Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Губернатор Воронежской области сообщил о ликвидации нескольких БПЛА над регионом
Мир
Die Welt узнала о планах европейских стран провести в США переговоры по Украине
Мир
Ушаков заявил о регулярном диалоге РФ с администрацией Белого дома
Мир
Сенат США одобрил закон о продлении финансирования правительства до 30 сентября
Армия
Инженерные войска начали разминирование освобожденной территории в Курской области
Наука и техника
Корабль Crew Dragon с российским космонавтом Песковым стартовал к МКС
Политика
Медведев отверг призыв Великобритании к перемирию на Украине без условий
Мир
Землетрясение магнитудой 4,7 зафиксировали у берегов Италии
Мир
Трамп заявил о получении хороших новостей по урегулированию конфликта на Украине
Мир
Рубио сообщил о позиции США по поводу желания Европы ввести санкции против РФ
Мир
G7 пригрозила РФ санкциями в случае отказа от инициативы США по прекращению огня
Мир
РФ приветствует завершение проекта соглашения о мире между Баку и Ереваном
Мир
В Белом доме заявили о «движении вперед» в переговорах по Украине
Политика
Медведев назвал гуманным подход Путина к военным ВСУ в Курской области
Происшествия
В Москве три человека пострадали из-за падения деревьев
Мир
Полиция Британии выдвинула обвинения против российского капитана судна Solong
Происшествия
Гусев заявил о ликвидации еще по меньшей мере пяти БПЛА над Воронежской областью
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Четыре года назад Крымский мост связал полуостров с континентальной Россией. О том, сколько раз его пытались построить и какие исторические события с ним связаны, — в материале «Известий».

Самый крупный в России

Крымский мост соединяет Таманский полуостров Краснодарского края с Керченским полуостровом в Крыму. Протяженность трассы 19 км, он возвышается над водой на 35 м — это самый крупный мост в России и в Европе. Дорога проходит по пятикилометровой дамбе и острову Тузла, огибая с севера мыс Ак-Бурун. Она состоит из четырех автомобильных полос, по две в каждую сторону, и двух железнодорожных путей. Пешеходной зоны у переправы нет. Конструкцию моста поддерживают 595 авто- и железнодорожных опор, его украшают две арки длиной 227 м.

центр управления слежения мост
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Николай Сиденков

Цифры и факты:

  • самый протяженный мост в России, длина конструкции — 19 км;
  • в день по мосту могут проехать до 40 тыс. автомобилей и 47 пар поездов;
  • изменение погоды контролируют семь метеостанций;
  • фундамент рассчитан на землетрясение магнитудой до 9,0;
  • расчетный срок службы моста — 100 лет;
  • на территории было обезврежено более 700 взрывоопасных предметов, оставшихся со времен ВОВ, из них — 14 фугасных бомб;
  • во время стройки в грунте нашли до 100 тыс. археологических артефактов;
  • название переправы в 2017 году выбирали всероссийским голосованием;
  • у переправы есть пушистый талисман — рыжий кот Мостик.

Три попытки наведения мостов

Одними из первых о мосте между Керчью и Таманью задумались британцы в период Ост-Индской компании. В 1870 году Siemens по заказу англичан проложила по дну Керченского пролива отрезок Индо-Европейского телеграфа для быстрой и качественной связи Лондона с Калькуттой. В дальнейшем планировалось пустить железную дорогу из Лондона в Дели и в рамках проекта возвести через Керченский пролив большой мост. Но стройка показалась англичанам слишком дорогой, и от нее отказались.

В 1903 году связать Крым и Краснодарский край захотел российский император Николай II. Мост должен был стать частью железной дороги, которая позволила бы круглый год вывозить товары с Таманского полуострова. Было разработано два маршрута, северный и южный. Первый проходил в районе нынешней паромной переправы, а второй во многом совпадает с расположением моста. Реализовать строительство Николаю II помешали Первая мировая война и дальнейшие политические катаклизмы.

Вторая мировая война не позволила воплотить идею уже Иосифу Сталину, который задумывал реконструкцию железных дорог от Херсона до Поти. Для строительства у Германии — как у наиболее индустриально развитой страны 1930-х годов — даже заказали необходимые металлоконструкции.

Следующую попытку в дни Второй мировой войны осуществили немцы. Блокировав Крым, они в 1943 году пустили до Тамани канатную дорогу и начали строить ж/д мост, используя свои же, заказанные Сталиным металлоконструкции. Крымская наступательная операция 1944 года, завершившаяся освобождением Севастополя, прервала этот проект. Немцы взорвали недостроенный мост при отступлении, а наскоро возведенная на руинах конструкция советских инженеров просуществовала всего три месяца и была разрушена льдами Азовского моря.

После войны на этом месте организовали паромную переправу, строительство моста было отложено на десятилетия. С середины 2000-х проекты регулярно обсуждались совместно российскими и украинскими властями.

Присоединение Крыма и торжественное открытие на «КамАЗе»

Вновь о строительстве надежного сообщения с Крымом заговорили после вхождения полуострова в состав России. Указ об этом в марте 2014 года подписал президент РФ Владимир Путин. В январе 2015 года была детально проработана концепция транспортного перехода. К этой работе привлекли широкий круг экспертов. Подрядчиком проектирования и строительства моста стал «Стройгазмонтаж». В его возведении участвовали ведущие мостовики страны.

крымский мост строительство
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Николай Сиденков

Стройка началась в 2016 году. При этом автомобильную часть построили меньше чем за 2,5 года и сдали на семь месяцев раньше срока. В пиковые месяцы на строительстве круглосуточно трудилось более 14 тыс. инженеров и рабочих одновременно.

Движение по автомобильной дороге, ставшей частью трассы А-290 (Керчь – Новороссийск), открыли утром 16 мая 2018 года. Первым во главе колонны строительной техники и за рулем «КамАЗа» проехал президент России Владимир Путин.

Железнодорожную ветку сдали в декабре 2019 года, она стала частью линии Багерово – Вышестеблиевская. Перед церемонией открытия Путин осмотрел мост из кабины машиниста, а затем через переправу прошел поезд № 7/8 «Таврия», возродивший историческое сообщение Санкт-Петербург – Севастополь. Сегодня в Крым ходят пассажирские поезда из 11 городов.

После открытия мост стал главным транспортным узлом между Крымом и континентальной Россией. За четыре года Керченский пролив пересекли свыше 21 млн автомобилей.

Президент РФ Владимир Путин перед проездом строительной техники по автодорожной части Крымского моста

Президент РФ Владимир Путин перед проездом строительной техники по автодорожной части Крымского моста

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

В 2021 году обе арки Крымского моста засияли цветами флага России. Ночью подсветку обеспечивают более 3 тыс. диодов.

В августе 2022 года на Крымском мосту был зафиксирован рекорд суточного автомобильного трафика: за сутки 15 августа 2022 года по мосту в обе стороны проехало 38 297 автомобилей.

Рыжий талисман и народное название

Найденный на стройплощадке в самом начале работ котенок, о котором написали в СМИ, неожиданно стал талисманом Крымского моста. На стройке кот Мостик «руководил» собственным отделом — «Котмостнадзором». У кота есть популярный аккаунт в соцсети «ВКонтакте», а 20-метровый рисунок с животным украшает одну из опор моста. Сегодня кот живет в Симферополе в редакции крымской газеты.

Кот Мостик на строительной площадке железнодорожной части Крымского моста

Кот Мостик на строительной площадке железнодорожной части Крымского моста

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Николай Сиденков

Название моста выбирали в 2017 году всероссийским онлайн-голосованием. Среди популярных версий, помимо «Крымского моста», были «Мост дружбы», «Мост воссоединения» и «Керченский мост».

Авария 8 октября 2022 года

8 октября 2022 года на автомобильной части Крымского моста со стороны Таманского полуострова был подорван грузовик. В результате трагедии погибли минимум четыре человека, загорелись семь топливных цистерн железнодорожного состава, а два автомобильных пролета моста частично обрушились. Движение по мосту было частично восстановлено в тот же день.

В России инцидент квалифицировали как теракт, а заказчиками, авторами и исполнителями диверсии признали украинские спецслужбы. Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин сообщил, что подготовка теракта осуществлялась не только украинскими спецслужбами, но и гражданами России и зарубежных государств. Указом президента, на ФСБ возложили полномочия по организации и координации мер защиты транспортного перехода через Керченский пролив.

подрыв мост крым
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько

Министр иностранных дел Эстонии Урмаса Рейнсалу, узнав о взрыве, поздравил украинские спецслужбы, а минобороны Украины опубликовало в Twitter вопрос «Что на очереди, русские?». Ранее украинский депутат Алексей Гончаренко признал, что планы по уничтожению Крымского моста представители Украины обсуждали летом на полях саммита НАТО.

Читайте также
Прямой эфир