Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Журналист Карлсон назвал Зеленского врагом США
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Путин встретился с Оливером Стоуном
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Политика
Лавров назвал продуктивными переговоры с главой МИД Доминиканы
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Спорт
«Трактор» обыграл «Динамо» во втором матче полуфинальной серии плей-офф КХЛ
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Общество
Минпросвещения разъяснило заявление об ограничении нагрузки учителей
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Происшествия
Один человек погиб и четверо пострадали в ДТП с автобусом в Оренбургской области
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Запрет на посещение лесов вокруг воинской части установили во Владимирской области
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Армия
Путин рассказал об изоляции разрозненных групп ВСУ в Курской области
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Путин назвал Россию нацией победителей
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

По итогам этого года российские авиакомпании смогут перевезти за рубеж в полтора раза больше пассажиров, чем планировали весной, — 16,6 млн человек против 10 млн, выяснили «Известия». А вот на внутренних рейсах достичь заявленного показателя, скорее всего, не удастся: согласно прогнозам, он составит 77,9 млн вместо 90 млн. В целом пассажиропоток по итогам года ожидается чуть меньше установленной президентом планки в 100 млн человек. Замминистра транспорта Игорь Чалик ранее объяснял такой вероятный итог длительным закрытием 11 аэропортов юга страны. Эксперты сочли показатели достойными в условиях санкций. При сохранении дефицита «чистого» флота и запрета на полеты в Европу объемы перевозок в 2023-м будут сопоставимы с этим годом, отметили специалисты.

Госплан 2.0

Российские авиакомпании по итогам 2022 года смогут перевезти 94,5 млн пассажиров, что на 15% меньше показателя 2021 года в 111 млн человек. Такой прогноз дали сами перевозчики, «Известия» ознакомились с документом Росавиации.

Согласно презентации ведомства, объем перевозок в 2022 году будет ниже плана Минтранса на 5,5 млн человек. То есть общее сокращение пассажиропотока относительно 2021 года составит 15%, а не 10%, как ожидалось ранее. Он также не достигнет и обозначенной ранее президентом РФ планки в 100 млн человек.

Пассажир на территории международного терминала С аэропорта Шереметьево
Фото: ТАСС/Артем Геодакян

Такую цель Владимир Путин ставил еще в марте. Эти же прогнозы зафиксированы в комплексной программе развития авиаотрасли до 2030 года (утверждена в июне): по стране предполагалось перевезти 90 млн человек, а на зарубежных рейсах — оставшиеся 10 млн.

В итоге все российские авиакомпании перевезут по России 77,9 млн человек, следует из документа. Это на 11% ниже, чем в прошлом году, когда еще не были введены западные санкции. Вместе с тем авиакомпании прогнозируют, что превзойдут прогноз Минтранса по перевозкам за границу и обслужат не 10 млн человек, а 16,6 млн. Но это всё равно на 30% меньше, чем в 2021 году.

В пресс-службе Минтранса не ответили на запрос «Известий».

Объявленный рейс у стойки регистрации
Фото: РИА Новости/Виталий Аньков

В конце октября замглавы ведомства Игорь Чалик объяснял журналистам, что итоговый пассажиропоток будет «чуть меньше» 100 млн из-за длительного закрытия 11 аэропортов юга страны — министерство не учитывало эти риски в своих прогнозах.

Напомним, аэропорты закрыли 24 февраля на фоне СВО на Украине из соображений безопасности. 7 ноября Росавиация в очередной раз продлила запрет на полеты в эти города до 15 ноября. Речь идет об аэропортах Анапы, Белгорода, Брянска, Воронежа, Геленджика, Краснодара, Курска, Липецка, Ростова-на-Дону, Симферополя и Элисты.

В крупных авиакомпаниях вопросы «Известий» оставили без ответов.

На пути к цели

Закрытые аэропорты юга страны — это основной фактор недостижения заявленного пассажиропотока, сказала «Известиям» аналитик Telegram-канала «Мои инвестиции» Елена Сахнова.

С учетом того что они остаются закрытыми, 78 млн пассажиров, перевезенных по России, — это достижение, — добавила эксперт.

С ней согласен и исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Сотрудники аэропорта
Фото: РИА Новости/Илья Питалев

— Прежде всего проблемой стало сохранение ограничений на полеты в 11 российских аэропортов, среди которых весьма востребованные курортные и деловые направления — Симферополь, Анапа, Геленджик, Краснодар, Ростов-на-Дону, Воронеж и другие города. На этом фоне даже беспрецедентное субсидирование, позволившее сохранить ценовую доступность авиабилетов, не позволило простимулировать пассажиров летать чаще, — объяснил эксперт.

Наращиванию пассажиропотока на «международке» препятствовало затягивание Бермудскими властями дерегистрации самолетов российских перевозчиков из их реестра, добавила Елена Сахнова. На этом фоне в России наблюдался дефицит флота, не обремененного санкционными рисками и двойной регистрацией, подтвердил Олег Пантелеев.

Посадка пассажиров в самолет
Фото: РИА Новости/Кирилл Брага

— Хотя поставленные задачи по объемам пассажирских авиаперевозок, скорее всего, не будут выполнены, нужно понимать, что 95 млн пассажиров — это выше уровня кризисных для отрасли 2015–2016 годов: 92 млн и 89 млн человек соответственно, — напомнил директор группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин.

Более того, внутренние перевозки, вероятно, превысят уровень доковидного 2019 года: слабыми результаты работы перевозчиков в условиях санкций называть неправильно, считает он он.

Заграница помогла

Международный авиатрафик в 2022 году снизится не так значительно, как прогнозировали в Минтрансе, поскольку для полетов открыты основные туристические направления — Турция и Египет (рейсы на курорты последнего возобновились спустя шесть лет, с середины 2021 года), а также менее популярные ОАЭ и Таиланд, рассуждает Елена Сахнова.

Международные направления

По словам Олега Пантелеева, для полетов за рубеж в этом году была благоприятная конъюнктура: довольно высокий курс национальной валюты и ограничение предложения на российском туррынке, особенно в части пляжного отдыха.

Бортпроводница проверяет багажные полки в салоне самолета
Фото: РИА Новости/Евгений Биятов

По данным ТКП (провайдер российской системы взаиморасчетов на транспорте), в топ-10 популярных международных направлений в 2022 году неожиданно появились Казахстан и Белоруссия. Также втрое выросло число пассажиров, направившихся в Таджикистан, который занял второе место по популярности после Турции. Турпоток в Египет увеличился более чем втрое.

— Конечно, некоторый вклад в международный трафик внесла и миграция «креативного класса» на фоне СВО и мобилизации, но этот фактор незначительный на фоне туристического потока, — добавил Олег Пантелеев.

Трендом в уходящем году также стало использование Белоруссии, Казахстана и Таджикистана в качестве авиационных хабов, альтернативных турецкому или арабским, пояснил вице-президент Ассоциации туроператоров России и гендиректор Space Travel Артур Мурадян.

— Страны используются россиянами как сквозные направления. То есть оттуда уже летят в Европу и по всему миру. Пассажиропоток по СНГ в следующем году точно сохранится на высоком уровне, ведь часть российского бизнеса обосновалась там, — отметил эксперт.

Взлет самолета
Фото: РИА Новости/Виталий Аньков

Елена Сахнова считает, что Белоруссия действительно сохранит место в списке популярных направлений для россиян, а остальные страны в топе просядут.

— Ведь в этом году за границу много летали не столько в туристических целях, сколько в финансовых — для открытия счетов, карт зарубежных банков. Сейчас все, кто хотел, уже открыли, — объяснила она.

При сохранении дефицита «чистого» флота и запрета на полеты в Европу объемы перевозок в 2023-м будут сопоставимы с этим годом, считает Александр Гущин. Внутри России почти все основные направления с приличным пассажиропотоком уже раскатаны, а в следующем году акцент будет сделан, например, на Кемерово (в зимнем сезоне), а также на Новокузнецке, где обновляют терминал, добавила Елена Сахнова. В будущем рост покажут новые аэропорты в Шерегеше, Иркутске, активно будут развиваться маршруты в Азию, в том числе в Китай, где снимаются карантинные ограничения, а также на Ближний Восток, отметила аналитик.

Читайте также
Прямой эфир