Всё в дом, всё в казну: каким будет федеральный бюджет в 2023-2025 годах
Проект бюджета на 2023-й и плановый период 2024 и 2025 годов соответствует нынешней макроэкономической ситуации, считают опрошенные «Известиями» эксперты. При этом риски неопределенности остаются высокими, есть вероятность усиления санкционного давления. В этом случае дефицит бюджета может быть пересмотрен. Пока же проект казны на следующую трехлетку предполагает, что в 2023-м недостаток средств составит 2% ВВП, или 3 трлн рублей. Перекрывать его планируется через заимствования, рассказал 20 сентября премьер Михаил Мишустин. В 2024 и 2025 годах недостаток составит 1,4% и 0,7% ВВП соответственно.
Дефицитный бюджет
20 сентября состоялось заседание комиссии кабмина по бюджетным проектировкам, на котором были объявлены основные параметры проекта финансового плана на 2023-й и плановый период 2024–2025 годов. Премьер-министр рассказал, что на следующий год доходы казны оцениваются в сумму около 26 трлн, расходы составят около 29 трлн рублей. В 2023 и 2024 годах правительство предусмотрит переходный период, когда расходы будут выше — на 2,9 трлн рублей и 1,6 трлн рублей соответственно.
Дефицит казны в 2023 году составит 2%, или 3 трлн рублей. Закрыть его планируется за счет заимствований: Минфин уже выпустил девятилетний список облигаций федерального займа, отметил премьер. Спрос на выпущенные бумаги почти в два раза превысил предложение, что позволяет двигаться дальше, подчеркнул премьер.
— Этот подход даст нам возможность не тратить средства Фонда национального благосостояния и обеспечить приемлемый уровень государственного долга, — добавил глава правительства.
Далее дефицит бюджета будет сокращаться. В 2024 году он составит 1,4%, а в 2025-м — 0,7% ВВП.
— Бюджетную политику планируем в логике бюджетного правила. Это поможет защитить нашу экономику от внешних рисков, — заявил Михаил Мишустин.
Такой подход, по его словам, с одной стороны, позволит обеспечить более активную поддержку в период адаптации и перестройки хозяйственных связей, уточнил глава правительства. С другой — будет содействовать устойчивому развитию и структурным изменениям на среднесрочном горизонте, сохраняя доверие к проводимой государством макроэкономической политике.
Премьер уточнил, что средства, предусмотренные в проекте бюджета, призваны помочь в решении текущих и стратегических задач. Среди них — продолжение адаптации экономики к беспрецедентным внешним санкциям. По словам Мишустина, в условиях внешних ограничений крайне важно поддерживать граждан через реализацию социально-значимых программ, способствовать дальнейшему развитию и перестройке многих проектов бизнеса, промышленных предприятий, ориентируя их на укрепление технологической самостоятельности и на новые рынки сбыта продукции, поиск партнеров, обновление логистических и товарных цепочек.
В пределах нормы
Согласно действующему закону о бюджете на 2022-й и плановый период 2023–2024-х, в следующем году должен быть профицит казны: в 299,1 млрд рублей, или 0,2 % ВВП. Но в 2024-м уже дефицит на 522,7 млрд рублей, или 0,3% ВВП.
— Риски неопределенности в бюджетной системе остаются довольно высокими. Ключевой вопрос состоит не в том, нужно ли больше тратить на адаптацию к переходному периоду, а в объеме дефицита и вопросах его финансирования, — отметил директор ИНП РАН, заведующий лабораторией Александр Широв.
По его словам, на данный момент в стране два источника, позволяющих перекрыть недостаток денег в казне, — ФНБ и заимствование на внутреннем рынке, прежде всего у банков. Под вопросом остается возможность обеспечить эффективную структурную перестройку с такими объемами расходов и дефицитом, заявил Александр Широв.
Он также отметил, что существует вероятность пересмотра бюджета в 2023 году. Резервы для этого Минфин заложил, указал Александр Широв.
Все макроэкономические показатели, в том числе и те, что заложены в проект бюджета, будут зависеть от геополитической ситуации в России и мире, уверен директор центра «Институт статистических исследований и экономики знаний/центр конъюнктурных исследований» Георгий Остапкович. Исходя из существующего пакета санкций, проект бюджета реалистичен. Но в случае ужесточения давления придется пересматривать и финансовый план, констатировал эксперт.
Георгий Остапкович также указал, что дефицитная казна — это норма при падении ВВП. По прогнозу Минэкономразвития, на основе которого составляется проект бюджета, валовой внутренний продукт в 2023-м упадет на 2,7%, а вот в 2024-м уже ожидается рост на 3,7%.
— Небольшое падение ВВП и сокращение бюджета — это нормальная ситуация международной конъюнктуры, главное, что это всё потом можно отбить. Важно переходить на российские технологии, чтобы и бюджет выиграл, и ВВП. Нужно, чтобы было импортозамещение, — подчеркнул Георгий Остапкович.
Также проект бюджета на трехлетку исходит из того, что инфляция в России в следующем году составит 5,5%, инвестиции в основной капитал упадут на 4,9%, реальные доходы населения вырастут на 1,2%, а реальные зарплаты — на 2,6%.