Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск умер в возрасте 88 лет
Общество
Путин указал на необходимость соблюдать сроки восстановления новых регионов
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Общество
«Роскосмос» назначил Дениса Денискина новым гендиректором Центра им. Хруничева
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Общество
Путин заявил о появлении на черном рынке западного оружия для Киева
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

Ничего странного

Обозреватель «Известий» Сергей Сычев — о причинах успеха «Очень странных дел» (внимание: спойлеры!)
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Четвертый сезон «Очень странных дел» уже давно стал самым просматриваемым англоязычным сериалом на Netflix: платформа сама выкладывает статистику, причем считает она ее только за первые 28 дней со дня релиза. Проверить эти цифры никак невозможно, поэтому остается только поверить им и стараться не думать о падающих акциях Netflix. И о том, что суперуспех сериала может быть завышен специально, чтобы успокоить и ободрить рынок.

Просмотры четвертого сезона сериала уже вдвое превышают цифры третьего, остались далеко позади «Бриджертоны», которые в прошлом возглавляли рейтинг. Сейчас Netflix говорит об 1,51 млрд часов просмотров, и «Делам» осталось только догнать и перегнать «Игру в кальмара». У «Игры» 1,65 млрд за первые 28 дней, а вторая часть четвертого сезона вышла только полмесяца назад, так что шанс стать самым популярным шоу на Netlfix вполне реальный. Все мировые киносми заряжены на поддержку, в том или ином виде, этого сериала, Metallica в соцсетях с удовольствием раскланивается с создателями шоу, которые сделали ключевым треком четвертого сезона нетленку Master of Puppets. Словом, всё к тому, что перед нами едва ли не главный хит года в мире сериалов. По крайней мере, до выхода «Властелина колец».

Пересказывать сюжет четвертого сезона здесь бессмысленно. Тем, кто не смотрел сериал, достаточно сказать, что всё опять крутится вокруг секретной военной лаборатории в вымышленном городке Хоукинс в 80-е годы прошлого века. Там проводились опыты над одаренными экстрасенсорными детьми. Потом случилась катастрофа, все погибли, но сбежала самая сильная девочка под кодовым именем Одиннадцать, сокращенно Оди (или El, от Eleven). А еще после катастрофы в Хоукинс стали вторгаться монстры из другого измерения. В первых сезонах Оди подружилась с местными детьми, вместе они победили ряд монстров, а еще обнаружили секретную советскую базу, где тоже велись похожие эксперименты для военных целей.

Часть четвертого сезона — события в сибирской тюрьме строгого режима, куда попал один из героев. Другие ринулись его выручать в компании эксцентричного контрабандиста, но и на зоне нашли кровожадных «чужих». Другая часть сюжета, основная — серийные убийства в Хоукинсе. Монстр Векна из другого измерения забирает к себе одну жертву за другой, открывая новые и новые порталы. Его метод — давить на комплекс вины человека, делая его слабым и беззащитным, а потом наносить решающий удар. В финале четвертого сезона оказывается, что Векну «создала» сама Оди, выбросив другого пациента своей лаборатории в «ад», где он развернулся по полной, став владыкой тьмы. Сезон заканчивается грандиозным апокалипсисом в масштабах Хоукинга, и пятый сезон, вероятно, будет завершающим.

Netflix с этим проектом работал ювелирно. Был создан полноценный блокбастер c бюджетом порядка $300 млн (самый дорогой в истории интернет-платформы), великолепными компьютерными эффектами, обширной географией съемок: например, Сибирь снимали в Литве. Его успех закономерен — но радоваться ему не хочется, хотя отметим, что удовольствие от этого сериала нужно получить обязательно.

Проблема — в ценностях. Netflix «поднялся» на том, что заговорил вслух о главных болевых точках современности. Первый большой успех платформы — «Карточный домик», жесткий политический сериал, который бы и сейчас шел успешно, если бы не скандал с Кевином Спэйси. Netflix — это мощнейшая документальная линейка, украшенная «Оскарами» и другими престижными наградами. Только там мог выйти главный сериал 2020 года «Король тигров» — о том, что Дикий Запад по-прежнему процветает, что блестяще доказано на примере частных зоопарков. «Игра в кальмара», главное шоу прошлого года — социальная сатира, размышление о капитализме, медиа, системе кредитования, коррупции.

По большому счету, «Очень странные дела» гораздо уместнее смотрелись бы на Disney+, главном конкуренте Netflix и, казалось бы, идеологическом антиподе. Это там логично было бы разместить «вселенную», построенную на настольных играх, популярной научной фантастике, блокбастерах Стивена Спилберга и романах Стивена Кинга, шлягерах 80-х, да еще и с комичными, совершенно клоунскими русскими персонажами. Ни в одном кадре «Очень странных дел» нет даже намека на актуальность, это еще более эскапистский продукт, чем «Ведьмак», а уже «Викинги», которые Netflix теперь тоже производит, на фоне «Странных дел» выглядят публицистичными, как итоговый новостной выпуск недели на федеральном канале. Кстати, и документальных номинантов на «Оскаре» в этот раз от Netflix не было ни одного, что тоже симптом.

Казалось бы, восьмидесятые — эпоха, которая словно сама располагает к параллелям и метафорам. Тут и «холодная война», и крушение Стены, и Афганистан, и Рейган — можно напрячься и сделать так, чтобы из сказки «Странные дела» превратились в притчу. Но ничего подобного не происходит, и даже СССР в сериале представлен настолько абстрактно, что если бы там не было локации с православным храмом, превращенным в склад контрабанды, то это могло бы быть любое место на земле, где есть снег. Да и с храмом не всё в порядке: иконостас цел, а уже реальный контрабандист старинные иконы давно бы вывез, просто американцы об этом почему-то не подумали (или подумали, но делать не стали).

Можно отмахнуться от всех этих рассуждений и сказать, что ассортимент контента Netflix настолько широк, что там есть место для всех жанров и тем. Это так, Netflix по-прежнему самая яркая и многообразная платформа в мире, так что даже после ее ухода с российского рынка абоненты продолжают ей пользоваться («Известия» объясняли, как это делать). Но есть еще имидж, и концептуально более цельный и внятный Disney+ не просто так наступает старшему брату на пятки. Странных дел в нашей действительности хватает, без всяких врат в другое измерение. Хотелось бы на Netflix видеть и это, а не подписываться на две идентичные по своему магистральному курсу платформы.

Автор — литературный критик, обозреватель «Известий»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир