Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Синоптик спрогнозировал сильные дожди в Москве 1 мая

Особенное Откровение

Религиозный деятель Александр Борода — об одном из главных еврейских праздников Шавуоте
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В субботу вечером, на исходе Шабата, наступает один из трех основных для еврейского народа праздников — День дарования Торы, Шавуот.

Он приходится на пятидесятый день отсчета омера — снопов первого урожая ячменя. В Израиле он празднуется один день, а в диаспоре, как и другие праздники, установленные Торой, два дня, в течение которых запрещена работа.

Центральное событие Шавуота — публичное чтение Десяти Заповедей в синагоге, которое приходит послушать вся община, включая малышей. Присутствие и внимание детей всегда является важной составляющей традиции праздника, ведь у них особая почетная роль, так как в истории дарования Торы подчеркивается, что именно дети выступили гарантом перед Всевышним — еврейский народ поклялся, что его потомки будут учить Тору. И наши мудрецы учат: «Мир держится на дыхании детей, изучающих Тору».

Одним из выделяющихся обычаев праздника является молочная трапеза. Необычность ее заключается в том, что законы кашрута требуют от человека разделения между приемом молочной и мясной пищи, но согласно утверждению Талмуда, «нет радости без мяса и вина», то есть в праздничное время обязательно устраивать застолье с мясом, вино же всегда является необходимым напитком, так как на него произносят специальное благословение, кидуш, освящающее день.

Есть разные объяснения, почему в Шавуот принято отступать от традиции мясной трапезы и устраивать молочную. Сразу после получения Торы вся имевшаяся у евреев посуда оказалась некошерной, а поскольку данное событие имело место в Субботу, сделать ее кошерной они не могли, и им оставалось питаться только молочной пищей. Кроме того, Всевышний назвал Землю Израиля «страной, текущей молоком и медом».

В первую ночь праздника евреи бодрствуют и учатся по специальному сборнику Святых текстов — таким образом происходит серьезная духовная подготовка ко дню Дарования Торы и к осмысленному исполнению ее центральных заповедей. Но значения праздника Шавуот выходят за рамки иудейской практики. Главным образом он напоминает о величайшем даре, порученном человечеству.

Нам свойственно забывать, что мы обладаем чем-то гораздо большим, чем достижения цивилизации или технического прогресса — Заповедями, которых мы не произвели сами, но которые были нам дарованы во время Синайского Откровения. Они представляют собой общечеловеческие нормы добра и морали, которые помогают нам строить общество, веру и жизнь. И эти дары являются также осязаемыми ресурсами, ведь их проявления действуют явно: если ты не поддаешься зависти или злобе, значит, не сотворишь зла; если помогаешь своим ближним, значит, участвуешь в общем деле, что-то строишь, а не разрушаешь.

Можно возразить тем, что многие народы, помимо еврейского, скитались или кочевали в разных частях света и в разные времена, но всё равно приходили к тем же социальным нормам, которые устанавливают Десять Заповедей: к обязанности уважать родителей, к запретам на воровство и убийство и многим другим общественным договоренностям, к которым способно прийти любое развитое общество за счет здравого смысла и ради взаимной выгоды. В чем тогда заключается особенность Синайского Откровения?

Мы знаем, что «всё относительно», и даже самый здравый расчет порой дает сбои. В ходе истории многие из нравственных установок человеческого общества претерпели изменения, и этот процесс будет происходить далее. Но именно добро, которое является заповедью и законом, а не умозаключением человека, который способен по разным причинам изменять самому себе, и есть фундаментальное изменение мира, пришедшее с Десятью Заповедями. Живя по Заповедям, мы совершаем поступки, исходя не из собственных соображений, а из законов Творца, который установил, в чем заключается праведность.

Но даже простое понимание Божественных постулатов не решает задачи нравственного ориентирования в жизни, человеку всегда будет сложно делать выбор и отыскивать путь, однако с Заповедями он наделен своего рода компасом. Именно традиция требует от человека постоянного духовного роста и изучения Святых текстов с тем, чтобы научиться пользоваться духовными ресурсами, которые были дарованы людям.

Акцент здесь стоит именно на духовной работе, потому что душа человека — это искра Божественного света. И Тора, будучи творением Всевышнего и, в некотором смысле, Его частью, также является Его светом. Поэтому человек, Тора и Творец в духовном плане соотносятся как меньшая часть от большего, стремящаяся воссоединиться со своим источником. На пути этого воссоединения стоит множество препятствий. В конце концов, баланс необходимо соблюдать во всем, и даже правильное исполнение заповедей Торы можно довести до губительной крайности. Но если подходить к ее Б–жественным знаниям с мудростью и доверием к Творцу, то и они направят нас к исключительной доброте и любви. Благодаря вербализации в нашем мире Б–жественной мудрости у человека не должно оставаться морально серых зон.

Но нужно понимать, что одного желания приблизиться к Всевышнему мало, оно должно послужить запалом к действию, а точнее — к регулярной, ежедневной практике в молитве, в соблюдении Его заповедей и в добрых делах. Данный процесс происходит как в частной жизни каждого человека отдельно, так и глобально со всем человечеством. Именно это мы воспроизводим в Шавуот, когда исполняем заповеди этого праздника, когда слушаем чтение Десяти Заповедей и рассуждаем о них друг с другом. В подобном духовном движении мы стремимся приблизиться к Творцу настолько, насколько это будет в наших силах, и мы храним в себе надежду, что и Он примет нас, подобно тому, как наши прародители целыми поколениями стремились к Торе.

Желаю всем духовной уверенности в совершении добрых дел! Пусть Всевышний дарует всем нам возможность провести Шавуот за изучением Торы, ощутить ее мудрость и святость, а также ниспошлет Свои благословения на дорогих и близких нам людей! Хаг Шавуот самеах!

Автор — глава Федерации еврейских общин России

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир