Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Уроженца Центральной Азии лишили гражданства РФ за конфликт в Липецке
Общество
Покупательница квартиры Долиной обжаловала в суде ее передачу певице
Общество
Не менее 35 палестинцев погибли из-за ударов Израиля по Газе за сутки
Мир
Такер Карлсон заявил о деградации авторитета и военной мощи США
Мир
Мадуро объявил 30 апреля Днем победы человечества над фашизмом
Общество
Недонесение о диверсии станет уголовным преступлением в РФ с 2 мая
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Мир
Times заявила о провале плана по отправке миротворцев на Украину
Мир
В Казахстане учредили «золотую визу» для инвесторов
Мир
Исполняющий обязанности президента Южной Кореи ушел в отставку
Мир
Великобритания и Франция начали переговоры о возможном признании Палестины
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Более 3 тыс. машин скопилось в очередях к Крымскому мосту
Армия
Росгвардейцы уничтожили склад боеприпасов ВСУ на харьковском направлении
Мир
NYP узнала о недовольстве США подходом Уиткоффа к переговорам с Россией
Спорт
«Вашингтон» с Овечкиным впервые за семь лет вышел во второй раунд Кубка Стэнли
Общество
Путин присвоил скрипачу Владимиру Спивакову звание Героя Труда РФ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Он умер в 46 лет, но к этому моменту считался одним из главных артистов своего поколения. Любимый актер Пола Томаса Андерсона (сыграл в пяти его фильмах), обладатель множества наград, включая «Оскар», звезда франшиз «Голодные игры» и «Миссия: невыполнима», легенда независимого кино — Филип Сеймур Хоффман гениально пользовался своим отрицательным обаянием на экране, а в жизни был отцом троих детей, горячим поклонником Чехова, а также неоднократным пациентом наркологических клиник. 23 июля ему исполнилось бы 55.

Первый блин — плаванием

Ему заслуженной славы точно не хватило. Пока критики и кинематографисты провозглашали Филипа Сеймура Хоффманом одним из величайших актеров из ныне живущих, даже самые смелые авторы предлагали ему роли второго плана. Возможно, они просто не знали, что надо делать с этим невысоким плотным блондином с очень необычным лицом. В жизни Хоффман производил странное впечатление: вечно в какой-то мятой одежде (в Венеции он получал приз за лучшую роль в жуткой полосатой рубахе), замкнутый, совершенно не звездный, даже наоборот какой-то приземленный, что ли. Короче, никто никогда бы не догадался, что этот человек — актер с почти культовым статусом и многомиллионной фанбазой во всем мире.

Роли в кино у него большей частью второго плана. Персонажи — фрики, от которых лучше держаться подальше. С какими-то опасными «тараканами» внутри. Замороченные, несчастные, одинокие — галерея образов у Хоффмана разнообразна, но у них всех немало общего. Вполне достаточно, чтобы и сам Хоффман постепенно в сознании аудитории слился с Труманом Капоте, Лакастером Доддом из «Мастера» или Гюнтером Бахманном из «Самого опасного человека».

Но стоит обратиться к режиссерскому дебюту Хоффмана, единственному игровому фильму, который он успел снять до своей трагической смерти: второй в тот момент уже готовился к производству. Дебют назывался «Джек отправляется в плаванье», и это была киноверсия спектакля, в котором Хоффман играл главную роль на Офф-Бродвей. Автор пьесы Роберт Глодини переписал ее под киноформат, а актеры в фильме почти все те же, что в спектакле.

Это вариация на тему классического фильма «Марти» — там, где добродушный увалень медленно влюблялся в одинокую Клару, но долго не решался оставить холостую жизнь в квартире с любимой матерью. «Марти» — шедевр общепризнанный, он не только победил в Каннах и на «Оскаре», но и остался одним из редких примеров историй любви простых и не слишком молодых людей. Такое в кино снимают редко. А Хоффман решил попробовать. Его Джек, как и положено персонажам этого актера, парень несколько странный. Живет один, работает водителем лимузина и почему-то фанатеет от регги. Даже волосы отрастил, чтобы постепенно скатать их в дреды. А секрет прост: в регги всё понятно, расслабленно, светло, и даже самые суровые строки под нежные африканские ритмы превращаются в песни о любви и солнце. То, что нужно в холодном заснеженном Нью-Йорке.

Кадр из фильма «Джек отправляется в плаванье»

Кадр из фильма «Джек отправляется в плаванье»

Фото: Global Look Press/Overture Films

Лучший друг Джека, его коллега Клайд, никак не может решить проблемы со своей женой Люси, поэтому, как в таких случаях часто бывает, начинает решать проблемы чужие. А именно — знакомит Джека с вечно фрустрированной коллегой Люси, работающей в морге. Ее зовут Конни. Джек и Конни весь фильм робко пытаются приблизиться друг к другу, но у них даже с поцелуями сложно, а уж постель вообще кажется каким-то непреодолимым рубежом. И Джек начинает завоевывать Конни: ходит учиться плавать в гарлемский бассейн, чтобы покатать ее летом на лодке, берет курсы поварского искусства, чтобы сделать для нее неземного вкуса ужин. Фильм медленно ползет к кульминации в духе «Кто боится Вирджинии Вульф?», но омерзительная ссора между Клайдом и Люси только сближает Джека (у которого наконец-то случается нервный срыв) и Конни. Парадокс, но дорога к счастью часто извилиста. Два немолодых закомплексованных человека нашли друг друга и не расстанутся, очевидно, никогда.

Пожалуй, этот личный и очень тихий фильм — кредо Хоффмана. У дебюта «Джек отправляется в плаванье» была премьера на «Сандэнсе», теплые, а иногда и восторженные отзывы авторитетных критиков — и полный провал в прокате. Если в США фильм еще сумел собрать полмиллиона долларов, то весь остальной мир принес всего 300 тысяч, в России картина не вышла вовсе. Но Хоффман это провалом не посчитал и вскоре начал работу над вторым полным метром, с участием Джейка Джилленхола и Эми Адамс. К сожалению, реализован проект не был. Хоффман умер.

Подвиги, которые запомнят

Карьера Хоффмана очень насыщенная и благодарная. Начав карьеру театрального артиста после окончания Нью-Йоркского университета (бакалавр), он упорно пробивался на экран, не брезгуя крохотными партиями в дешевых телешоу. А в итоге выбил себе полноценную роль второго плана в «Запахе женщины», суперхите с Аль Пачино, где Хоффман в каждой сцене, где появляется, заставляет смотреть только на себя. Потом он снялся в боевике «Побег», культовой комедии братьев Коэн «Большой Лебовски», «Целителе Адамсе» с Робином Ульямсом, «Счастье» Тодда Солондза, «Талантливом мистере Рипли» — все только за несколько лет. Пол Томас Андерсон звал его в каждый свой новый фильм, кроме «Нефти, и увенчалось их сотрудничество лучшей ролью Хоффмана в кино — зловещего Додда в «Мастере». За нее Хоффман пополам с Хоакином Фениксом получили актерский приз в Венеции. Правда, в следующую картину Андерсона «Врожденный порок» Хоффман не попал.

Хоффмана снимали Кэмерон Кроу и Спайк Ли, Энтони Мингелла и Беннетт Миллер, Джей Джей Абрамс и Сидни Люмет, Майк Николс и Чарли Кауфман, Джордж Клуни и Антон Корбейн (у последнего Хоффман, кстати, снимался вместе с русским актером Григорием Добрыгиным). Наград у него столько, что хранить негде: «Золотой глобус», BAFTA, Дублинский МКФ, Film Independent Spirit Awards, National Board of Review, всевозможные ассоциации кинокритиков – Хоффмана любили все. Только за «Капоте» у него 23 приза. А он старался не подводить, выпуская по несколько фильмов в год.

Филип Сеймур Хоффман

Филип Сеймур Хоффман на церемонии вручения премии Оскар. Победитель в номинации «Лучшая мужская роль», за роль в фильме «Капоте»

Фото: Getty Images/Michael Caulfield/WireImage

И всё же Хоффмана знали слишком плохо. Например, трудно, глядя на него, предположить, что он в детстве рассчитывал на карьеру спортсмена, занимался борьбой, точнее, рестлингом. Зато впоследствии люди, знавшие актеры лично, отмечали, что при своей вроде бы нескладной фигуре Хоффман отличался невероятной легкостью движений и скоростью реакции, характерной для борца. Актерством Хоффман увлекся, потому что влюбился в девочку в театральном кружке. Он сменил несколько профессий, в том числе был спасателем, так что после этого на его занятия плаванием в роли Джека смотреть особенно забавно: у того не получается даже нырнуть, чтобы не случилась паническая атака.

Первый ребенок у Хоффмана родился, когда ему было 35 лет. А потом было еще двое, после чего Хоффман и его жена Мими развелись, это случилось в 2013 году, за несколько месяцев до смерти. Кстати, первенец, Купер, теперь актер, блестяще сыграл всё у того же Пола Томаса Андерсона в «Лакричной пицце». В 22 года Хоффман бросил пить и оставался трезвенником, а вот с наркотиками всё было хуже, актер даже проходил лечение из-за героиновой зависимости, так что белый порошок в его режиссерском дебюте тоже выглядит неслучайным.

Блестяще эрудированный и подверженный неожиданным приливам откровенности Хоффман страшно боялся постельных сцен — и всё же поставил их в свою режиссерскую работу. Он набирал и сбрасывал для ролей по десять с лишним килограмм, не считая это чем-то особенным. Застенчивый в жизни, Хоффман на экране представал то дрэг-квин, то мастурбирующим домогателем, то тайным гомосексуалистом, влюбившимся в порнозвезду. Для съемок в «Позднем квартете» Хоффман научился играть на скрипке. Да что там говорить, первой экранной ролью актера, в сериале «Закон и порядок», был парень, обвиняемый в изнасиловании.

На самом деле Хоффман так и не впустил никого в свою жизнь. Мы никогда до конца не узнаем, почему у него из руки торчал шприц, а по квартире были разбросаны пакетики с героином. Хоффман не хотел давать интервью. Нервничал на площадке, выдавая странные капризы, например, требуя убрать людей, которые его вдруг «смущают». Мог накинуться на человека и начать его обнимать, хотя они не слишком близко знакомы. И мог на собственной премьере казаться случайно забредшим бомжом, который просто хочет погреться. Его еще предстоит открыть по-настоящему, а галерея его удивительных героев — уже на воображаемой лучшей полке воображаемого глобального музея кино. И все эти персонажи непохожи друг на друга, все — тайна за семью печатями.

Читайте также
Прямой эфир