Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО за ночь уничтожили восемь БПЛА ВСУ над регионами России
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Общество
Не менее 35 палестинцев погибли из-за ударов Израиля по Газе за сутки
Мир
Такер Карлсон заявил о деградации авторитета и военной мощи США
Мир
Мадуро объявил 30 апреля Днем победы человечества над фашизмом
Общество
Недонесение о диверсии станет уголовным преступлением в РФ с 2 мая
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Мир
Times заявила о провале плана по отправке миротворцев на Украину
Мир
В Казахстане учредили «золотую визу» для инвесторов
Мир
Экс-президенту Южной Кореи предъявлено обвинение в злоупотреблении властью
Мир
Великобритания и Франция начали переговоры о возможном признании Палестины
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Мир
В столице Венесуэлы подняли гигантское Знамя Победы в честь 80-летия Победы в ВОВ
Армия
Росгвардейцы уничтожили склад боеприпасов ВСУ на харьковском направлении
Мир
NYP узнала о недовольстве США подходом Уиткоффа к переговорам с Россией
Спорт
«Вашингтон» с Овечкиным впервые за семь лет вышел во второй раунд Кубка Стэнли
Общество
Путин присвоил скрипачу Владимиру Спивакову звание Героя Труда РФ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Министерства и ведомства РФ подали заявки на дополнительное финансирование из средств федерального бюджета, сообщил Минфин. Речь о пересмотре сумм на 2023 год и включении в план на 2024 и 2025 годы дополнительных денег. Общая сумма, которую просят госструктуры, — 5 трлн рублей. Кто претендует на доплаты, на что планируют потратить дополнительные средства и как это скажется на российской экономике — в материале «Известий».

Вынужденная необходимость

Проект федерального бюджета на следующие три года будет формироваться в принципиально новых экономических условиях, в которых оказалась российская экономическая система, отметил министр финансов Антон Силуанов. По его словам, при планировании бюджета используется сбалансированный подход, при котором дополнительное финансирование обеспечено за счет Фонда национального благосостояния и оптимизации расходов. В 2021 году министерства и ведомства просили прибавить к бюджету до 2024 года по 3 трлн рублей ежегодно.

Запросы министерств на дополнительные ассигнования можно понять, полагает руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая.

В условиях жестких санкций и разрыва экономических связей российских предприятий с зарубежными контрагентами экономика оказалась в режиме вынужденной и резкой «структурной перестройки». Новые экономические связи, вложения в расширение инфраструктуры в южном и восточном направлениях, создание импортозамещающих производств требуют дополнительного финансирования, доступа к инвестиционным ресурсам и относительно дешевому кредитованию, — поясняет она.

По словам эксперта, в мерах поддержки и адаптации нуждаются предприятия из наиболее пострадавших отраслей, сотрудники, теряющие работу, и семьи с низким уровнем доходов.

отрасли
Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин

— Помимо общей суммы, было бы интересно увидеть распределение заявок на увеличение расходов по министерствам и целям. В законе о федеральном бюджете на 2022 год и плановый период 2023–2024 годов предусматривается, что в 2023-м расходы составят 25,24 трлн рублей, в 2024-м — 26,35 трлн рублей. То есть запросы министерств и ведомств предполагают увеличение расходной базы приблизительно на 19–20% относительно бюджета, принятого в прошлом году. При этом риски для доходной базы бюджета в будущие годы связаны с вероятным сокращением нефтегазовых доходов в условиях отложенной реализации шестого пакета санкций ЕС, обсуждаемых G7 возможных новых ограничений («потолок цен» на экспорт российской нефти), а также стратегии ЕС по избавлению в ближайшие годы от газовой зависимости, этот процесс ускоряется и за счет резкого сокращения поставок, — продолжает она.

Прогнозируемое замедление роста мировой экономики, по оценке аналитика, также создает риски снижения мирового спроса и цен на нефть.

— Впрочем, определенный запас прочности есть. Бюджет на три года верстался в прошлом году при значительно более консервативных оценках цены Urals, чем текущие. Ненефтегазовые доходы в условиях прогнозируемого ЦБ РФ двухлетнего спада в экономике (2022–2023 годы) также могут показать в будущем году слабую динамику. В целом в условиях риска для доходной базы бюджета значительное увеличение бюджетных расходов может привести к устойчивому бюджетному дефициту, финансирование которого грозит ускорением роста денежной массы, инфляции и может потребовать от ЦБ РФ более высокого уровня ключевой ставки, — добавляет аналитик.

В то же время, отмечает собеседница «Известий», министр финансов Антон Силуанов, признавая необходимость ориентации бюджетной политики на новые задачи, говорит и о цели сохранения макроэкономической устойчивости и финансовой стабильности.

Министр финансов РФ Антон Силуанов

Министр финансов РФ Антон Силуанов

Фото: ТАСС/Пресс-служба Госдумы РФ

— Поэтому не факт, что все запросы министерств и ведомств будут удовлетворены полностью. И, скорее всего, увеличение расходов будет отчасти компенсировано их перераспределением по другим направлениям. Антон Силуанов назвал такой подход сбалансированным, — подытоживает Ольга Беленькая.

Стандартная практика

Просить увеличить бюджетное финансирование — обычное дело, комментирует заместитель директора Банковского института развития Юлия Макаренко.

Да и сумма, если учесть, что это общая просьба от всех структур, не выглядит совсем огромной. Чем больше попросишь, тем больше дадут. Обычно просят больше, чем в прошлом году. В нынешней ситуации это актуально, но случилось бы в любом случае. Например, в прошлом году министерства и ведомства просили добавить 3 трлн рублей. Сейчас просят более чем в полтора раза, — подчеркивает эксперт.

Того же мнения придерживается и доктор экономических наук, доцент, директор Центра региональной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС, член общественного совета при Минфине России Владимир Климанов.

— Несмотря на то что бюджет в нашей стране принимается на три года, фактически ежегодно происходит его существенный пересмотр. Поэтому подача главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС), которыми и являются министерства, часть агентств и служб, а также отдельные крупнейшие учреждения науки, образования и культуры (например, Российская академия наук, МГУ, Эрмитаж), обоснований бюджетных ассигнований традиционно сопровождается заявками на дополнительное финансирование, — поясняет он.

бюджет
Фото: ТАСС/Екатерина Штукина

По его словам, есть особая процедура, которую проходят заявки: согласования и внесение в рабочую группу Бюджетной комиссии правительства.

— Комиссия принимает окончательное решение о включении или отклонении таких заявок в проект федерального бюджета, который в сведенной форме правительство в сентябре отправляет законодателям, — добавляет экономист.

Но даже по российским меркам просят много, считает он.

Похоже, ГРБСы действительно сталкиваются с необходимостью осуществлять ранее незапланированные расходы в огромных масштабах. Большие запросы идут в рамках социального блока: на программы повышения занятости и развития здравоохранения. По линии программы развития промышленности предполагается запустить дополнительное финансирование на импортозамещение и на компенсацию выпадающих доходов системообразующих предприятий, чтобы минимизировать негативное воздействие экономических санкций недружественных стран, — уточняет Климанов.

Все заявки удовлетворить не получится, уверен собеседник «Известий».

— Очевидно, что пойти на удовлетворение всех пожеланий министерств и ведомств нельзя. Трудная задача финансистов будет заключаться в том, чтобы обеспечить сбалансированность бюджета. А это будет непросто с учетом того, что при увеличивающихся расходах доходная часть бюджета, скорее всего, в ближайшее время расти не будет, — резюмировал он.

Потребность во вливаниях

В условиях санкций, когда поступления средств в экономику от экспорта ресурсов снижаются, абсолютно нормально увеличивать вливания в экономику, уверен исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «ИВА Партнерс» Артем Тузов.

завод
Фото: ТАСС/Дмитрий Сандимиров

— Это поможет стимулировать экономическую активность в стране и повысить прогнозы по ВВП. Что в итоге положительно скажется на доходах граждан, — считает аналитик.

Сами министерства, которые просят дополнительные средства, или проекты, на которые эти средства планируется потратить, не озвучены, добавляет эксперт.

— Однако можно предположить несколько направлений. Во-первых, импортозамещение в IT. Многие иностранные поставщики ушли с российского рынка. Требуется срочная замена программных решений на российские аналоги. Например, в области информационной безопасности, по данным Positive Technologies, освободился рынок в 80 млрд рублей, ранее занятый иностранными поставщиками ПО. Во-вторых, инфраструктура. Санкции со стороны западных стран заставляют интенсифицировать проекты по развитию Восточного полигона РЖД, ускорить расширение Байкало-Амурской магистрали и Транссиба. На ускорение требуются новые ресурсы, быстрые предоплаты подрядчикам и так далее. В-третьих, промышленность. Требуется вливание ресурсов в автомобилестроение, авиастроение и станкостроение. Рассчитывать, что Россия в этих областях будет обеспечена иностранной продукцией, больше не приходится, — отмечает Тузов.

Наложение факторов

Запрос на увеличение расходов со стороны министерств и ведомств был ожидаем, поскольку сложилось сразу несколько объективных предпосылок, считает директор научно-исследовательского центра пространственного анализа и региональной диагностики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Дмитрий Землянский.

Во-первых, это увеличение социальных расходов за счет индексации пенсий и пособий, увеличения МРОТа и расширения состава льготников. Во-вторых, это удорожание уже начатых проектов капитального строительства — дороже становятся все инфраструктурные проекты, увеличивается стоимость объектов капитального строительства в рамках национальных проектов. В-третьих, санкции пока продолжают расширяться. На них необходимо оперативно реагировать, а это тоже требует расходов, — считает он.

строительство
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Кроме того, по оценке эксперта, просматривается необходимость важных новых решений.

— Неизвестно, будут ли они приняты, но по ситуации в экономике напрашиваются. Среди них — индексация дотаций регионам на уровень инфляции. Реальная ситуация с исполнением бюджетных обязательств в дотационных и высокодотационных регионах будет зависеть от изменения цен. Кроме того, проекты модернизации крупных промышленных предприятий резко подорожали, а сроки их реализации увеличились из-за ограничений с поставками промышленного оборудования. Назрели решения по увеличению лимитов и сроков предоставления льготных займов на развитие промышленности. Оперативного реагирования требуют задачи по кардинальному расширению государственного внимания к развитию научно-производственного комплекса — разработке, проектированию и производству высокотехнологичного оборудования для промышленности, — заключает Землянский.

Читайте также
Прямой эфир