Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Госдума 5 июля рассмотрит законопроект, регулирующий деятельность такси. Эксперты и игроки рынка уверены, что он будет принят, но считают, что многие положения документа требуют доработки. В частности, вопросы вызывают разрешение работать в такси самозанятым и ответственность агрегаторов. Что еще стоит поправить в законе о такси, выясняли «Известия».

Законопроект «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» будет рассмотрен Госдумой в первом чтении. Напомним, что среди вводимых им новшеств — разрешение работать в такси самозанятым и повышение ответственности агрегаторов или, как их называют в тексте, «служб заказа такси». Эти два пункта пока вызывают наибольшую критику.

«Новая категория трудящихся»

Зампред комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Виталий Ефимов отметил, что в законопроекте не проработан ряд вопросов о самозанятых.

«Надо сделать так, чтобы самозанятый отвечал за безопасность, за качество перевозок таким же образом, как ИП или предприятия», — цитирует ТАСС слова депутата. Поддержав законопроект, профильный комитет тем не менее выпустил объемный список замечаний, указав, например, что в проекте отсутствует механизм, исключающий допуск к управлению такси лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость.

череда такси
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

«Законопроектом устанавливается запрет на допуск к управлению легковым такси водителя, который повторно был либо лишен права управления транспортным средством, либо повторно подвергся административному аресту. Однако водитель, который в этот же период подвергся административному аресту, а затем был лишен права управления транспортным средством, может управлять легковым такси по окончании срока административного наказания», — указали в профильном комитете.

Не разработана защита потребителя от некачественных или небезопасных услуг, оказываемых указанной категорией лиц. Не предусмотрены механизмы контроля за режимами труда и отдыха самозанятого в случае его работы по совместительству, в том числе водителем другого транспортного средства.

Наконец, непонятно, как контролировать изменение статуса самозанятого. Разрешение на работу в такси после прекращения специального налогового режима не аннулируется, поэтому человек может продолжать работать в такси и не платить налог.

К «подключашке» не ходи

Авторы законопроекта считают, что самозанятым необходимо дать легальную возможность работать в такси. По их словам, одним из факторов роста рынка является рост количества машин и водителей за счет привлечения водителей «для подработки».

таксист держит ключи от такси напротив своего авто
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

— Это дает возможность вывести в белую зону людей, которые вообще сейчас не платят никаких налогов. Сейчас для того, чтобы получить работу в такси, нужна так называемая «подключашка». Это контора, которая получила разрешение и по документам является таксопарком. Но никаких поездок не осуществляет, машин не имеет или имеет и сдает в аренду. Туда приходят люди и подписывают толстенный договор, где прописан фактически полный отказ этого псевдопарка от ответственности. Парк осуществляет подключение к агрегатору и КИС «АРТ». Ключевая его функция — чтобы водитель не платил налоги. За такую услугу бизнес в основном берет 4%, — рассказал «Известиям» вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. По его мнению, в случае вступления закона в силу самозанятый сможет легально получить разрешение и напрямую работать с агрегатором без «мутной схемы».

Раб лампы с шашечками

Представители таксомоторного бизнеса выступают против привлечения самозанятых в отрасль.

— Человек управляет источником повышенной опасности, подвергает риску окружающих и своих пассажиров. Допустим, он отстоял на кассе в супермаркете, потом сел в машину и начал бомбить, — поделился опасениями профессиональный таксист и создатель Telegram-канала «Омбудсмен такси» Антон Максимов.

Не нравятся представителям отрасли прямые отношения самозанятого и агрегатора.

— Нас удивляет, что, по сути, получится раб агрегатора, и мы не сможем его защитить от произвола службы заказа, — говорит представитель профсоюза «Таксист», член общественного совета Минтранспорта России Андрей Попков. Попков предлагает исключить из законопроекта ст. 29, предусматривающую степень ответственности всех сторон в различных ситуациях. Максимов же считает, что ответственность агрегатора хотя и указана в законопроекте, но ее степень недостаточна.

человек стоит у окна такси
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Согласно документу, если физическое лицо при перевозке легковым такси причинило вред жизни, здоровью или имуществу пассажира, то агрегатор несет с ним солидарную ответственность по возмещению ущерба, не покрытого страховым возмещением. При этом служба заказа легкового такси имеет право в дальнейшем в полном объеме взыскать сумму, выплаченную за причинение указанного вреда, с виновника.

Есть вопросы и к сумме возмещения в результате ДТП. Ранее комитет по финансовому рынку в замечаниях к законопроекту указал, что всё, на что может рассчитывать пострадавший пассажир такси или его наследник, — компенсация по договору ОСАГО, 500 тыс. рублей.

«Данное положение ставит в неравное положение пассажиров при оказании им услуг по перевозке в зависимости от используемого вида транспорта, что представляется необоснованным», — отметили в комитете.

Тысяча идей

Опрошенные «Известиями» эксперты и игроки рынка считают, что законопроект о такси с большой долей вероятности будет принят в первом чтении.

— Если сформулировать концепцию, то, во-первых, государство и общество пришли к пониманию того, что регулировать так называемое цифровое такси необходимо. Во-вторых, законопроект должен содержать требования к участникам деятельности: водителям легкового такси, автомобилю такси, агрегаторам. Концепция устраивает и общество, и государство, и бизнес. К механизмам и инструментам ее реализации претензий достаточно много. В первую очередь это было отмечено на нулевых чтениях, — рассказал «Известиям» руководитель центра компетенций Международного евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус.

человек вызывает такси
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Он рассказал, что после публичного обсуждения законопроекта в ноябре прошлого года на него поступило более 2,5 тыс. предложений и замечаний. По его словам, в тексте законопроекта много излишних инструкций.

— В качестве подробнейшей инструкции расписано, как должен поступать чиновник уполномоченного органа при приеме документов на разрешение. Как он должен действовать при его аннулировании или продлении. С другой стороны, субъект предпринимательской деятельности подает бумажку с госномером, что такой-то автомобиль будет использоваться в качестве такси. Получается, что государство не может ему отказать, а должно зарегистрировать машину и всё. Зачем тогда расписывать подробные требования к легковому такси? — отметил Швагерус.

Читайте также
Прямой эфир