
Век не забыли: откровения Костолевского, травма Немоляевой и 360 костюмов

Маяковка отметила вековой юбилей. То, что театр со столетней историей, регалиями и авторитетом молод душой, доказал праздничный вечер. Его провели без пафоса и громких речей. Худрук Егор Перегудов предложил труппе спектакль «Истории», который после всех торжеств, возможно, не исчезнет с афиши, а станет репертуарным. «Известия» поздравили Театр Маяковского со 100-летием и оценили юбилейную постановку.
ВИП-очередь
Еще на подходе о предстоящем торжестве можно было судить по пробке из подъезжающих дорогих автомобилей и по очереди, огибающей здание театра. Хвост ее дотягивался до соседней Геликон-оперы. Нарядные гости с цветами и зонтами стояли у служебного за пригласительными. Тем временем на центральном входе было гораздо свободнее. Билеты на «Истории» появились в кассах театра за месяц до юбилея — их смогли приобрести самые преданные и расторопные поклонники Маяковки. По ним и проходили на 100-летие.
Начало спектакля задерживалось. Партер неспешно заполнялся ВИПами. В зале можно было увидеть генерального директора Большого театра Владимира Урина, директора Театра Вахтангова Кирилла Крока, ректора ГИТИСа Григория Заславского, директора РАМТа Софью Апфельбаум и многих других известных деятелей культуры.
Юбилейные программки не стали делать громоздкими буклетами. Они были выполнены в форме карманной красной книжечки. «Чтобы как паспорт, поближе к сердцу носить», — смеялись зрители. Отказались в театре и от приветственного шампанского в день юбилея. Кто хотел расслабиться перед началом или в антракте, могли посетить буфет.
Столы накрывали накануне ночью. За сутки до официальной премьеры в театре собрали весь многочисленный коллектив Маяковки, позвали родных и близких сотрудников и устроили премьеру «Историй» для своих.
— Когда именинник принимает гостей, он, конечно, получает подарки, но в основном это все делается для гостей, — сказал «Известиям» Егор Перегудов. — Редко получается сделать праздник для себя. У нас больше 300 человек работают, и у всех семьи, которые хотят прийти на юбилей. Кто-то работает 20, 30, 40 лет, а есть те, кто 50 лет и больше. Поэтому и решили устроить отдельный домашний праздник. Ну и в теплой семейной обстановке провели капустник после спектакля и бокал подняли за вековой юбилей.
Все началось с Мейерхольда
В день «официального» юбилея, 29 октября, Маяковка пригласила друзей, коллег и высоких гостей.
Когда открылся занавес, на сцене в темноте стоял дубовый резной стол. На нем — зеленая лампа, за ним — прима Маяковки, народная артистка России Светлана Немоляева.
— Именно за этим рабочим столом Всеволод Мейерхольд сочинял свой новый театр, — начала актриса. — Он пригласил своих учеников, актеров, режиссеров, художника, композитора, завлита. И ровно 100 лет тому назад, именно 29 октября 1922 года, в Театре революции под руководством Всеволода Мейерхольда состоялась первая премьера. Это была пьеса «Ночь» французского драматурга Мартине.
Вообще, за столетнюю историю театра было поставлено и выпущено 360 спектаклей.
Над сценой шли титры с названием постановок, годом выпуска и именем режиссера. «Ромео и Джульетта», «Гибель эскадры», «Собака на сене», «Таня», «Бесприданница», «Мария Стюарт», «Молодая гвардия», «Мать», «Зыковы», «Гроза», «Гамлет», «Клоп». Попов, Охлопков, Гончаров, Хейфец, Ахрамкова, Арцибашев, Карбаускис, Иоффе, Коручеков, Кобелев, Перегудов и так далее.
— В 1986 году в филиале нашего театра на Сретенке вышел спектакль «Смех лангусты», который поставил Сергей Иванович Яшин. Это была пьеса о великой французской актрисе Саре Бернар. Я дерзнула самонадеянно сыграть эту роль. А роль бессменного секретаря актрисы, верного и преданного ей, исполнил замечательный, народный артист Лазарев Александр Сергеевич, — продолжила Светлана Немоляева.
По имени и отчеству актриса назвала своего покойного ныне супруга. И грустно улыбнулась. Зал поддержал приму аплодисментами.
— Это пьеса на двоих, — рассказывала со сцены зрителям народная артистка. — Сара Бернар уже в преклонном возрасте, она не играет в театре, а пишет мемуары. Просто так она записать их не может. Только вспоминает главные эпизоды своей жизни, проиграв его, получив эмоциональный «укол» в сердце, после записывает. Для Александра Лазарева, премьера нашего театра, играть в этом спектакле было раздольем.
Супруг Светланы Немоляевой довольно мало играл характерных ролей, которые очень любил. А тут ему пришлось изображать не только секретаря Сары Бернар, но еще и ее любовников, импресарио, Оскара Уайльда, мать актрисы и даже монахиню. В день 100-летия театра актриса решила вспомнить, как это было, и представила зрителям отрывок спектакля «Смех лангусты». В этот раз ее партнером опять стал народный артист России Александр Лазарев. В театре сохранилась запись постановки, и благодаря этому Светлана Владимировна партнерствовала с голосом мужа. А в финале сцены его изображение появилось на экране. Кстати, Сара Бернар бывала в этом театре. Тогда это еще был «Парадиз».
Уникальный занавес
«Истории» — спектакль-альманах, поставленный Егором Перегудовым для корифеев театра. Народные и заслуженные артисты выбрали для себя тот материал, какой хотели бы сыграть в юбилей на любимой сцене. Сценографию создал главный художник театра Владимир Арефьев. Он решил, что отделять сценическое пространство от зрительного зала в спектакле будут штанги, на которых разместятся 360 вешалок-костюмов — по количеству спектаклей из вековой истории Маяковки. Перемещаясь вверх-вниз, они останавливались на разном уровне, закрывая или открывая сцену. Именно костюмы и стали декорациями к «Историям».
Семь отрывков, семь авторских прочтений. За гротеск в постановке отвечали Дарья Поверенова, Виктор Запорожский, Иван Сапфиров, сыгравшие смешную историю «Ключ» по Оверченко. Анна Ардова и Анатолий Лобоцкий разыграли «Драму» Чехова, которую когда-то играла Фаина Раневская. Актриса с 1943 по 1949 год работала здесь, в Театре революции. Александр Андриенко и Евгений Парамонов представили «Лебединую песню» Чехова. А Сергей Рубеко, Любовь Руденко и Алина Вакаева показали мини-спектакль «Осколок» по рассказу Шукшина. Как признался Сергей Рубеко, он хотел сделать это 50 лет.
— Еще будучи студентами ГИТИСа, мы получили от Андрея Гончарова (худрук Маяковки в 1967–2001 гг. — «Известия») задание — поставить отрывки по рассказам Шукшина, — вспоминает заслуженный артист. — Потом несколько из них стали одним спектаклем «Характеры», который вошел в репертуар Театра Маяковского в 1973 году. Я имел удовольствие обслуживать постановку, проверяя билеты, встречая гостей, провожая их на места. А во время спектакля подносил реквизит и каждый раз с наслаждением мечтал в нем сыграть. И вот настал тот день, когда мечта сбылась!
Нескучная классика
За драму в спектакле отвечала народная артистка России Ольга Прокофьева. Она выбрала для юбилея совсем не праздничную, но очень пронзительную поэму Некрасова «Русские женщины». История жены декабриста, которая поехала за мужем в Сибирь.
Пусть много скорбей тебе пало на часть,
Ты делишь чужие печали,
И где мои слезы готовы упасть,
Твои уж давно там упали!..
Ты любишь несчастного, русский народ!
Страдания нас породнили...
После строк классика зал взорвался овацией, кто-то — со слезами на глазах. По словам Егора Перегудова, в планах — создать отдельный спектакль по поэме «Русские женщины». Это очень важный и актуальный сейчас материал.
Завершил юбилей народный артист России Игорь Костолевский. Он прочел «Солнечный удар» своего любимого автора Ивана Бунина. На сцене стояли стул и дымящаяся буржуйка, около которой артист читал. Выбор Костолевского не случаен. У него был свой собственный «солнечный удар», и связан он с первой любовью. В программке каждый мог прочесть откровения актера.
— Мне было семь лет, я учился во 2-м классе и был безнадежно влюблен в одноклассницу Лолу Махмудову, — вспоминал актер. — У нее была длинная коса с роскошным бантом. Я не решался к ней подойти. И в один солнечный зимний день я надел лыжный костюм и отправился следить за ней с крыши сарая, который стоял напротив ее окон.
Очнулся Игорь Костолевский на земле: пришли мужики и снесли сарай вместе с влюбленным. Первое, что он увидел, открыв глаза, было смеющееся лицо девочки. Это был первый солнечный удар Игоря Матвеевича. Кстати, косу Лолы он позже отрезал. Но это уже другая история.
А юбилей закончился поклонами на фоне стены из костюмов. В центре сцены стоял большой мягкий диван, на котором сидела Светлана Немоляева. Как позже говорили в фойе, актриса получила травму, и ей сложно передвигаться, Но не прийти на юбилей театра, в котором служит 63 года, народная артистка не могла.