«Вайнштейна наказали слишком жестко, но работать стало легче»


Фотомодель Влада Ерофеева начала свой путь в кино с короткой сцены с Джоном Малковичем в комедии «Про любовь. Только для взрослых». Потом сыграла шахидку в «S», участвовала в экранной оргии в скандальном «Аутло», появилась в клипах Егора Крида, Максима Фадеева и Noize MC, модных сериалах «Псих» и «Беспринципные». В прошлом году приехала на «Кинотавр» с арт-драмой «Молоко птицы», получившей операторский приз и восторженные отзывы критики. Теперь у нее одна из главных ролей в сериале more.tv «Домашнее поле». Влада рассказала «Известиям», почему не боится сниматься голой, как пробовалась у Андрея Звягинцева и почему бросила Школу-студию МХАТ.
«Модельный бизнес — это для заработка»
— Мы с вами познакомились в прошлом году на «Кинотавре», где вы представляли в конкурсе фильм «Молоко птицы». И вы тогда сказали, что вы актриса. Но достаточно зайти в ваши соцсети, чтобы увидеть, что большую часть времени вы работаете моделью. Так актриса или модель?
— Всё вместе. Училась я на актрису, сначала на подготовительном курсе в Школе-студии МХАТ, потом в Институте современного искусства у Сергея Соловьева. Просто в кино сложнее пробиться. По крайней мере мне. Как у модели у меня съемки каждый день, иногда по две подряд, 365 дней в году и без каких-либо кастингов. Как актриса я трачу много времени и сил, в итоге утверждают на роль не всегда. А если утверждают, то ты всё время должен ждать: сначала пробы, которые могут быть в несколько заходов, потом ты ждешь съемок, потом до выхода фильма еще проходят месяцы. Бывает так, что ты снимаешься в фильме, а он в итоге не выходит вообще. Или тебя вырезают. У меня так случилось однажды, было очень обидно и грустно. Поэтому актерских проектов у меня просто по объективным причинам сильно меньше, чем модельных. Хотя хотелось бы больше.
— Но свое будущее вы видите в кино?
— Конечно! Модельный бизнес — это для заработка. Так я могу обеспечивать себя, путешествовать — по большому счету быть свободной. Например, в конце февраля многие актеры получили от своих агентов сообщение в духе: «лучше иметь две профессии, а если второй профессии ещё нет, то сейчас лучшее время ее найти, все проекты на «стопе». Тут я в выигрышном положении, так как не завишу от кино материально, могу себе позволить сниматься вообще бесплатно, если мне интересно. С другой стороны, эти две работы очень близки.
— Вы где-то говорили, что у вас были большие планы по работе — уехать за границу, работать там.
— Планы были, но их скорректировал коронавирус. Я в тот момент работала моделью в Китае, и когда начались заражения, я оттуда как можно скорее сбежала. До сих пор об этом жалею, потому что платят там гораздо больше. Когда с коронавирусом как-то разобрались, я решила ехать учиться в актерскую школу в США и параллельно там же работать на американское модельное агентство, уже обо всем договорилась. Но сейчас обстановка в мире такая сложная, что я стараюсь вообще не строить никаких планов. Просто работаю моделью и хожу на кастинги.
— На Западе обычное дело, когда модели становятся актерами. У нас такого практически не бывает. Как думаете, в чем причина?
— В нашем кино к моделям относятся как к очень глупым существам. Я часто сталкивалась с этим. Никого не волнует, что у многих моделей по два высших образования и по несколько языков. Я бросила школу МХАТ и ИСИ, но учусь в РГГУ на журналиста, чтобы иметь какой-то диплом. Дело не в этом. Просто на Западе знают, что для успеха модели нужно знать языки, уметь общаться и вообще что-то представлять из себя — как личность. В России считают, что модель просто позирует, а думать не способна. Мне даже советовали завести отдельный аккаунт актрисы, чтобы там на мою работу моделью не делать упор и никого не запутывать.
— Вы теряли какие-то роли из-за того, что работаете моделью?
— Очень часто! У меня же есть друзья в кино, и они мне не раз говорили, что предлагали меня на роль, но там кто-то узнавал, что я модель, и мне отказывали. По умолчанию, без проб.
«Андрей Звягинцев создавал идеальную атмосферу для работы»
— Здесь на актрису учиться вы не стали, а в США почему хотели?
— Чтобы получить здесь актерское образование, надо учиться 24/7, забыв об увлечениях, друзьях, о семье, если она есть. Какие выходные? Ты раб! Может, кому-то эта система подходит, но я слишком люблю свободу. Когда меня позвали на пробы к Андрею Звягинцеву — на главную роль! — мне пришлось отпрашиваться несколько раз. И это в актерском институте! Собирать какие-то бумажки! Я поняла, что не хочу на четыре года потерять свою жизнь — и себя. К тому же никто не гарантирует, что даже если ты с отличием отучишься, то будешь кому-то интересен. У меня такие знакомые тоже есть — вроде технике научились, но совершенно сломаны внутренне.
— А к Звягинцеву в какой фильм пробовались?
— У него был проект, который разрабатывался в 2019–2020 годах, а потом возникли проблемы, я не знаю всех деталей, к сожалению.
— Тот самый безымянный проект о семье на берегу Средиземного моря, у которого в начале 2020 года были сложности с финансированием?
— Да, он. Для меня это был очень важный опыт. Я не представляла, что пробы могут проходить вот так, по несколько часов, с таким вниманием к каждой детали. Мы постоянно с ним обсуждали роль, трижды я возвращалась на пробы, и каждый раз Андрей Петрович создавал какую-то идеальную атмосферу для работы, такого никогда у меня в жизни не было. Надеюсь, однажды этот проект возобновится, и я снова буду туда пробоваться.
— Что происходит сейчас в модельном бизнесе? Многие бренды ушли, рекламный рынок сократился.
— Сначала было страшно. Особенно в связи с блокировкой Instagram (принадлежит компании Meta, признанной на территории РФ экстремистской. — Ред.). У меня это место работы, там все контакты, там клиенты, продвижение. Альтернативы нет — у многих брендов даже сайтов нет, они всё продают в Instagram. В общем, было ощущение, что работа кончилась. До конца апреля у меня почти не было съемок. Бренды, которые ушли из России, у нас всё равно ничего не снимали обычно. Но людям же нужно одеваться — сейчас появилось много русских брендов, и им нужна реклама, нужны модели, у них рынок теперь расширился. У меня по две съемки в день, потому что многие модели уехали, а работать кому-то надо.
— И вы решили работать?
— У меня было очень тяжелое состояние. Многие мои друзья эмигрировали. Я тоже хотела, даже собрала чемодан. Но потом подумала: куда? В Турцию? Там платят столько же, сколько здесь. В Арабские Эмираты? У меня есть некоторые стереотипы на этот счет. В Европу? Там скорее отдадут работу девочкам из Украины, это говорят прямым текстом. С Азией тоже много проблем. В Америку надо ехать с большими деньгами.
Пообщавшись со многими людьми, в том числе близкими, на этот счет, я поняла, что никто никого не слышит. Людей трудно изменить. В комментариях и в личке мне стали писать какие-то угрозы или просто ругательства.
Короче, надо было исходить из того, собираюсь ли я дальше жить и работать здесь. Я — собираюсь. Пока у меня есть еще здесь незаконченные дела.
«Все боятся повторить судьбу Вайнштейна»
— Ваша фильмография — это довольно радикальные работы. Вы играете то шахидку, то участницу молодежной оргии в «Аутло». Необычный выбор для модели. Он сознательный?
— Сейчас мы с режиссером «Аутло» Ксенией Ратушной снимаем новый фильм про любовь на фоне войны, тоже довольно жесткий. Суперавторский, безденежный. Я пробуюсь на все роли, которые мне предлагают, рассчитывая, что если меня возьмут, то я подумаю. Но в итоге роли находят меня сами. Кастинги в полнометражные комедии мне даются сложнее: там часто просят, чтобы каждая эмоция выражалась в десять раз сильнее, чем в нормальной жизни. Мне так играть непривычно. Хотя в прошлом году у меня вышел сериал «Френдзона», вполне зрительский и молодежный.
— В «Молоке птицы» вашу роль сильно сократили.
— Да, у меня было больше сцен, сама роль была большой. Я поехала сниматься в Приднестровье, и там мне сказали, что главный герой в фильме всё же не я, но есть риск, что я перетяну внимание на себя. Поэтому часть сцен убрали, в том числе изнасилование. Жалко, так хотелось его сыграть (смеется). И в «Домашнем поле» мои сцены тоже сократили. Это обычная история.
— Да, вы появляетесь первый раз только в третьем эпизоде. Очень эффектно, но про вашу героиню ничего не понятно. Дальше что с ней будет?
— Честно говоря, мне тоже пока не совсем понятно, потому что мы еще в процессе съемок. Героиню зовут Юля, ей 17 лет, она школьница. Она соблазняет Фила Никитина…
— …чтобы подставить — ведь она несовершеннолетняя.
— На самом деле она очень хорошая. Может, чуть избалованная. Но в последних эпизодах вы ее тоже полюбите. Забавно, что ее зовут Юля: мне почему-то часто предлагают героинь с таким именем. Видимо, есть какой-то стереотип — якобы Юли флиртуют, уводят мужей, такие все шебутные. Я уже начинаю подумывать, не сменить ли имидж, чтобы стали предлагать роли поинтереснее. Или хотя бы с другими именами.
— Вы часто позируете и снимаетесь обнаженной. Для вас это легче, чем для обычных актрис?
— В проекте Андрея Звягинцева несколько моих знакомых актрис отказались не то что сниматься, но даже пробоваться, потому что там нужно было в кадре быть голой. Я, естественно, пошла сразу, ведь это Звягинцев. К своему телу я отношусь как к инструменту. Иногда на съемках меня спрашивают, нужна ли переодевалка, и я отвечаю: нет, не надо. Мне всё равно. Другое дело, когда я читаю сценарий — мне надо понимать, действительно ли там нужно быть голой. Если я этого не понимаю, дальше дело не идет. На прошлом «Кинотавре» мне очень понравился фильм Александра Зельдовича «Медея». Там очень много откровенных сцен, но это потрясающая картина. Александр Ефимович, я побоялась к вам подойти на фестивале, но позовите меня к себе сниматься!
Поначалу я, конечно, стеснялась. Однажды, еще давно, мы с моим другом поехали в Германию, где у меня были съемки для журнала Elle Russia, и сделали часть фото для журнала, а часть — для себя, чуть более откровенные. Но Elle опубликовал именно их. Я об этом не знала, позвонила родителям, говорю, купите журнал обязательно, я там есть. А потом тоже купила, открываю — а там моя грудь на всю страницу. Я даже не подозревала, что такое могут напечатать, мне было очень стыдно (смеется).
— Много непристойных предложений из-за того, что вы модель?
— За все годы в модельном бизнесе это было один раз, и то не прямое предложение эскорта или еще чего-то, а как бы «случайное знакомство». Я пришла на кастинг, который был почему-то в «Москва-Сити». Там в абсолютно золотом кабинете сидел какой-то дядька, мы поговорили. Потом он мне писал и предлагал встретиться, но я отказалась. В кино никогда не происходило ничего такого. Дело Харви Вайнштейна всё изменило, все боятся повторить его судьбу, поэтому никаких намеков даже не позволяют. Хотя до этого на кастингах могли быть какие-то шутки или комментарии двусмысленные. Вайнштейна наказали, пожалуй, слишком жестко, но работать стало легче — это правда. Но роль за постель мне никогда не предлагали в любом случае.
— Вы производите впечатление счастливого человека.
— Я стараюсь. Но вряд ли вы догадаетесь, если внутренне мне будет очень плохо. В нашей профессии привыкаешь всегда выглядеть счастливой.
Влада Ерофеева — российская модель, актриса. Родилась в 1998 году в Комсомольске-на-Амуре. Как модель работала в Китае, Франции, Германии. Снималась в музыкальных клипах и рекламе. Окончила подготовительные курсы Школы-студии МХАТ, поступила в Институт современного искусства к Сергею Соловьеву, но бросила. Снялась в фильмах «Про любовь. Только для взрослых», «Аутло», «S», «Молоко птицы», сериалах «Псих», «Беспринципные», «Домашнее поле».