Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили 30 беспилотников ВСУ над двумя регионами РФ
Мир
Президент Республики Сербской Додик назвал Европу синонимом кризиса
Мир
Трамп назвал ужасающими кадры падения вертолета в реку Гудзон
Мир
Посольство РФ потребовало от МИД Эквадора отменить запреты на въезд россиян
Мир
В Мьянме произошло землетрясение магнитудой 4,8
Мир
Генсек UNCTAD указала на блокировку притока инвестиций в мире из-за пошлин США
Мир
Reuters сообщило о столкновении двух самолетов в аэропорту Вашингтона
Мир
В Госдепе США призвали Россию освободить осужденного за наемничество американца
Политика
Политолог оценил заявления Киева о готовности купить оружие США
Мир
Трамп заявил об отсутствии необходимости в Маске
Мир
Госдеп США подтвердил отставку посла США в Киеве Бриджит Бринк
Мир
В Нигерии рассказали о риске затопления почти всех штатов страны
Армия
Расчеты FPV-дронов уничтожили технику и блиндажи ВСУ в зоне проведения СВО
Общество
Верховный суд признал право на компенсацию за навязчивые звонки с рекламой
Спорт
Овечкину подарили золотую клюшку в честь поставленного рекорда по забитым шайбам
Мир
МИД РФ назвал целью визита Лаврова в Казахстан подготовку двусторонних мероприятий
Общество
В Забайкальском крае установили 36 виновников природных пожаров
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

К новому учебному году ремонты не удалось завершить в 84 российских школах. Подрядчиков, которые затянули сроки работ, предлагают не допускать к соответствующей деятельности в 2023–2024 годах. Однако всегда ли виноваты только застройщики и стоит ли рвать с ними отношения — в материале «Известий».

Сколько школ ждут ремонта

Андрей Турчак заявил, что ЕР договорилась с главой Минпросвещения Сергеем Кравцовым и родительскими штабами, что в ситуации с каждой школой будут предметно разбираться, а с «такими подрядчиками» решено «прощаться и вносить их в соответствующий реестр». Об этом же ранее говорила председатель комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова, которая предложила вносить недобросовестных подрядчиков в специальный реестр, а суммы штрафов направлять на развитие пострадавших школ.

Ранее именно такую меру предлагал применять и российский президент, который на совещании с членами правительства 31 августа призвал больше не работать с подрядчиками, если они виновны в срыве сроков.

Программу капремонта школ запустили в 2022 году, она рассчитана на период до 2026 года. Отремонтировать требуется не менее 7300 объектов. Руководитель исполкома Общероссийского народного фронта (ОНФ) Михаил Кузнецов на марафоне «Знание» в Нижнем Новгороде сообщил, что капремонт к началу учебного года не успели закончить в 84 школах России из 2200. Сергей Кравцов отмечал, что 15 из них открылись 1 сентября, но ремонт в зданиях продолжался, еще 55 откроются до конца сентября, а 14 — до конца октября.

Замруководителя исполкома ОНФ Арсений Беленький рассказал «Известиям», что организация в августе провела мониторинг более 1 тыс. школ, капремонт в которых должен был быть завершен к 1 сентября.

капремонт
Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

— В большинстве случаев задержки случались из-за того, что работы изначально были выполнены некачественно, а заказчики были вынуждены требовать внесения соответствующих исправлений, — пояснил он. — Хотя, конечно, в реальности редко встречаются ситуации, когда виноват кто-то один. К муниципальным органам возникают вопросы своевременности оплаты, форс-мажорных обстоятельств и просто некачественных проектов капитального ремонта, подготовленных другой организацией.

Между тем в феврале Сергей Кравцов на совещаниях с региональными министрами предупреждал о персональной ответственности за срыв сроков реализации программы капитального ремонта школ. В начале сентября некоторые из чиновников уже успели ощутить это на себе: в Омской области из-за срыва сроков капремонта школы в Седельниково был уволен замминистра образования Дмитрий Аверин, а министр получил выговор. В капремонт учебного заведения было вложено 130 млн рублей. А в Алтайском крае и вовсе завели уголовное дело о халатности при проведении капитального ремонта в Голухинской средней школе — там ремонт должен был завершиться еще к прошлому 1 сентября. Следователи обращают внимание, что контролировать исполнение графика работ должны были должностные лица администрации района, которые, очевидно, и станут фигурантами дела.

Подрядчики ответственность тоже несут. В прошлом году, например, в Чувашии за срыв сроков капремонта школы в Порецком районе должностное лицо компании «СМУ-59» оштрафовали на 330 тыс. рублей.

Как бороться с недобросовестными подрядчиками

Нихад Касумов, специалист в сфере правового консалтинга, занимающийся вопросами строительства и недвижимости, замечает, что уже давно существует специальный механизм борьбы с нерадивыми подрядчиками и поставщиками по госконтрактам. Еще с 2013 года ст. 104 закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок...» предусмотрен специальный реестр недобросовестных поставщиков, куда вносят в том числе и нерадивых подрядчиков. Реестр ведет Федеральная антимонопольная служба, туда компании включают на два года, что лишает их права участвовать в большинстве контрактных закупок.

подрядчик
Фото: РИА Новости/Владимир Горовых

— Само ведение такого реестра считаю положительным явлением, — отметил он в беседе с «Известиями». — Однако каких-либо важных предложений после выступления президента сделано не было — всё уже и так существует. Президент лишь обратил на это внимание. Теперь нужно просто проконтролировать, чтобы действительно нерадивые подрядчики попали в этот реестр, а добросовестным — дать еще один шанс.

Генеральный директор строительной компании «2Б проект» Андрей Бажанов поясняет, что по существующему порядку в случае нарушения взятых на себя подрядчиком обязательств в рамках госконтрактов заказчик направляет в ФАС информацию, антимонопольщики рассматривают каждый конкретный случай, анализируют переписку, условия и тогда принимают решение о включении компании в реестр.

— Введение отдельного реестра по каждой федеральной или иной программе кажется дублирующим и избыточным, — говорит он.

Член комитета «Деловой России» по строительству, генеральный директор института проектирования и экспертиз «ИнПроЭкс» Евгений Лоскутов считает, что черные списки подрядчиков должны быть, но с серьезными оговорками.

— Необходимо более детально и более ответственно подойти к вопросу включения подрядчиков в эти списки, чтобы государственные муниципальные заказчики не использовали этот инструмент как способ шантажа подрядчика и требования к нему, чтобы он выполнял, например, какие-нибудь дополнительные работы, которые договором вообще не предусмотрены, — подчеркнул он в беседе с «Известиями».

В Минстрое и Минпросвещения на момент публикации материала на запросы «Известий» не ответили.

Почему подрядчики не успевают с ремонтом

Арсений Беленький рассказывает, что в реестре недобросовестных поставщиков сейчас имеется около 23 тыс. записей о юридических лицах, которым закрыт доступ к госзакупкам.

госзакупки
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

— Но важно понимать, что у подрядчика, который выиграл торги, как правило, есть субподрядчики — поставщики материалов, оборудования, бригады для выполнения отдельных видов работ, — говорит он. — К примеру, не успели заменить окна в школе в удаленном городе, потому что поставку сорвал местный оконный завод — один на весь регион. В итоге в реестр может попасть подрядчик, который все свои работы выполнил в срок.

Андрей Бажанов подчеркивает: капитальный ремонт школ — это очень сложная для подрядчиков работа.

— Выйти на работы чаще всего можно не ранее начала июня, когда заканчиваются все экзамены и учреждение освобождает помещения школы от оборудования и мебели, — рассказал он. — Чтобы открыть школу 1 сентября, строительно-монтажные работы нужно завершить 25 августа. Таким образом, фактический срок на выполнение всех работ — 2,5 месяца.

Он указывает, что это непростая задача, даже без учета дополнительных сложностей с поставкой импортного оборудования.

— С учетом того, что сроки поставки многих позиций импортного оборудования существенно увеличились, а часть позиций невозможно приобрести в принципе, от заказчика и подрядчика требуется слаженная работа, быстрое принятие решений по согласованию замен материалов и оборудования, — говорит Бажанов. — Для успешного завершения таких проектов со сжатыми сроками подрядчику необходимо на самом начальном этапе оплатить существенную часть стоимости всей номенклатуры заказываемых материалов и оборудования, а для этого он должен обладать свободными оборотными средствами.

Бажанов замечает, что российские власти оперативно и очень своевременно приняли ряд нормативных актов, позволяющих региональным заказчикам на местах включать в госконтракты условия о выплате авансов до 70%. Шансы реализовать проект за короткое время повышаются именно в ситуации, когда заказчики на местах используют все предоставленные им возможности по пересогласованию материалов и оборудования и выплате существенных сумм авансов подрядчикам, считает эксперт.

стройматериалы
Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

Нихад Касумов отмечает, что любые предпринимательские риски — а к ним относятся и нестабильность на рынке стройматериалов, и срыв поставки материалов из-за рубежа — лежат на самом предпринимателе или компании.

— В случае, если они считают, что беспрецедентные западные санкции или иные непредвиденные обстоятельства повлияли на невозможность своевременно завершить работы, то они могут обратиться в Торгово-промышленную палату для получения соответствующего подтверждающего заключения, — пояснил он. — В таком случае они смогут обезопасить себя от негативных последствий срыва срока работ.

Евгений Лоскутов считает, что контрактная система в рамках законов № 44 и № 223 — «величайшее зло», так как из-за них в стране произошел «чудовищный перекос в сторону интересов заказчика». При любой спорной ситуации, говорит он, подрядчик всегда будет виноват. В то же время, по его мнению, слишком активно сваливать вину на внешнеполитическую ситуацию неправильно: нередко именно этим пытаются прикрыть неблагонадежность и непорядочность подрядчиков.

Зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ, сопредседатель комитета по строительству «Деловой России» Николай Алексеенко указывает, что за последние годы в целом по строительному госзаказу каждый четвертый контракт в итоге расторгается или к подрядчику применяются штрафные санкции.

— Существующая система допуска через членство в саморегулируемых организациях не гарантирует качества подрядных организаций — ежегодно реестры действующих компаний обновляются на 25–30%, — рассказал он «Известиям».

Алексеенко сообщил, что направил в правительство законопроект, по которому внедряется автоматизированная система рейтингования компаний, участвующих в госзаказе на выполнение строительных и смежных работ.

— Параллельно нужно повышать роль и ответственность Минстроя, самих госзаказчиков, а также усиливать ответственность саморегулируемых организаций за своих членов, в том числе за счет имеющихся компенсационных фондов, — считает он.

минстрой
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

Кто должен отвечать за срыв сроков ремонта

Проблема заключается в том, что государственный и муниципальный заказчик не готов платить много денег за выполнение функций технического заказчика, — говорит Лоскутов. — Что я наблюдаю: проектная документация, сметная документация, которая выкладывается на площадке, она запредельно низкого качества, как и исходные данные для проектирования.

В итоге, говорит он, когда подрядчик-строитель заключает договор, он несет очень большие убытки, работая по этой проектной документации.

— Потому что никакой ответственности у государственного или муниципального заказчика за качество исходной разрешительной документации, технического задания и, соответственно, за качество проектной документации и сметной нет. В любом случае виноват будет подрядчик, — говорит Лоскутов. — Поэтому необходимо выделять адекватные бюджетные средства на выполнение функций технического заказчика в рамках государственных и муниципальных контрактов, а также ввести персональную ответственность технических заказчиков не только перед государственным муниципальным заказчиком, но и перед подрядчиком, который эти работы выполняет.

С ним соглашается генеральный директор проектно-экспертной организации ООО «АС-Групп» Сергей Дремин, который указывает на вопрос компетенции заказчика при подготовке проектно-сметной документации и составления договора на ремонт.

— При поиске виновных в срыве сроков этот фактор часто замалчивается, — говорит он. — А именно организатор ремонта прежде всего несет ответственность за ход работ и контрольные сроки. Заказчик обязан качественно подготовиться и организовать процесс, постоянно взаимодействовать с подрядчиком, гибко и оперативно решать возникающие проблемы, иметь запасные варианты на случай возникновения проблем.

капремонт
Фото: РИА Новости/Евгений Биятов

По его словам, порой проектно-сметная документация и договор содержат в себе такие противоречия и дыры, что даже самый ответственный подрядчик вынужден приостанавливать работы до выяснения ситуации, более того, это законодательная обязанность подрядчика, подчеркивает Дремин.

Хотя федеральное законодательство весной дало возможность корректировки проектных недочетов и пересчета стоимости ремонта через исправление документации и экспертизу пересчитанной сметы, учреждения, говорит Дремин, сильно тормозят этот процесс из-за страха перед надзорными органами. Отсутствие гибкости в системе госзакупок практически не дает заказчику возможности оперативно решить проблемы, даже если он понимает, что нужно сделать. Сложившуюся ситуацию эксперт называет «организационно-законодательной ловушкой».

— Поэтому ответственные компании, даже сорвавшие сроки не по своей вине, ни в коем случае не должны оказаться в черных списках, — говорит он.

Партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры» Анастасия Шеверева замечает, что в черные списки легко попасть, но вот выйти из них при необоснованном включении всегда было сложно.

Как наладить необходимые коммуникации

Николай Алексеенко указывает, что весной были проблемы даже с поиском подрядчиков: конкурсы на капремонт объявлялись по три-четыре раза, было просто сложно найти компанию, которая сможет выполнить работы за предлагаемую стоимость и в указанные сроки. После определения подрядчика нередко приходилось уже в ходе ремонта финансировать дополнительно скрытые объемы работ.

— Здесь на первый план выходит взаимодействие с местными и региональными властями, качество контроля хода строительных работ и соблюдения план-графика, взаимный учет возможных рисков, — говорит он. — Из собственного опыта депутатского контроля программы капремонта школ в Брянской области вижу положительные примеры: строители приступали к работам заблаговременно в начале апреля, не дожидаясь окончания учебного года, за счет того, что администрации распределили учеников по другим учреждениям. Как итог — школы сдали уже в конце августа.

Нихад Касумов замечает, что в России в целом хорошо урегулирован вопрос взаимодействия заказчиков и подрядчиков. Есть нормы Гражданского кодекса РФ, а в контрактах прописываются пункты, которые позволяют заказчику в любое время проверять ход и качество выполняемой работы.

подрядчики
Фото: РИА Новости/Евгений Самарин

— Если заказчик заранее увидит, что работы затягиваются и в срок подрядчик может не уложиться, то может заблаговременно принять меры, чтобы не допустить неготовность школы к учебному году, — сказал он. — Поэтому здесь еще есть вопросы и к самим школам. Проверяли ли они ход работ или понадеялись на то, что подрядчик сорвет сроки и можно будет с него взыскать неустойку и убытки?

Партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры» Анастасия Шеверева отмечает, что согласно ст. 716 ГК РФ подрядчик обязан уведомлять заказчика об обстоятельствах, не позволяющих завершить работы в срок.

— При своевременном информировании есть возможность согласовать с заказчиком замену материалов, которых сейчас нет на рынке, либо увеличить стоимость работ, либо вовремя выйти из договора, чтобы не выплачивать в дальнейшем существенные неустойки, — говорит она.

Арсений Беленький отмечает, что постоянное взаимодействие подрядчика и заказчика во время ремонтных работ — важнейшее условие достижения необходимого результата в запланированные сроки.

— Если муниципальные власти ответственно относятся к ремонту, взаимодействие идет постоянное, часто в формате оперативного штаба, когда собираются раз в неделю, обязательно проводится строительный контроль, — рассказал он.

Он считает, что в целом необходим дополнительный анализ правоприменительной практики и при необходимости внесение в законодательство изменений, чтобы в том числе усилить ответственность тех, кто действительно виновен в срывах исполнения госконтрактов.

Читайте также
Прямой эфир