Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск умер в возрасте 88 лет
Общество
Путин указал на необходимость соблюдать сроки восстановления новых регионов
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Общество
«Роскосмос» назначил Дениса Денискина новым гендиректором Центра им. Хруничева
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Общество
Путин заявил о появлении на черном рынке западного оружия для Киева
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

Бесконечность — не предел

Обозреватель «Известий» Сергей Сычев — о причинах коммерческого провала пиксаровского мультблокбастера «Лайтер»
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Загадочна судьба одного из важнейших последних проектов Pixar этого года. И первого, которому с допандемийных времен был выдан билет на полноценный широкий прокат. Речь о спин-оффе «Истории игрушек» под названием «Лайтер». Так в российской локализации некогда извратили фамилию одного из главных героев франшизы, хотя в первых пиратских переводах в 90-е его называли правильно: Базз Световой год, Lightyear.

Этого фильма ждали очень долго, и «Дисней» не стал экспериментировать, а устроил полноценный мировой старт в середине июня, фильм показывают даже в российских кинотеатрах. А на следующей неделе «Лайтер» появится на Disney+, и самое время подвести предварительные итоги: фильм в прокате провалился полностью. Его мировая касса достигла лишь $215 млн. Чтобы понять масштаб катастрофы, достаточно знать, что третья и четвертая части собрали по миллиарду.

Эти цифры совершенно не вяжутся с рейтингами мультблокбастера. Агрегатор Rotten Tomatoes сообщает, что зрительская оценка фильма — 84%, у критиков чуть ниже, 75%. Совсем не провальные цифры. И, вроде, не понятно, почему народ пошел не на него, а на тех же «Миньонов», которые собрали уже $650 млн.

Похоже, что удручающие цифры связаны с тем, в чем Pixar всегда был очень силен. С концепцией. Креативщики перемудрили, сделав не столько спин-офф, сколько некую гиковскую штучку, в которую еще нужно постараться врубиться. Да еще с запутанным сюжетом (дальше будут спойлеры!), в котором семейной аудитории разобраться сложно. Получается, что продукт рассчитан на взрослого ностальгирующего зрителя, который всегда мечтал знать, почему мальчик Энди так хотел именно эту игрушку себе в подарок. С этого ведь начинается оригинальный первый фильм, нам говорят, что Базз — мечта любого парнишки, самая модная игрушка на свете, да еще «говорящая» репликами из фильма о приключениях космических рейнджеров. А потом Базз, задолго до роботов из «Мира Дикого Запада», открывает в себе человечность, принимая свою искусственную природу.

Так вот, новый мультик — это как бы и есть тот самый фильм, от которого якобы фанатели Энди и его ровесники. Он о том, как Базз и его командир Алиша потерпели на своем корабле крушение над неизвестной планетой, и члены экипажа основали там колонию. Все как-то смирились с новой жизнью, и только Базз с завидным упорством продолжал пытаться отремонтировать корабль и спасти всех.

Дальше этот сюжет развивается с такими наворотами, что многие западные критики удивленно разводили руками: неужели мама Энди могла разрешить своему сынишке смотреть такое? Начать с того, что любые намеки на возможный роман Базза и красавицы Алиши разбиваются в первых же диалогах: она открыто предпочитает девушек. Предположить, что в начале 90-х Энди посмотрел такой фильм, трудно.

Далее, Базз в своих испытательных полетах регулярно проваливается во временную петлю, из-за чего, как в «Интерстелларе», обитатели колонии стареют, а он остается молодым, глупым и энергичным. А потом твист в стиле «Космической одиссеи» Кубрика: Базз встречает постаревшую версию самого себя и вступает с ней в бой, ведь Зорг — это он сам, только с другим жизненным опытом (опять таки мы предупреждали о спойлерах).

Все эти интеллектуальные ребусы высокого sci-fi упакованы в как бы в типичный бадди-муви, потому что Базз должен научиться дружить, доверять другим, а вслед за этим — и себе самому.

Иногда Pixar удается заставить публику играть по трудным правилам. Запредельный сюжет «Головоломки» мир проглотил с восторгом. Мрачноватый юмор «Души» пришелся по вкусу публике, прошедшей через ужасы пандемии. Но здесь провокация не сработала. Достаточно посмотреть на американский бокс-офис, чтобы увидеть, как сборы фильма стремительно начали падать уже в первый июньский уикенд: 20 млн в пятницу, 16 млн в субботу, в воскресенье — уже только 14. А в следующее воскресенье — 5 млн.

Но есть и еще одна важная причина. «История игрушек» стала такой долгоиграющей и успешной франшизой, потому что там была идеальная система персонажей, которые эволюционировали вместе, оставаясь индивидуальностями, интересными сами по себе. Новый же Базз, хотя и подан, как первоисточник для игрушки, на самом деле как раз кажется самозванцем. Он одномерен и скучен, и смотреть хочется не столько на него, сколько на ярких второстепенных персонажей — от той же Алиши до остроумного кота-киборга Сокса. Не хочется знать, что с этим Баззом будет дальше, не хочется сиквела о нем или приквела. Хочется еще одну «Историю игрушек», где все понятно — и всё интересно.

Этот эксперимент стоил $200 млн, и Pixar с «Диснеем» сделают из этого выводы. И к премьере своего следующего блокбастера Elemental летом следующего года скорее всего Pixar отнесется очень внимательно, второго коммерческого провала подряд индустрия не простит. С другой стороны, в августе Disney+ отчитается о статистике мультфильма у себя на платформе, и, кто знает, может, отношение к нему еще изменится.

Автор — кандидат филологических наук, обозреватель «Известий»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир