Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Журналист Карлсон назвал Зеленского врагом США
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Путин встретился с Оливером Стоуном
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Политика
Лавров назвал продуктивными переговоры с главой МИД Доминиканы
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Спорт
«Трактор» обыграл «Динамо» во втором матче полуфинальной серии плей-офф КХЛ
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Общество
Минпросвещения разъяснило заявление об ограничении нагрузки учителей
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Происшествия
Один человек погиб и четверо пострадали в ДТП с автобусом в Оренбургской области
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Запрет на посещение лесов вокруг воинской части установили во Владимирской области
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Армия
Путин рассказал об изоляции разрозненных групп ВСУ в Курской области
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Путин назвал Россию нацией победителей
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Трудно в это поверить, но Жанне Агузаровой, главной «инопланетянке» отечественной эстрады, 7 июля исполнилось 60. В день рождения бывшей вокалистки «Браво» и самой космической звезды русского рок-н-ролла «Известия» вспоминают ее биографию.

Явление первое

Она появилась как будто ниоткуда. Понятно, что для московского рок-подполья Иванна Андерс (об этом чуть ниже) была своей в доску, но рок-подполье функционировало по своим, неизвестным внешнему миру, законам. Внешний же мир узнал о ней в 1986 году, включив обычный советский телевизор, где в этот момент шла популярная телепрограмма «Веселые ребята». «Итак», — преувеличенно официально начал голос за кадром, — «мы начинаем показ профессиональных песен с премьеры песни юных железнодорожников». И в кадре появились они, никак не обозначенные титром — пятеро молодых людей с гитарами и прочими инструментами.

Жанна Агузарова

Жанна Агузарова, 1988 год

Фото: ТАСС/Яцина Владимир

Гитарист скакал через экран на полусогнутых (это потом мы узнали, что такое «утиная походка» Чака Берри), чуваки в пиджаках тоже как-то кривлялись, но главной на экране была она — большеглазая девушка в платье в крупный горох, пиджаке и демонстративно огромным бантом на шее. «Свет в городе давным-давно погас/ я танцую рок-н-ролл с тобою в первый раз/ от Москвы до Ленинграда и обратно до Москвы/ пляшут линии, ограды и мосты» — о, это было не похоже ни на что!

Она была вся «не такая». Она не была красивой ни по каким канонам — но отвести глаз от нее было невозможно. Она звала, манила за собой куда-то — а куда, понятно не было; очевидно было, что Ленинград из ее песни — не привычный город на Неве с Мойкой, 12, «Авророй» и Эрмитажем, а какая-то волшебная страна. Что такое «тумба-румба-кукарача, голубое серебро» и вовсе не было ясно, но эти слова, как магическое заклинание, залипали в ушах и никуда оттуда исчезать не хотели. Это была Жанна Хасановна Агузарова, совсем еще недавно — неудавшаяся абитуриентка ГИТИСа и ученица маляра, чуть позже — Иванна Андерс, «Ива», еще чуть позже — высланная из Москвы за подделку документов в Тюмень правонарушительница, а теперь вернувшаяся вместе с первыми ветрами перестройки звезда (у кого были бы сомнения!) еще не вполне разрешенного рок-н-ролла.

Жанна Агузарова
Фото: ТАСС/Яцина Владимир

Потом был «Музыкальный ринг», где «Браво» представила сама Алла Пугачева. Жанна лихо отплясывала на круглой сцене и выпевала под четкий барабанный ритм и пронзительные звуки электрооргана слова американского поэта Уильяма Джея Смита: «Кошки не похожи на людей/ кошки — это кошки/ люди носят шляпы и пальто/ кошки часто ходят без одежки!» А когда она заговорила, всё оказалось невероятно наивно и чисто. «Откуда название? Ну, первый концерт, кто-то крикнул «браво!» — и всё. И всё... и всё... разве этого мало?». Автор вопроса, только что, казалось, обвинявший группу в «претенциозности и самонадеянности», мучительно покраснел, а певица добила его: «да и вы тоже будете «браво!» кричать». Точка, бинго, дальше можно было и не продолжать. Но они продолжили.

Девочка и столица

В Москве она оказалась в 1982-м, приехала поступать в ГИТИС прямиком из поселка Колывань. Неизвестно, знали ли в поселке слово «рок-н-ролл», неясно также, знала ли его сама Жанна Хасановна: в Москву она поехала, чтобы стать актрисой. В актрисы ее не взяли; пришлось идти в ученицы маляра. Знакомство с еще одним лихим приезжим, модником из Хабаровска по прозвищу «Гарик Асса» (этой кличке мы обязаны, кстати, названием одного популярного фильма) ввело Жанну в московскую арт-тусовку. Тогда все варились в одном буйном и веселом котле: авангардные художники, джазмены, модельеры, рок-музыканты, чужих там не было, но и свои по отраслям не делились. По нынешнем временам дело малореальное, но Агузарова — возможно, благодаря этой своей обескураживающей наивности — вошла в московский андеграунд как нож в масло.

Жанна Агузарова
Фото: РИА Новости/Игорь Михалев

Мысли об актерской карьере куда-то пропали, зато на поверхности появился голос — чистый, свежий, пронзительный и нежный одновременно.

Она пробовала петь с акустическим в ту пору «Крематорием», активно общалась с Петром Мамоновым, тогда — автором-исполнителем, а потом, как недавно вспоминал лидер «Браво» Евгений Хавтан, она просто позвонила ему среди ночи и заявила, что хочет петь в его группе. Видимо, сказано это было так убедительно, что после первой же встречи Агузарову взяли в «Браво».

Паспорт, суд, высылка

Стремление к самым невероятным фантазиям, свойственное девочке с детства, привело к тому, что всем встречным и поперечным (как говорят очевидцы) она предъявляла паспорт на имя некоего Ивана Андерса, в котором не очень уклюже к мужскому имени был приписан еще один слог, получалось — «Иванна». Ну, а легенда о том, что она — дочь шведского подданного шла следом.

Почему именно этой совершенно безобидной фантазерке из окрестностей Новосибирска суждено было стать символом произвола — непонятно; впрочем, обсуждать работу судьбы — не наше дело. Хавтан говорил не так давно «Известиям»: «Наверное, мы просто были одной из самых ярких групп на тот момент, и в нас ткнули пальцем».

Группа «Браво»

Рок-группа «Браво»

Фото: РИА Новости/Игорь Михалев

18 марта 1984 года прямо на концерте, во время исполнения песни авторства Гарика Сукачева, которая тогда называлась «Белый день», группу в полном составе задержали ворвавшиеся на сцену милиционеры и отвезли в отделение в Бескудниково, после составления протокола обязав прийти на допрос на Петровку. Хавтан пришел, Жанна — нет. Ее задержали на «Пушкинской», арестовали, обнаружили странный паспорт. Подделка документов, суд — девушке светил срок, но после тех шоу, которые, как рассказывают близкие к группе люди, она устраивала на судебных заседаниях, она отделалась высылкой в Тюменскую область. А через полтора года неукротимая Жанна вернулась в Москву.

Долой гастроли, даешь альбом!

Дальше судьба ее просвечивается какими-то вспышками. Раз — выходит первая пластинка группы, и сразу в Финляндии, два — и «Браво» впрягается в филармоническое ярмо; три — и Агузарова, отказавшись ездить на гастроли, уходит из «Браво». Взбалмошная? Да. Но в этой взбалмошности читался трезвый расчет: группа не готова, я не хочу и не буду. После двух попыток найти новый женский голос в «Браво» запели мужчины: «я не найду ни такого голоса, как у Жанны, ни такой харизмы», — говорил Хавтан. А гениальная Агузарова стала самой собой.

Жанна Агузарова

СССР. Москва. 17 июля 1988 г. Солистка ансамбля «Браво» Жанна Агузарова (справа) во время выступления

Фото: ТАСС/Яцина Владимир

Возможно, те три года — с 1988-го по 1990-й — и были настоящими годами Жанны. Потому что их результатом стал «Русский альбом» — запись, ничего сравнимого с которой с той поры не появлялось. Это был опять ни на что не похожий альбом с музыкой, которая была равноудалена и от местного рока, и от разудалой местной же попсы. При этом — абсолютно русского розлива, очень здешний, очень честный и пронзительный. Как и почему его никто не заметил — опять-таки неизвестно. Пять лет спустя все опомнятся и загомонят, альбом издадут на компакт-диске, а Жанна Хасановна будет к тому времени то ли петь в лос-анджелесском ресторане, то ли возить там же в лимузине знаменитостей.

Она уехала, она вернулась

К концу 90-х она вернулась из США, вернулась совсем не такой, какой уезжала. Легкость, взбалмошность, искренность сменились капризностью, фриковатостью, почти безумием. Титул «принцессы с Марса», вопиюще невероятные костюмы... И при этом — о ней ничего не известно. Экстравагантный артист лучше понятного и простого; артист, о котором ничего не известно — проклятие для поп-культуры. Жанна Хасановна умудрилась прожить так чуть ли не половину жизни: в открытом доступе она говорит какие-то нелепости, суматошно движется, поводит глазами — и не говорит ничего. И только иногда вдруг скажет что-то про запах Индийского океана, услышав который, можно безостановочно работать два года, и слышишь ровно ту же искренность, как тогда, в 86-м: «разве этого мало?». Это маска, это самозащита, превратившаяся в железную броню.

Жанна Агузарова
Фото: ТАСС/Савинцев Федор

Что в итоге? Несколько альбомов-сборников песен разных лет, неровных, почти антимузыкальных, с полным отсутствием логики в композиции и продюсерской работы во всех отношениях? Выступления по клубам и залам, которые спонтанны и редки? Заметки в светской и полусветской хронике? Рецензии музыкальных критиков? Лучшей из них был отзыв безвестной покупательницы Антонины на «Озоне»: «Талантливо, здорово, голос, каких мало». Это — всё, что останется после нее?

«Только этого мало», как говорил другой отечественный классик, а пела другая певица, одна из тех, кого Агузарова в одночасье сбросила с невидимого пьедестала тогда, в конце 80-х. Это как с актуальным искусством: если ты так иллюстрировал детские книжки, как Илья Кабаков, тебе потом можно всё, что угодно. У Жанны Агузаровой заслуг, может, и поболее, и не только перед музыкой. Просто она показала огромной стране, как можно выходить на сцену, не боясь ничего. Как можно быть живой и настоящей. Никто не верил Пугачевой в том, что она устает точно так же, как ее провинциальные поклонницы. Жанне — поверили сразу.

Ну и голос. Чистый, кристальный, летящий. Он и сейчас слышится иногда — в радиоэфире, в клубах, просто в квартирах.

Пляшут линии, овраги и мосты. До сих пор пляшут, и так, что дай Боже.

Читайте также
Прямой эфир