Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО уничтожили 59 БПЛА над регионами России
Мир
Мэра Стамбула Имамоглу отправили под арест
Мир
Администрация Эрдогана опровергла информацию об ограничении телевещания
Армия
Оператор БПЛА Росгвардии уничтожил опорный пункт ВСУ в Черниговской области
Мир
Около 400 человек провели митинг у автосалона Tesla против Маcка
Мир
Путин и Вучич 9 мая проведут переговоры в Москве
Мир
Израиль предложил ХАМАС новый план по освобождению заложников
Армия
Российский штурмовик в одиночку подорвал минами два блиндажа ВСУ с пехотой
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность без осадков в Москве 23 марта
Мир
Оппозиция Турции продолжила массовые протесты после задержания Имамоглу
Мир
Захарова раскритиковала визит посла Канады на Пискаревское кладбище
Общество
Вильфанд спрогнозировал для 2025 года место в пятерке самых теплых в истории
Мир
Прокуратура Турции ходатайствовала об аресте мэра Стамбула Имамоглу
Мир
США депортировали группу венесуэльских мигрантов на базу Гуантанамо
Мир
Ульянов усомнился в понимании ЕС значения слова «независимость»
Спорт
Овечкин занял девятое место по очкам в равных составах за всю историю НХЛ
Общество
В МВД посоветовали не использовать открытый Wi-Fi в общественных местах
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Нобелевскую премию по литературе дали француженке Анни Эрно. Шведская академия присудила ей награду в 10 млн крон «за мужество и клиническую точность, с которыми она раскрывает корни отчужденности и коллективные ограничения личной памяти». Эрно не самый известный в России автор, хотя ее книги изданы на русском. «Известия» разбирались, какие произведения лауреатки стоит прочесть.

За мужество и точность

Анни Эрно получила награду с формулировкой «за мужество и клиническую точность, с которыми она раскрывает корни отчужденности и коллективные ограничения личной памяти». Французская писательница мало известна в России, хотя основные ее романы переведены.

Самое простое — объяснить лауреатство автора автофикциональных романов «Женщина», «Годы», «Обыкновенная страсть» разогретостью фемповестки, тем более что самая ее известная вещь, экранизированный Одри Диван роман «Событие», — про аборт. Но дело, конечно, не в этом.

Матс Мальм, постоянный секретарь Шведской академии с членами Шведской академии, председатель комитета по литературе Андерс Олссон и член комитета по литературе Нобелевской премии Эллен Матсон во время объявления Нобелевской премии по литературе 2022 года в Борсхусете в Стокгольме, Швеция

Матс Мальм, постоянный секретарь Шведской академии, с членами Шведской академии — председателем комитета по литературе Андерсом Олссоном и членом комитета по литературе Эллен Матсон во время объявления Нобелевской премии по литературе 2022 года в Борсхусете в Стокгольме, Швеция

Фото: TT News Agency/Henrik Montgomery/via REUTERS

Анни Эрно пишет экзистенциальную, жесткую, ранящую и совершенно несентиментальную прозу о себе и таких, как она. Ее сквозная героиня — красивая европейская женщина традиционной ориентации и взглядов — кажется заложницей социального выбора, однако на поверку выбора у нее никогда не было и нет.

Например, главный персонаж «События» — студентка Анна, она беременна и в полном тупике: на дворе 1963 год, аборты запрещены, рождение ребенка вынудит ее оставить учебу, к которой потом едва ли получится вернуться. На довольно позднем для прерывания сроке девушке удается раздобыть адрес врача, делающей подпольные аборты при помощи клизмы и канюли Кармана. Дальнейшие события показаны в отмеченной в Венеции ленте Одри Диван: кричать запрещено, никакой анестезии, нет даже тряпки во рту, искаженное болью лицо, много крови.

Книги Анни Эрно
Фото: TT News Agency/Henrik Montgomery/via REUTERS

В отличие от женских романов в жанре «гинекологический триллер» Эрно придерживается холодноватой интонации. Анне нужно выбирать между образованием, позволяющим получить хорошую работу и претендовать на достойный социальный статус, и долей «простой» небогатой обывательницы, обреченной на круговорот незамысловатых забот. Именно такой была писательница (героиня романа «Женщина») — покорная, аккуратная, трудолюбивая и глубоко несчастливая домохозяйка, чья история начинается с конца. Читатель находит ее умирающей в гериатрическом отделении больницы в пригороде Парижа. Но вернемся к «Событию». Зная, что подпольный аборт лишает Анну шансов на материнство, она непреклонна: ученость стоит того, чтобы заплатить за нее естеством.

Собственно, в этом и заключается художественный месседж Эрно, отчасти напоминающий уэльбековский. Современная социальность — оборотная сторона жесткого патриархального мироустройства, обрекающего человека на одиночество, оторванность от корней, глобальный конфликт с собственным естеством и нравственностью. Феминизм — титановый панцирь, нужный разве для того, чтобы тебя не съели.

Старая новая тенденция

Лауреатство Эрно, вероятно, говорит и о тенденции, на которую хотел обратить внимание Нобелевский комитет, — как бы мир ни сходил с ума, буржуазная традиционная Европа остается главной авансценой человеческих трагедий. Французы перекодируют англосаксонскую схему успеха — показывая ее гладиаторской ареной, калечащей судьбы и тела. Продолжение темы — увенчанный «Золотой пальмовой ветвью» в Каннах-2021 «Титан» Жюлии Дюкурно, где телесность становится врагом с бомбой замедленного действия, которую невозможно обезвредить.

Французская писательница Анни Эрно на пресс-конференции после объявления ее лауреатом Нобелевской премии по литературе 2022 года в Сержи-Понтуаз, Франция

Французская писательница Анни Эрно на пресс-конференции после объявления ее лауреатом Нобелевской премии по литературе 2022 года в Сержи-Понтуаз, Франция

Фото: REUTERS/Johanna Geron

Симптоматично, что подвергшаяся культуре отмены природа берет свое, разнузданно надругавшись над маской респектабельности в более поздней вещи Анни Эрно «Обыкновенная страсть», которую злые языки окрестили предклимактерической прозой. Ее героиня, преуспевающая буржуазная француженка глубоко за сорок, сходит с ума по иммигранту из Восточной Европы. Велик соблазн предположить, что героиня здесь тождественна автору, но Эрно во всем своем творчестве слишком умна и тонка, чтобы опуститься до прямого сходства. У нас это раньше называли художественной правдой, а Нобелевский комитет, в общем, именно это у Эрно и отметил.

Предсказать ее победу было сложно. Если говорить о весовой категории имени, Эрно оставалась в тени более медийных соперников — гонкуровского лауреата Мишеля Уэльбека, культового на их общей родине, и отчаянного ревизионера исламского догматизма Салмана Рушди, за свои взгляды серьезно пострадавшего. Также в списках фигурировали король ужасов Стивен Кинг и постмодернист-виртуоз Владимир Сорокин. По части «женского» Эрно тоже проигрывала по очкам, считали букмекеры: в фаворитках у них значились канадки Энн Карсон и Маргарет Этвуд и Мариз Конде.

Читайте также
Прямой эфир