Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Уроженца Центральной Азии лишили гражданства РФ за конфликт в Липецке
Общество
Покупательница квартиры Долиной обжаловала в суде ее передачу певице
Общество
Не менее 35 палестинцев погибли из-за ударов Израиля по Газе за сутки
Мир
Такер Карлсон заявил о деградации авторитета и военной мощи США
Мир
Мадуро объявил 30 апреля Днем победы человечества над фашизмом
Общество
Недонесение о диверсии станет уголовным преступлением в РФ с 2 мая
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Мир
Times заявила о провале плана по отправке миротворцев на Украину
Мир
В Казахстане учредили «золотую визу» для инвесторов
Мир
Исполняющий обязанности президента Южной Кореи ушел в отставку
Мир
Великобритания и Франция начали переговоры о возможном признании Палестины
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Более 3 тыс. машин скопилось в очередях к Крымскому мосту
Армия
Росгвардейцы уничтожили склад боеприпасов ВСУ на харьковском направлении
Мир
NYP узнала о недовольстве США подходом Уиткоффа к переговорам с Россией
Спорт
«Вашингтон» с Овечкиным впервые за семь лет вышел во второй раунд Кубка Стэнли
Общество
Путин присвоил скрипачу Владимиру Спивакову звание Героя Труда РФ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Работая над фильмом о Петре Великом, Андрей Кравчук хотел показать царя — человека. Который не искал корысти во власти, реализовывал свою мечту, сделал то, что никто ни до него, ни после не смог, — радикально изменил страну, из Московского царства создал великую империю, с которой все считались. Об этом, а также о специфике исторического кино, выпускниках ВГИКа и выдвижении на «Оскар» режиссер рассказал «Известиям» накануне выхода в прокат документально-художественной картины «Петр I. Последний царь и первый император».

«Наш фильм — не учебник истории»

— Как вам кажется, историческая тематика сейчас интересна зрителям? Какой фильм они ожидают?

— Наш зритель, наверное, идет на то, что есть, что предлагают. А мне, скажем, нравится, что у меня получилось документальное кино с большими игровыми вставками. И тем, кто видел его, оно нравится. Зритель получает возможность лучше узнать свою историю, поспорить о ней. Историческое кино интересно тем, что мы имеем возможность заглянуть в прошлое, но при этом увидеть самих себя. Это вроде зеркала, такое сочетание нашего современного взгляда на жизнь с осмыслением того, откуда мы начинали. Попытка понять, кто же мы такие.

Когда вышел фильм «Викинг» о князе Владимире, его многие ругали, но при этом были очереди в кинотеатры. Люди стали интересоваться нашей историей, традициями. Существуют исторические клубы, движения реконструкторов. И это, мне кажется, важно.

Конечно, историческое кино — это дорого. Нужен большой бюджет на строительство декораций, костюмы и так далее. И чем глубже мы уходим в историю, тем более затратно оно с точки зрения производства. Но сейчас есть компьютерная графика, которая позволяет очень много делать. И города достраивать, и реквизит, и увеличивать количество людей в кадре.

«Петр I. Последний царь и первый император»

Кадр из фильма «Петр I. Последний царь и первый император»

Фото: Централ Партнершип

— У вас был опыт работы в жанре документалистики?

— Был когда-то давно. Подходил к этому проекту с некоторой осторожностью. Фигура Петра Великого — сверхинтересна. Захотелось показать царя — человека. Который не искал корысти во власти, реализовывал свою мечту, сделал то, что никто ни до него, ни после не смог, — радикально изменил страну. Из Московского царства создал великую державу, империю, с которой все считались.

— Вы его считаете гением или тираном?

Петр I был сложной личностью Но, безусловно, он гениален.

— Насколько достоверным можно считать ваш фильм?

Мы снимали историков, которые рассказывали о тех или иных фактах. Финальный текст отдавали на рецензию, с просьбой указать, не ляпнули ли мы какую-нибудь глупость. Когда я делал «Викинга» и «Адмирала», у меня тоже были консультанты-историки. Но надо понимать, что когда делаешь исторический фильм, то рассматриваешь человека в определенных обстоятельствах. В отношениях с другими людьми. То, что на самом деле не зафиксировано как документ, факт. Что записано в документах? Взял такой-то город, заложил такой-то. А то, как это происходило, мало известно. И, конечно, какие-то вещи приходится интерпретировать и достраивать. Художественно достраивать. Так что наш фильм — не учебник истории. Потому что для историка факт — только то, что документально подтверждено.

— На стримингах картина тоже выйдет?

Мы делаем четыре серии для платформ. И для НТВ тоже. Ну это уже немного другое. Материал тот же, но он шире. И немного другие акценты получаются. Но мне кажется, что выходит это любопытно.

Режиссер Андрей Кравчук

Режиссер Андрей Кравчук

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

«Думаю, никто не заинтересован в длительном продолжении конфликта»

— Вы были членом государственной экзаменационной комиссии во ВГИКе. Есть ли среди молодых режиссеров достойные?

Я посмотрел 26 работ мастерской Саши и Володи Коттов. И был приятно удивлен — было несколько очень хороших работ. Свежий взгляд. Думаю, в киноискусстве есть преемственность и диалог поколений. Хочется верить, что придут яркие и талантливые ребята на смену мэтрам.

— Вы сняли несколько больших исторических картин. Приходилось ли вам себя ограничивать в плане темы и ее интерпретации?

Наверное, во всем мире существует какая-то своя внутренняя цензура. Есть какие-то вещи, которые можно интерпретировать с точки зрения дозволенности и недозволенности. Если ты берешь деньги у государства, то оно на что-то дает, а на что-то не дает. Если студия дает деньги, то тоже учитывает, наверное, свои внутренние тенденции. В Европе, кстати, то же самое происходит.

А ты, режиссер, приходишь с выношенной темой. И начинается разговор — каким должен быть фильм, коммерческим или фестивальным. Либо тебе предлагают историю — и ты соглашаешься либо нет. Хотя лично я не сталкивался с ситуацией, когда тебя заставляют что-то сделать.

— Ваш фильм «Итальянец» несколько лет назад был выдвинут от России на «Оскар». Как вы считаете, правильно ли мы воздержались от участия в этой премии?

Даже если Россия выдвинет фильм на «Оскар», то вряд ли он что-то получит. Американские киноакадемики просто не будут ничего присуждать. Так надо ли нам участвовать в этом противостоянии и переносить геополитический конфликт в сферу культуры? Но, думаю, никто не заинтересован в длительном продолжении конфликта. Культура и искусство — это области, где возможен и нужен диалог.

«Итальянец»

Кадр из фильма «Итальянец»

Фото: Панорама

— Какое кино может вернуть российских зрителей в кинотеатры?

— Хорошее большое кино. Когда мы выпускали такие фильмы, как «Адмирал», «Викинг», «Союз спасения», было народу много в залах. И очереди были. И многие фильмы коллег тоже шли успешно. Например, «Холоп», «Сталинград».

— Это крупнобюджетные картины и соответствующий бюджет на рекламу.

Реклама — это первый уикенд, а потом начинает работать «сарафан». Если «сарафан» неуспешный, неудачный, то и фильм не зайдет. Хотя, например, взять «Движение вверх». Начинался фильм вроде бы медленно, не очень охотно. А дальше вдруг пошел, как лавина, имел оглушительный успех. Сейчас любой успех российского фильма будет работать на наше кино. И хочется, чтобы зритель вернулся в кинотеатры.

«В искусстве не течения и не направления определяют качество, а талант художника»

— Вы снимали фильм про декабристов «Союз спасения». Сейчас появился сериал. Почему вашей фамилии нет среди создателей?

— Я сделал фильм и ушел делать другой проект. Знаю, что продюсер Анатолий Вадимович Максимов создал телевизионную версию, но я в ней уже не принимал участия. «Союз спасения. Время гнева» — полностью проект для платформы.

— На ММКФ, где вы были в жюри, не было фильмов из недружественных стран. Пострадал ли от этого фестиваль?

— Не совсем так, был фильм из Франции. Мне кажется, качество программы больше зависит от отборщика, чем от политической ситуации.

жюри

Члены жюри 44-го Московского Международного кинофестиваля: режиссеры Андрей Кравчук и Расул Садрамели, продюсер Танди Дэвидс, художественный руководитель Государственного театра Наций, актер Евгений Миронов и оператор-постановщик Гайк Киракосян

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

— Последние несколько лет на ведущие позиции выдвинулось якутское кино. Можно говорить о нем как о феномене?

— А в чем феномен российского кино или иранского? Хорошие режиссеры есть в каждой стране. Так случилось, что в Якутии друг за другом появились сразу несколько интересных ребят и их фильмы выстрелили. А чтобы сказать, что якутское кино — это нечто особенное… не знаю. Может быть, то, что они приоткрыли Якутию миру, с ее суровым климатом, особенным характером.

Во Франции, например, была «новая волна». Но нельзя сказать, что все режиссеры были одинаково хороши. Запомнили-то Годара, Шафроля, Трюффо. Все-таки в искусстве не течения и не направления определяют качество, а талант художника.

Справка «Известий»

Андрей Кравчук окончил математико-механический факультет Ленинградского государственного университета и Санкт-Петербургский университет кино и телевидения (мастерская Семена Арановича), был зачислен в штат студии «Ленфильм». Работал режиссером в сериалах «Улицы разбитых фонарей», «Агент национальной безопасности». В 2005 году представил на суд зрителей художественный фильм «Итальянец», выдвинутый на премию «Оскар» в номинации «Лучший зарубежный фильм». Фильм «Адмиралъ» (2008) вошел в пятерку самых кассовых лент российского кино. В фильмографии режиссера также полнометражные игровые картины «Викинг», «Однажды в пустыне», «Союз спасения», а также сериалы, короткометражные и документальные работы.

Читайте также
Прямой эфир