Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
«Купол Донбасса» сорвал атаку ВСУ на жилые дома в Донецке
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В парламенте Эстонии заявили о недопустимости отправки военных на Украину
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

«Ромео и Джульетта» в системе Станиславского и в театре кабуки. «Красная шапочка и серый волк» — как руководство не попадать в плохую ситуацию и слушаться старших. До конца сентября проект «Юные актеры — детям Донбасса» планирует приобщить к театральному искусству более 20 тыс. детей и подростков, проживающих на территории народных республик и эвакуированных в Ростовскую область, Краснодарский край, Крым и Севастополь. Всего запланировано около 40 показов. Накануне старта проекта на Малой сцене Центрального академического театра Российской армии (8 августа) «Известия» побеседовали с его директором и продюсером Дмитрием Калантаровым.

«Я из Москвы, приглашаю тебя, с удовольствием со временем приеду к тебе на море»

— Как возник ваш проект «Юные актеры — детям Донбасса»?

Проект стал возможен благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив, где мы стали победителем в одном из спецконкурсов. Поддержка и патронирование спектаклей с участием юных актеров — одно из направлений деятельности нашей АНО «Музыкальное сердце театра», но проект «Юные актеры — детям Донбасса» настолько масштабный, что самостоятельно его осуществить сложно. Последние несколько лет мы помогли Театральной студии Светланы Горшковой выпустить и прокатывать три спектакля, они и вошли в проект.

Первый — «Юная любовь в пяти театральных измерениях», где сюжет «Ромео и Джульетты» изложен в стилистике пяти театральных школ: античный театр, дель арте, кабуки, театр Брехта и система Станиславского. Второй — «Красная Шапочка и Серый Волк». Это мюзикл, семейная история, куда дети приходят с родителями и где тоже заняты дети. И, наконец, третий, выпущенный в пандемийный период во МХАТ имени Горького, — «Война глазами детей» по письмам и воспоминаниям детей, прошедших Великую Отечественную. Там дети играют своих ровесников шести, восьми, десяти, двенадцати, шестнадцати лет, которые в то время жили в разных уголках нашей необъятной родины — Кишиневе, Севастополе, Харькове, Пскове, Ленинграде, Москве.

Спектакль «Юная любовь в пяти театральных измерениях»

Спектакль «Юная любовь в пяти театральных измерениях»

Фото: Пресс-служба фестиваля «Юные актеры — детям Донбасса»

— Как реагируют дети на этот спектакль, что говорят?

— У многих слезы на глазах, они понимают трагичность момента и в то же время имеют возможность сформировать свое отношение к поколению, которое находило в себе силы любить, дружить. В мае совместно с Детским музыкальным театром юного актера (ДМТЮА) мы делали благотворительные показы этого спектакля, где собирали помощь детям Мариуполя.

— Гуманитарку?

— Да, люди приносили игрушки, книжки, канцелярские принадлежности. Мы заранее связались с коллегами, которые делали доставку больших гуманитарных конвоев — продуктов, одежды, и они нам сказали, что ценно и важно собрать какие-то на первый взгляд совсем простые вещи вроде писем, открыток, чтобы дети просто представлялись, передавали приветы. Поэтому многие детишки либо приносили с собой письма с рисунками, подписанные открытки, либо подписывали их в театре. Мы что-то выборочно просмотрели. Очень трогательно: «Привет! Я из Москвы, приглашаю тебя, с удовольствием со временем приеду к тебе на море».

— Довезете спектакль про войну до Донбасса?

— Изначально думали об этом, но возникли сомнения, что там сейчас нужна тема войны. Этим детям уже сто процентов не нужно ничего объяснять, они всё сами пережили. А детям, которые живут в России, нужно рассказать, и чтобы это была не картинка, которую они в блокбастерах видят. Что касается детей из Новороссии, то им, на мой взгляд, театральное искусство должно помочь социализироваться, вернуться к мирной жизни, ощутить позитив.

— Есть некие специалисты, знающие, что детям стоит смотреть на той или иной территории, а что не стоит?

— Нет таких специалистов. Есть наши сомнения в целесообразности показа спектакля про войну детям Донбасса. Поэтому мы везем «Юную любовь в пяти театральных измерениях» и «Красную Шапочку».

Спектакль «Юная любовь в пяти театральных измерениях» 

Спектакль «Юная любовь в пяти театральных измерениях»

Фото: Пресс-служба фестиваля «Юные актеры — детям Донбасса»

— Поедете в Луганск, Донецк?

— Сейчас — нет. В данный момент там неспокойно, а у нас дети-актеры. Мы не можем рисковать. Скорее всего, в Новороссию мы приедем уже позже, после начала учебного года. Мы находимся в контакте с администрациями этих территорий, получаем обратную связь. Знаем, что есть ряд городов, которые на сегодняшний день уже готовы нас принять, но, учитывая, что логистика достаточна сложная — скажем, город готов, а дорога неспокойная, — мы этот вопрос поставили в режим ожидания. В августе планируем поехать в Ростовскую область, Краснодарский край, Республику Крым и Севастополь — в четыре региона, покажем спектакли местным детям и тем юным жителям Донбасса, что находятся там в эвакуации.

— Когда начнется тур?

— Планируем с середины августа.

«Я за другой театр, который, развлекая и увлекая, сеет разумное, доброе, вечное»

— Каков ваш бюджет?

18 млн рублей — это прямые финансовые расходы Президентского фонда культурных инициатив.

— Вы должны были и свои деньги привлечь?

Должны и привлекли. Есть такое понятие — привлекаемый организатором ресурс. Основной флагманский наш проект — это национальный фестиваль и премия «Музыкальное сердце театра», смотр музыкальных спектаклей. Мюзиклы, оперетты, саунд-драмы, лайт-оперы, рэп-оперы — всё, что не опера и не балет в классическом понимании. Применительно к фестивалю и премии у нас имеются партнеры, спонсоры, которые либо предоставляют скидки, либо участвуют деньгами, либо и то и другое.

Мюзикл «Красная Шапочка»

Мюзикл «Красная Шапочка»

Фото: Пресс-служба фестиваля «Юные актеры — детям Донбасса»

Что касается проекта «Юные актеры — детям Донбасса», то здесь привлекаемый ресурс далеко не всегда деньги. Я как организатор, директор, продюсер этой инициативы не получаю заработную плату. Наши правообладатели-авторы, в частности поэтесса Наталья Кузьминых и потомки композитора Евгения Крылатова, тоже не получают вознаграждения, просто хотят, чтобы искусство принесло детям радость. Кроме того, мы привлекаем региональные администрации, которые принимают участие в проекте, предоставляя площадки, оказывая содействие в приглашении на показы юных жителей Донбасса, временно находящихся на их территориях. Мы всегда открыты для партнерства с организациями, которые готовы покрыть расходы по логистике и предоставить угощение детям в местах показов.

— Легко ли помогают вам люди в обоих проектах?

— Я бы их не равнял. «Музыкальное сердце театра» — это отраслевая история, она объединяет музыкальные театры страны. Поучаствовать в красивом большом событии бизнесу интересно, он исходит из своих меркантильных соображений. Что касается проекта «Юные актеры — детям Донбасса», то никакого бизнес-позиционирования здесь быть не может, люди готовы просто помогать. Понятно, что не все. Да и мы не кричим, не делаем спам-рассылки. Всё стараемся делать точечно, адресно, зная компании, их позиции, людей, которые заинтересованы в этой инициативе.

— В заявке на получение президентского гранта на проект «Юные актеры — детям Донбасса» написано, что он призван укрепить традиционные российские духовно-нравственные ценности в условиях санкционного давления. Расшифруйте, что это значит.

— Например, мюзикл «Красная Шапочка» — не просто сказка, в нем есть определенное развитие героев, и в том числе затрагиваются какие-то побуждающие мотивы. Дети смотрят и считывают, что важно учиться, надо уважать маму и бабушку, ценить их труд. Учатся, как и что делать, чтобы не оказаться в плохой ситуации. Сделаны эти наставления не в лоб, а деликатно.

— Вам кажется, что детей так просто запутать и увести не в том направлении?

мюзикл «Красная Шапочка»

Мюзикл «Красная Шапочка»

Фото: Пресс-служба фестиваля «Юные актеры — детям Донбасса»

— Я не готов говорить за всю режиссуру, но что-то такое, безусловно, присутствует. Тому есть много примеров. Надеюсь, сейчас их количество значительно уменьшится. В молодежной среде был просто разгул пошлости, вранья и бескультурья. Как бы ни трудились художники, актеры, режиссеры, всё-таки основы мировоззрения закладываются в семье. Это самое важное, что может быть у ребенка. Семья закладывает основы и взросления, и становления человека.

Не имею права осуждать то, что не видел, но я априори не хочу смотреть похабщину, не говоря уже о том, чтобы потом ее с кем-то разбирать и критиковать. Я за другой театр, который, развлекая и увлекая, сеет разумное, доброе, вечное.

«Максим Дунаевский — наше главное лицо»

— Фестиваль «Музыкальное сердце театра» каждый год меняет локацию?

— Да. В прошлом году был Новосибирск, в этом году фестиваль состоится в Екатеринбурге с 18 по 28 ноября.

— Какую роль играет в вашем форуме композитор Максим Дунаевский?

Максим Исаакович — президент фестиваля и премии, можно сказать, наше главное лицо. Кроме того, он возглавляет Академию современного музыкального театра, участвует в выработке критериев оценки премии и стратегии развития фестиваля, определяет лауреата гранд-премии. В этом году гранд-премия за выдающиеся творческие достижения присуждена советскому и российскому поэту, прозаику и сценаристу, мастеру мюзикла Юрию Ряшенцеву. Уже сформирован шорт-лист и определен список номинантов, а также персональные номинации. В шорт-лист вошли 13 спектаклей, из которых два — независимые, а 11 — из репертуарных театров.

— Кто может подать заявку?

Любой профессиональный коллектив, имеющий музыкальные спектакли.

— Разве могут независимые спектакли на равных соревноваться с репертуарными?

— Естественно, у репертуарных театров побольше возможностей — госфинансирование, площадка. Независимые существуют на самоокупаемости, либо с какой-то меценатской помощью, либо вообще на энтузиазме люди работают, но сам факт отбора таких спектаклей говорит о их качестве.

— Сейчас киноиндустрия испытывает сложные времена — с прокатом проблема, иностранные компании ушли. А в театре стало ли сложнее?

— Наша ситуация принципиально иная. Кинопрокат держался все-таки на зарубежных картинах, и пока российское кино их не замещает. У нас тоже происходит определенное импортозамещение: остановился выпуск ряда постановок, где-то авторы отозвали права. Но для нас гораздо важнее, что за время существования нашего фестиваля изменился в целом уровень музыкального театра. Если раньше на карте музыкальных спектаклей России, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, находились Екатеринбург, Новосибирск, Пермь, то сейчас огромное количество городов, в том числе и в Сибири, и на Дальнем Востоке. Назову Музыкальный театр Кузбасса им. А. Боброва (Кемерово), где каждый год появляется всё больше и больше музыкальных постановок. Второй год попадает в лонг-лист орловский театр «Свободное пространство». Разные города, театры, разные направления, но вполне состоятельные музыкальные спектакли.

Читайте также
Прямой эфир