Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО за ночь уничтожили восемь БПЛА ВСУ над регионами России
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Общество
Не менее 35 палестинцев погибли из-за ударов Израиля по Газе за сутки
Мир
Такер Карлсон заявил о деградации авторитета и военной мощи США
Мир
Мадуро объявил 30 апреля Днем победы человечества над фашизмом
Общество
Недонесение о диверсии станет уголовным преступлением в РФ с 2 мая
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Мир
Times заявила о провале плана по отправке миротворцев на Украину
Мир
В Казахстане учредили «золотую визу» для инвесторов
Мир
Экс-президенту Южной Кореи предъявлено обвинение в злоупотреблении властью
Мир
Великобритания и Франция начали переговоры о возможном признании Палестины
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Мир
В столице Венесуэлы подняли гигантское Знамя Победы в честь 80-летия Победы в ВОВ
Армия
Росгвардейцы уничтожили склад боеприпасов ВСУ на харьковском направлении
Мир
NYP узнала о недовольстве США подходом Уиткоффа к переговорам с Россией
Спорт
«Вашингтон» с Овечкиным впервые за семь лет вышел во второй раунд Кубка Стэнли
Общество
Путин присвоил скрипачу Владимиру Спивакову звание Героя Труда РФ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Арно Деплешен — классик французского кинематографа, ученик Алена Рене, завсегдатай главных мировых кинофестивалей и культовый автор для миллионов синефилов во всем мире. В российский прокат выходит его новая картина (прямо из Каннского конкурса) «Брат и сестра», где у смертного одра родителей впервые за много лет вынуждены встретиться Луи и Алис. Они уже давно категорически не переваривают друг друга, но теперь настало время разобраться, откуда взялись ненависть и обида. В эксклюзивном интервью «Известиям» Арно Деплешен размышляет о том, как сильно повлияло на него русское кино, что делать с модой на эвтаназию и почему Мартину Скорсезе так понравился фильм Алексея Германа.

«Меня совсем не удивил поступок Годара. Он — человек внутренней свободы»

— Сегодня многие в мире пытаются «отменить русскую культуру». Почему вы согласились дать интервью российскому изданию и российскому журналисту?

Моя позиция по этому вопросу следующая: я считаю, что культурные бойкоты — это очень сомнительная вещь. В данном случае я думаю о российских художниках, которые сильно повлияли на мое творчество. Думаю о Кирилле Серебренникове, который для меня очень важен, особенно его фильмы «Лето» и «Петровы в гриппе». Думаю об Андрее Звягинцеве, который сейчас находится во Франции и который на меня очень сильно повлиял. А его фильм «Нелюбовь» во многом вдохновил меня на создание картины «Брат и сестра». Думаю об Александре Сокурове, великом мастере кинематографа, что особенно актуально после недавней смерти Годара. Я думаю о каком-то важном метафизическом диалоге Годара и Сокурова, и в этом диалоге мы сейчас нуждаемся..

Кадр из фильма Лето

Кадр из фильма «Лето» режиссера Кирилла Серебренникова

Фото: Hype Film

— Смерть Годара стала большим потрясением для российского зрителя. Как бы вы определили, как он повлиял лично на вас? Что вы унаследовали от него?

Я считаю, у Годара нет наследника. Мы все вместе, каждый кинематографист в нашей стране несем наследие Годара, один человек не может нести его в одиночку. Сегодня утром мой друг прислал мне маленькую короткометражку Годара, снятую о войне в Сараево. В ней нет ничего особенного — это видеоряд с классической музыкой и великолепный закадровый текст Годара. Искусство того, как Годар сочетает картинку, звук и текст, совершенно уникально. Это его урок свободы всем нам.

— Еще один «урок» Годара — это эвтаназия, которую он выбрал. Недавно все говорили об эвтаназии Алена Делона, Франсуа Озон снял фильм об этом. И в вашем фильме мотив добровольного ухода из жизни тоже очень важен. Почему он стал для Франции таким актуальным?

— Мне кажется, сегодня Дэвид Кроненберг был бы лучшим режиссером, которому стоило бы снять фильм об этом медицинском вопросе. Наверное, всё дело в том, что, сознавая приближение смерти, вы можете вернуть себе хотя бы часть своей свободы — например, по отношению к своему сердцу. Человек хочет расширить границы своей свободы. Это диалог между наукой и свободой, свободой выбора. Это вопрос, который будоражит всё общество. Медицинская наука продолжает интенсивно развиваться. И когда она предлагает что-то новое, это вызывает необходимость особой рефлексии о нашем бытии. Люди боятся, что медицина и врачи будут владеть их телом, их свободой. А человек хочет распоряжаться своими телом и свободой самостоятельно. Меня совсем не удивил поступок Годара. Он — человек внутренней свободы, который в определенный момент выбрал самоубийство. Как говорю Камю, «есть лишь один поистине серьезный философский вопрос — вопрос о самоубийстве». И этот вопрос постоянно звучит в фильмах Годара.

Нет ли тут еще и философского смысла? В новом фильме Иньярриту «Бардо» младенец отказывается рождаться и стремится обратно в утробу. Нет ли в этом симптома усталости от жизни у европейской цивилизации?

— А, это тот самый фильм, который сейчас был в Венеции? Я его пока не видел. Но могу сказать, что я смотрел много фильмов на фестивале американского кино в Довиле, откуда только что вернулся. Там очень большая выборка картин, и когда я сейчас мысленно перебираю их в памяти, у меня, наоборот, возникает ощущение, что все они дышат жаждой жизни. Авторы этих картин хотят встречать жизнь лицом к лицу, а не поворачиваться к ней спиной. Будучи представителем европейской цивилизации, могу сказать, что я лично себя уставшим совсем не чувствую.

Режиссер Арно Деплешен

Режиссер Арно Деплешен позирует во время интервью изданию Europa Press

Фото: Global Look Press/Jesus Hellan

— В «Брате и сестре» одна из главных тем — семья. Мне вообще кажется, что нигде не снимают так много о семье, как во Франции. С чем это связано?

— Потому что я думаю, что семья — это самая миниатюрная модель общества из всех возможных. И самый миниатюрный театр из возможных. Первый театр, который вообще возникает в истории человечества. И он позволяет продемонстрировать всё многообразие любых человеческих проявлений — от крайнего насилия, ненависти до прощения, забвения, принятия — и понять благодаря этому, что происходит в обществе. Не могу удержаться тут от сравнения с пьесой Антона Чехова «Дядя Ваня», хотя это есть и в «Трех сестрах» и других его пьесах. Меня всегда поражало, как у Чехова проводятся параллели между страной и семьей, и они у него отражены в равной степени мастерски.

«Единственная актриса, которая очаровывает в любых ролях, — это Марион Котийяр»

— Институт семьи сильно трансформировался за последнее время, в том числе из-за новых представлений о гендере, хотя есть и другие политические и социальные процессы. Кажется, что уже и семьи в традиционном смысле слова не существует, а мы все спорим о ней.

Мне очень нравится фильм «Лунный свет» Барри Дженкинса, я вижу, как много семей продолжают существовать во всем своем многообразии. Меня интересуют и фильмы, которые исследуют новые формы семьи. Ну, например, те, где два родителя одного пола. Или где только один родитель, одиночка. Но сама структура семьи от этого не меняется, и она куда прочнее, чем все общественные перемены и революции. Кровное там родство или усыновление, мне все равно. Семья всё равно остается древнейшей формой театра, в ней сохраняется всё то, о чем я говорил выше. И ребенок растет внутри этой структуры, она его подпитывает.

— Как вы выбираете артистов для своих новых фильмов? Вы ведь однолюб, предпочитаете снимать одних и тех же, с одним только Матье Амальриком сколько фильмов сделали. Но как решиться на новых артистов?

Французский актер, режиссер, сценарист и продюсер Матьё Амальрик на красной дорожке в рамках 70-го Каннского международного кинофестиваля

Французский актер Матье Амальрик на красной дорожке в рамках 70-го Каннского международного кинофестиваля

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

— Ну, давайте на примере «Брата и сестры» как раз. Марион Котийяр до это этого сыграла в двух моих фильмах, но когда я писал сценарий «Брата и сестры», у меня не было артистов под эту роль. Для главной героини, Алис, мне нужна была артистка с невероятной внутренней энергией. Это трагический персонаж. У нее должно быть много агрессии, ненависти. В этой роли должна быть актриса, которую при этом еще и невозможно не полюбить. Она вызывает симпатию, несмотря на то что она настолько переполнена ненавистью. Единственная актриса, которую я знаю, которая всегда очаровывает в любых ролях, даже самых сложных, — это Марион Котийяр. Поэтому я позвал ее. Она сбалансировала свою героиню. Марион вообще ничего не боится, она невероятно отважная! Именно она придумала самое потрясающее объяснение того, что мучает Алис изнутри: она же просто запуганный ребенок! А внутренний ребенок самой Марион — ключ для понимания Алис.

Что касается Мельвиля Пупо, он у меня играл крохотную роль молодого человека в «Рождественской сказке». Но еще до этого я его видел в шедевре «Летняя сказка» Эрика Ромера. Я тогда был им просто сражен. Здесь мне нужен был актер для сложной драматической, трагической роли. Это человек, который в молодости потерял своего ребенка. Это самое страшное, что может пережить человек. И Мельвиль смог передать это состояние перманентного страдания, в котором много лет живет главный герой.

— В оппозицию Котийяр вы поставили Голшифте Фарахани, и мне кажется, что дело не только в том, что она прекрасная актриса. Тут, наверное, еще важно ее иранское происхождение, потому что стереотипы делают их более женственными, податливыми, скромными, семейными. Имело это значение для вас?

— Наверное, всё же нет, потому что в жизни Голшифте — это вечная бунтарка, и я ее знаю такой. Ее оппозиция к Котийяр в фильме большей частью в том, что она своих эмоций не боится, она их смело демонстрирует, а Алис бежит от себя и своих подлинных чувств. В фильме я хотел это подчеркнуть. Но есть и другое соображение. Это семейная история, но мне не хотелось, чтобы герои варились в собственном соку. Нужны были новые элементы. Герои — христиане, поэтому я взял на одну из ролей североафриканского еврея Патрика Тимси, а на роль жены Луи — Голшифте, которая всё время вызывает огонь на себя. Скажем, в сцене похорон все бросают в могилу родителей цветы, а она — землю. Это шок для окружающих.

Режиссер Арно Деплешен на презентации фильма «Брат и сестра»

Режиссер Арно Деплешен на презентации фильма «Брат и сестра»

Фото: Global Look Press/IMAGO/Sebastian Gabsch

— Вы регулярно участвуете в главных европейских кинофестивалях. Но сегодня многие говорят, что эти фестивали переживают идейный кризис: они репрезентуют ограниченную географию кинематографа и не замечают многие территории и тренды. Как думаете, насколько это справедливый упрек?

— Лично я с этим не согласен. Много раз мои фильмы были на Каннском кинофестивале, в конкурсе и в других программах. Однажды я был там в жюри — и в Венеции тоже. Мои аргументы очевидны. В Каннах представлено кино из самых разных уголков планеты. Я уже говорил о том, что в этом году в конкурсе был фильм Кирилла Серебренникова. Там же много лет назад я увидел «Хрусталев, машину!» Алексея Германа старшего. Я эти фильмы просто обожаю!

Кстати, «Хрусталев» в свое время потряс Мартина Скорсезе, который в 1998 году был председателем жюри фестиваля и потом говорил, что это главный фильм года. Еще я вспоминаю Виталия Каневского, который в 1990 году получил «Золотую камеру» за картину «Замри — умри — воскресни!». И публика любит эти фильмы, ждет их. Каннский кинофестиваль, как и Венецианский, собирает программу из фильмов со всего мира. Ну, может быть, Венеция чуть больше внимания обычно уделяет американскому кино. Но вот Канны точно остаются фестивалем мирового масштаба. Я бы еще добавил фестиваль в Локарно, там тоже очень полно представлена кинематография всего мира. Им предоставляется площадка.

Нет, я бы сказал, что если кто-то сегодня на этих фестивалях не представлен, то это чаще всего связано с чисто экономическими трудностями. Это, в основном, относится к африканскому кино. То есть мы видим довольно много азиатского кино и фильмов русского мира, не говоря уже о европейских, а африканские встречаем довольно редко. Но это только потому, что их довольно дорого производить, так что их просто очень мало в принципе. В восьмидесятые годы их было гораздо больше, сегодня все сложнее. Однако если в Африке снимают что-то стоящее, Канны обязательно этот фильм покажут. Можно вспомнить «Атлантику» Мати Диопа, которая в 2019 году была очень успешно представлена в Каннах.

Справка «Известий»

Арно Деплешен — французский режиссер, регулярный участник Каннского и Венецианского кинофестивалей, лауреат «Сезара». Родился в 1960 году. Считается последователем Алена Рене в кино, также его иногда называют «французским Бергманом». Дебютировал как кинорежиссер в 1991 году фильмом «Жизнь мертвецов». Среди его главных работ — «Как я обсуждал… (свою сексуальную жизнь)», «Короли и королева», «Рождественская сказка», «Призраки Исмаэля», «Внебрачные связи». Действие фильмов режиссера часто происходит в его родном городе Рубе.

Читайте также
Прямой эфир