Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Прекрасные и Пол: шедевры из коллекции Аллена и катастрофа Уорхола

Главные аукционные лоты ноября
0
Фото: REUTERS/Eduardo Munoz
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Сезанн и Сера за $100 млн, Уорхол за $80 млн и Боттичелли (или нет?) за $40 млн. Ноябрь — пик аукционного сезона и традиционное время ценовых рекордов. Как всегда, основную ставку продавцы делают на произведения модернистов и импрессионистов, но и без старых мастеров не обошлось. «Известия» рассказывают о самых важных лотах месяца.

«Гора Святой Виктории» Поля Сезанна

Два дня подряд Christie’s будет продавать коллекцию сооснователя Microsoft Пола Аллена. 155 работ, в числе которых произведения Пикассо, Гогена, Моне, Ренуара, — одно из самых дорогих собраний, когда-либо выставлявшихся на публичные торги, его суммарная оценка — около $1 млрд. Но львиная доля этой суммы приходится на несколько работ постимпрессионистов стоимостью $90–100 млн каждая. Из них наибольший интерес представляют два полотна: одно кисти Жоржа Сера, другое — Поля Сезанна. Впрочем, «интерес» — не то слово. Это важнейшие, обладающие исключительной исторической и художественной значимостью картины. Начнем с Сезанна.

Уроженец Экс-ан-Прованса, он писал возвышающуюся вблизи города гору Святой Виктории в течение всего зрелого творчества и создал в общей сложности 44 картины маслом и почти столько же акварелей. Причем постепенно у него панорама теряла перспективу и конкретику, превращаясь в кубистическую мозаику. Та версия, что была куплена Алленом, относится к середине этого «сент-виктуарного» периода (тогда как у нас в ГМИИ им. А.С. Пушкина — поздний вариант). Здесь еще есть перспектива и различимы деревья на переднем плане, но долина у подножия скалы уже выглядит как нагромождение разноцветных кубиков. Впрочем, обратите внимание на нетипичные для серии, тяготеющей к синему и зеленому, розовые оттенки. Кажется, что это утренний вид — и формальные эксперименты здесь сочетаются с природным обаянием. $100 млн — адекватная, а может, и заниженная цена за этот шедевр.

«Натурщицы» Жоржа Сера

Жорж Сера на торгах встречается крайне редко. Объясняется это просто: у него очень мало образцовых картин, написанных в технике пуантилизма (рисования точками), и почти все — в музеях. «Натурщицы» — редчайшее и важнейшее исключение. Живописец создал работу в 1888 году. Это был ответ на критику его же полотна «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», выставленного на последней выставке импрессионистов и Салоне независимых. Тогда Сера, создавшего технику пуантилизма, обвиняли в холодности, безжизненности и неправдоподобии. Изобразив модель, отдыхающую от позирования, сразу в трех ракурсах, живописец продемонстрировал, как с помощью пуантилизма можно добиться естественности и эмоциональности. Уставшая девушка расслаблена, ее тело несовершенно — и тем прекрасно. А на стене на заднем плане мы видим фрагмент того самого «Воскресного дня».

Сера написал два варианта «Натурщиц». Более крупный (два на два с половиной метра) хранится в Фонде Барнса в Филадельфии. А меньший (полметра по длинной стороне) принадлежал Аллену. И в чем-то он даже более ценен, поскольку пуантилистическая техника здесь нагляднее. Все эти обстоятельства объясняют впечатляющий эстимейт — «выше $100 млн», по определению аукционного дома. Скорее всего, превышение будет очень существенным.

«Мадонна Магнификат»

Но ни постимпрессионистами едиными. Далеко не самый дорогой, но все же важнейший лот из коллекции Аллена — тондо (круглая картина), атрибутируемая Сандро Боттичелли. Мы не случайно пишем об авторстве с осторожностью, хотя аукционный дом, конечно, уверен, что это Боттичелли. Как он был уверен и в случае с «Портретом молодого человека с медальоном» и «Мужем скорбей», проданными соответственно в 2021-м и 2022-м годах.

Дело в том, что «Мадонна Магнификат» — вариант широко известной картины из галереи Уффици. Известно, что подмастерья Боттичелли сделали сразу несколько ее повторений. Возможно, что и сам мэтр приложил к каким-то из них руку. Но утверждать это наверняка мы не можем, равно как и едва ли удастся определить, в какой степени он участвовал в том или ином произведении. В частности, данная вещь, выставленная на торги, на разных выставках и в публикациях фигурировала и как работа Боттичелли, и как «Боттичелли и мастерская», и как просто «мастерская».

Еще одно слабое место лота — провенанс. Аукционный дом прослеживает историю картины с конца XIX века, тогда как создана она в XV столетии. Но высочайший художественный уровень, связь с шедевром Уффици и принадлежность пусть даже к мастерской Боттичелли (а может, в той или иной степени и к самому гению) — достаточные причины для оценки в $40 млн.

«Белая катастрофа» Энди Уорхола

Единственный лот конкурирующего аукционного дома в нашей ноябрьской подборке — «Белая катастрофа» Энди Уорхола. Sotheby’s явно проигрывает битву Christie’s в этом месяце, но все из-за коллекции Аллена. А так громкие лоты есть у обоих игроков рынка. Знаменитая шелкография родоначальника поп-арта — из числа главных козырей.

Эта работа была создана на основе газетной фотографии разбитой автомашины. Уорхол мультиплицирует черно-белое изображение, помещая его на холсте 19 раз, но в каждом случае насыщенность разная. Кажется, что это распечатки на принтере, в котором постепенно заканчивается краска. А еще образ можно сравнить со всплывающими окнами на компьютере, а ведь создано всё это было в докомпьютерную эпоху! Уорхол будто почувствовал будущую тенденцию к многократному дублированию образов, превращению их в мемы, пусть даже трагические.

Произведение принадлежало галерее Stable, где проходила первая выставка Уорхола, вскоре после смерти художника попало на аукцион, прошло через несколько важных собраний и на крупных выставках. Заявленный эстимейт — $80 млн.

Читайте также
Прямой эфир