риск, что уже в ближайшем будущем зарубежные производители спецтехники не только полностью заместят ушедшие с российского рынка иностранные компании, но и существенно потеснят на нем отечественные заводы, считают в Росспецмаше.

Впрочем, произведенные в нашей стране машины во многом выигрывают в сравнении с импортными, подчеркнул владелец парка строительной техники Вячеслав Боткин.

Наша строительная и сельскохозяйственная техника всегда пользовалась популярностью в Европе за счет своей надежности и высокой износостойкости. Например, в 2021 году отечественные гусеничные экскаваторы стали лидерами по продажам, обогнав производителей из Великобритании, Германии и Франции, — отметил эксперт. — Нашим заводам удалось избежать больших потерь за счет предоплаченных контрактов, которые были заключены в конце 2021 года.

Хотя дефицита комплектующих для техники нет, за счет усложнившихся процедур доставки детали заметно подорожали, подтвердил он.

— По ощущениям, цены в среднем поднялись на 20–30%. Сейчас капитальный ремонт грузоподъемного крана в зависимости от его параметров будет стоить от 400 тыс. до почти 600 тыс. рублей. На этом фоне могут подсуетиться китайские компании, предложив недорогие комплектующие и даже саму технику. Но бесплатный сыр бывает только в мышеловке — качество у товара будет ниже, чем у отечественных аналогов, — подчеркнул Вячеслав Боткин.

Для развития строительно-дорожного машиностроения государству стоит активнее поддерживать российские заводы, считают в Росспецмаше.

— Важно защитить внутренний рынок от импорта за счет введения антидемпинговых мер и повышения ставок утильсбора. Нужно предусмотреть механизм предоставления производителям субсидий в виде грантов на развитие выпуска комплектующих для специализированной техники с объемом финансирования из федерального бюджета в 2022–2026 годах в размере не менее 10 млрд рублей ежегодно, — считают в ассоциации.

Эксперты отметили, что, несмотря на все проблемы, строительно-дорожное машиностроение не нуждается во введении механизма параллельного импорта. У отечественных компаний есть все необходимые ресурсы для замещения иностранной продукции.

«Известия» направили запрос в Минстрой.

Техники впрок

По сельскохозяйственной технике проблемы ударили меньше — в ее производстве используется самый минимум импортных комплектующих. В целом с начала 2022 года отгрузки сельхозмашин в деньгах даже выросли — на 19%, до 168 млрд рублей.

— Большую часть производят в России, а комплектующие поставляются в основном из Белоруссии. Конечно, за последние два года выросли цены, примерно на 30%. Но тут несколько причин, в том числе пандемия коронавируса и подорожание металла, — сказал «Известиям» подмосковный аграрий Максим Хохлов.

Доля отечественных комплектующих в тракторах, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнах составляет от 60 до 70%, а для почвообрабатывающей техники — 90%, сообщили в Росспецмаше.

Отечественные производители выпускают сельхозтехнику в большинстве ключевых сегментов и занимают более половины внутреннего рынка, а по комбайнам и мощным тракторам удерживают лидирующие позиции, — отметили в ассоциации. — Имеющиеся мощности, которые в большинстве случаев недозагружены, позволяют удовлетворить спрос. Поставки тракторов малой и средней мощности идут в основном из Белоруссии.

Несмотря на санкции, российскую сельхозтехнику активно экспортируют в другие страны. С начала года увеличились поставки в Венгрию, Египет, Монголию, Армению, Азербайджан, ЮАР, Австралию и Францию, уточнили в Россспецмаше.

Читайте также
Прямой эфир