Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Операторы БПЛА уничтожили САУ «Акация» ВСУ на южнодонецком направлении
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Американский политолог указал на детали сделки Украины и США по минеральным ресурсам
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Общество
В Херсонской области участники СВО провели школьникам урок мужества
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Мир
Депутаты ГД предложили учредить медаль ордена «За доблестный труд»
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Спорт
Овечкин открыл счет «Вашингтону» в матче НХЛ против «Монреаля»
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Мир
В столице Венесуэлы подняли гигантское Знамя Победы в честь 80-летия Победы в ВОВ
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Мир
ЦТАК назвало знаменательным моментом строительство моста на границе РФ и КНДР
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Корабль «Прогресс МС-30» увел МКС от столкновения с космическим мусором
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Россия может ввести мораторий на выплаты за лизинг техники иностранных компаний. Премьер-министр Михаил Мишустин поручил Минтрансу и Минпромторгу проработать этот вопрос (документ есть у «Известий»). Ранее такую меру предложила «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ). Там отмечали, что многие российские компании, которые взяли иностранную технику в лизинг, столкнулись со сложностями с ее обслуживанием, а также с поставками запчастей. Ведь крупнейшие автоконцерны Mercedes, Volvo, Scania и MAN отказались от своих обязательств, но при этом требуют оплаты. Эксперты считают, что мера не окажет значительного влияния на бизнес грузоперевозок, так как доля аффилированных с западными концернами лессоров в этом сегменте относительно невелика. Правда, на авиакомпании мораторий может оказать существенный эффект: отказавшись от оплаты, они могли бы сэкономить примерно 350–400 млрд рублей в год, подсчитали аналитики.

Не платить до возвращения

Как выяснили «Известия», глава кабмина Михаил Мишустин поручил проработать вопрос о введении моратория на выплаты по лизингу иностранной техники. Такое распоряжение он дал вице-премьеру, главе Минпромторга Денису Мантурову, а также главе Минтранса Виталию Савельеву. Документ есть у «Известий».

Ранее с предложением ввести мораторий к Михаилу Мишустину обратился глава ОПИ, зампред общественного совета при Роспотребнадзоре Олег Павлов. В его письме сказано: покинув рынок и прекратив выполнять свою часть обязательств, иностранные автоконцерны через подконтрольные лизинговые компании с российским юрлицом продолжают взыскивать полноразмерные платежи с российских бизнесменов. В числе таких компаний Олег Павлов назвал Mercedes, Volvo, Scania, MAN (Volkswagen) и другие.

«Необходимость российских компаний нести незапланированные расходы на гарантийное и сервисное обслуживание, приобретать дефицитные запасные части и расходные материалы по возросшим ценам, искать альтернативу диагностическому ПО, а вместе с тем еще и выплачивать недобросовестным лицам лизинговые платежи оказывает разрушающее воздействие на отрасль грузоперевозок», — считают в ОПИ.

запчасти
Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

Последствия такой практики ощущают на себе все отрасли экономики и каждый потребитель, сказал «Известиям» Олег Павлов. По его мнению, не стоит окончательно отказываться от выплат: если автоконцерн вернется и продолжит поставки запчастей и новой техники, сотрудничество можно возобновить.

«Известия» направили запросы в правительство, Минтранс, Минпромторг и в названные иностранные автоконцерны с просьбой прокомментировать перспективы введения моратория. В Минтрансе подтвердили, что получили поручение.

Экономия на 400 млрд

По словам источника «Известий» в одном из иностранных автоконцернов, крупные лизингодатели действительно еще весной прекратили поставлять в Россию новые машины, а некоторые — и запчасти. Но, по его словам, это ограничение коснулось только новых поставок.

— Пока что наши клиенты платят лизинговые платежи и с обслуживанием через дилерскую сеть трудностей не испытывают. Дилеры с поддержкой автопроизводителей стараются выполнять все свои гарантийные обязательства, а в случае невозможности — расторгают договор с компенсацией. После расторжения никакие платежи, конечно, не идут, — рассказал собеседник в западном производителе.

По его словам, грузоперевозчикам сегодня в первую очередь нужна не экономия средств, а работающая техника.

техника
Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

Председатель НП «Грузавтотранс» (объединяет крупные и небольшие компании-автогрузоперевозчики) Владимир Матягин отметил, что еще в феврале – марте грузоперевозчики предлагали запретить выплаты по лизингу.

— Ведущие автомобильные иностранные компании, как только началась СВО, отказались от гарантийного, сервисного обслуживания, которое было заложено в лизинговых договорах. Также они отказались выполнять многие контракты на поставку новой техники, — пояснил он.

В пресс-службе «Деловых линий» «Известиям» сообщили, что поддерживают введение моратория, так как логист серьезно пострадал от ухода из России концерна Mercedes-Benz.

— Операционная модель нашей компании, построенная на использовании монобрендового парка более чем из 2 тыс. большегрузов, была серьезно подорвана прекращением деятельности по гарантийному ремонту, сервису, поставкам запчастей и доступу к программному обеспечению, но главное — невозможностью реновации парка по причине прекращения поставок новых транспортных средств. Устаревание машин и трудности их ремонта также подрывают стабильность наших перевозок как системообразующей компании. При этом аффилированный с Mercedes лизингодатель продолжает требовать выплаты лизинговых платежей в полном объеме, не принимая во внимание эти обстоятельства, — рассказал представитель «Деловых линий».

«Известия» также направили запросы в другие компании, осуществляющие грузоперевозки, — в ПЭК и «Байкал Сервис».

грузовики
Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

Реализация инициативы ОПИ не окажет значительного влияния на бизнес грузоперевозок, так как доля аффилированных с западными концернами лизинговых компаний на российском рынке грузовой автотехники относительно невелика, считает эксперт SBS Consulting Дмитрий Бабанский.

А вот по авиатехнике ситуация отличается, так как по указу президента России Владимира Путина от 5 марта авиакомпании могут расплачиваться за лизинг импортных самолетов в рублях, перечисляя средства на специальные счета типа С по курсу ЦБ на день платежа. По стандартной же практике иностранным лессорам платили в валюте.

Летом глава Минтранса Виталий Савельев объяснял, что из-за действующих санкций иностранцы не могут получать платежи в рублях (они фактически блокируют любое взаимодействие с компанией из авиаотрасли РФ). По словам министра, перевозчики пока просто аккумулировали платежи на счетах С, однако, как писали «Известия» в начале сентября, выплаты так и не начали проходить. Более того, по данным источников редакции, многие авиакомпании не начали перечислять рубли и на счета С.

Младший директор корпоративных рейтингов НРА Алла Юрова считает, что высвобожденная в результате обсуждаемого моратория ликвидность определенно пригодилась бы авиакомпаниям в условиях нестабильности.

Аналитик Telegram-канала «Мои инвестиции» Елена Сахнова подсчитала: не платя за лизинг, авиакомпании могли бы сэкономить примерно 350–400 млрд рублей в год. Выплаты лессорам составляют до 30–40% всех затрат авиаперевозчиков.

Читайте также
Прямой эфир