Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Журналист Карлсон назвал Зеленского врагом США
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Путин встретился с Оливером Стоуном
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Политика
Лавров назвал продуктивными переговоры с главой МИД Доминиканы
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Спорт
«Трактор» обыграл «Динамо» во втором матче полуфинальной серии плей-офф КХЛ
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Общество
Минпросвещения разъяснило заявление об ограничении нагрузки учителей
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Происшествия
Один человек погиб и четверо пострадали в ДТП с автобусом в Оренбургской области
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Запрет на посещение лесов вокруг воинской части установили во Владимирской области
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Армия
Путин рассказал об изоляции разрозненных групп ВСУ в Курской области
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Путин назвал Россию нацией победителей
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

С начала года Центробанк выявил более сотни нарушений в действиях крупных банков при запросе кредитных историй заемщиков, следует из данных регулятора, которые проанализировали «Известия». Больше всего штрафов в этом году получили «Открытие» (44), Альфа-банк (25) и «Тинькофф» (11). В ЦБ указали, что основное нарушение банков — получение сведений из кредитной истории без согласия клиента. Частота запросов влияет на уровень одобрения кредита, предупреждают эксперты. Регулятор рекомендует оспаривать несанкционированные запросы.

Без согласия

Банк России с начала января по середину октября этого года принял 105 постановлений о привлечении финансовых организаций к административной ответственности по причине незаконного получения ими кредитной истории заемщика. Эти показатели лишь немногим меньше аналогичного периода 2021-го: тогда было более 120 дел.

Справка «Известий»

В кредитной истории физлиц содержится информация обо всех кредитах и займах с суммами и сроками их погашения, сведениями о текущем и просроченном долге, а также в целом о его платежной дисциплине. Кредиторам для запроса подобной информации по закону необходимо согласие клиента. Незаконные действия регулируются КоАП (ст. 14.29 — «Незаконное получение или предоставление кредитного отчета») и предусматривают административный штраф. Например, для должностных лиц его размер может составить от 2,5 тыс. до 5 тыс. рублей, для юридических — от 30 тыс. до 50 тыс.

Банки неправомерно запрашивают кредитные истории россиян, чтобы проверить, является ли человек добросовестным заемщиком, и, если да, предлагать ему свои продукты.

Больше всего штрафов в этом году получил банк «Открытие». На его долю приходится почти половина дел (44 постановления). Далее следуют Альфа-банк (25), «Тинькофф» (11), МТС Банк (9), Райффайзенбанк (8) и ВТБ (5). По одному разу оштрафованы Совкомбанк, «ДОМ.РФ» и «Хоум кредит». В целом ряды организаций-нарушителей за прошедший год не сильно изменились. В отношении МФО с начала года принято 25 постановлений. Лидер по числу незаконных действий — микрофинансовая компания «Центр финансовой поддержки» (бренд «Viva Деньги»).

Вывеска «Кредит»
Фото: ТАСС/Ведомости/Екатерина Кузьмина

Также россияне продолжают делиться на форумах историями о запросах банков их кредитных данных без разрешения. Один из пользователей рассказал, что обнаружил в своей отчетности заявки со стороны МТС Банка, хотя ранее не обращался к ним, вклада нет, как и карт, отметил он, добавив, что также не является абонентом МТС. Другой участник обсуждения Максим просит поделиться образцом подготовки иска в суд. «Сейчас изучаю вопрос предъявления иска к Альфа-банку о возмещении морального вреда в связи с незаконными запросами», — сказал он.

«Известия» спросили крупные банки и МФО, включая все упомянутые, о незаконном запросе данных клиентов. Банк строго соблюдает законодательство о кредитных историях, заявили в ВТБ. Случаи технических ошибок единичны, все они отработаны и не повлияли на данные клиентов, заверили там, добавив, что в любом случае при оценке заемщиков ВТБ такие запросы не учитывает.

Такие ситуации могут возникнуть в двух случаях. Например, если был технический сбой или несовершенство учета персональных согласий, когда в системах банка неверно отражены сведения о наличии согласия на запрос кредитной истории и делается запрос с целью расчета предложения по кредиту. Второе — действия мошенников без согласия клиента с целью получения кредита по поддельным документам. Подобные операции пытаются провести онлайн или через микрозаймы МФО, — рассказал директор департамента розничных рисков «Зенита» Александр Шорников.

Сотрудницы банка ведут прием посетителей
Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков

В микрофинансовых компаниях Eqvanta и Webbankir сказали, что обращаются в бюро кредитных историй (БКИ) строго при наличии согласия клиента.

В ОКБ и НБКИ «Известиям» отметили: обращения с обжалованием неправомерных запросов кредитной истории поступают, но редко. Главное основание для заявок финорганизаций — согласие клиента или действующий кредитный договор, указал директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.

Влияние налицо

Вопросы взаимодействия кредиторов с БКИ остаются в постоянном фокусе надзора Банка России, заявили в пресс-службе ЦБ. Там рассказали: во время регулярных проверок выявляются такие нарушения, как получение сведений из кредитной истории без согласия клиента, несоблюдение формы получения подобных одобрений физлица и другие.

Вместе с тем в ЦБ сообщили, что отмечают тенденцию к улучшению ситуации. Количество жалоб, поступивших по этой проблеме за девять месяцев, снизилось на 16,5% по сравнению с аналогичным периодом 2021-го, добавили в регуляторе. Там порекомендовали оспаривать неправомерно внесенные сведения, включая запросы, обращаясь в БКИ или к банкам, так как вся информация, содержащаяся в кредитной истории, может быть использована финорганизациями при принятии решения.

Терминал выдачи талонов электронной очереди
Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

Частота запросов влияет на уровень одобрений кредитов, подчеркнул и.о. гендиректора ОКБ Николай Мясников. Он рассказал, что в 2021-м проводилось исследование, основанное на выборке данных более 10 млн граждан. В нем изучался вопрос уровня одобрений по заявкам на заем у физлиц, по которым банки ранее ни разу не запрашивали кредитную отчетность или делали это один-два и более раз в течение недели, месяца, квартала или года до фактического обращения физлица. В результате у заемщиков, по которым финорганизации не делали за неделю до подачи заявки на кредит запросов, уровень одобрения почти на 40% выше, чем у тех, чьи данные запрашивали единожды, а также на 70% больше, чем у тех, у кого дважды, отметил глава бюро.

— По нашим данным, примерно три четверти банков учитывают количество запросов кредитной истории при оценке клиента. Чем их больше — тем хуже оценивается заемщик. Влияние этого фактора разнится от банка к банку, но в целом оно является весомым и может негативно сказаться на шансах получить кредит, — заключил Николай Мясников.

Как считает доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Максим Марков, причины несанкционированных запросов со стороны банков могут заключаться в поиске ими потенциальных клиентов среди тех, у кого хорошая кредитная история, а также проверкой старых и действующих с целью предложения им дополнительных услуг. Их влияние на шансы физлиц получить новый кредит отрицательное, подчеркнул он: при наличии множества запросов, по которым займы не выданы, аналитические системы банков считают, что они завершились отказом у других.

Читайте также
Прямой эфир