Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
«Купол Донбасса» сорвал атаку ВСУ на жилые дома в Донецке
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В парламенте Эстонии заявили о недопустимости отправки военных на Украину
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В реставрационных технологиях Россия не зависит от Запада, а отечественное оборудование и мастера зачастую даже лучше. Впрочем, контакты с зарубежными коллегами сохраняются, поскольку все понимают: спасение культурного наследия — вне политики. Об этом «Известиям» рассказала художник-реставратор высшей категории, заведующая отделом графики ХVIII – начала ХХ века Третьяковской галереи Инна Соловова. Беседа состоялась после открытия выставки «Мастера возрождения», представляющей отреставрированные работы.

«Однажды музей вскрыли, витрину разбили и похитили этот рисунок»

На выставке собрана отреставрированная графика за десять лет. Но, насколько я понимаю, через ваш отдел проходит существенно больше произведений, нежели можно показать в залах. Сколько примерно работ отреставрировано за этот период?

За десятилетие отдел отреставрировал около 3 тыс. произведений.

Посетители на выставке «Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010-2022» в Государственной Третьяковской галерее

Посетители на выставке «Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010–2022» в Государственной Третьяковской галерее

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— Как из этого огромного количества вы выбирали, что покажете зрителям?

— Конечно, для экспонирования было сложно отобрать вещи, которые были бы одновременно и показательными в плане реставрации, и интересными публике. Но в то же время для нас это возможность выставить те вещи, которые раньше не было случая продемонстрировать в наших залах, — например, «Демона и Тамару» Серова или большеформатные работы Алексея Щусева.

Но больше всего мы хотели показать закулисье музея — то, что обычно скрыто от глаз зрителей. Для этого мы добавили в экспозицию фотографии ряда произведений до реставрации, поставили витрину с инструментами, которыми работаем каждый день, и сняли небольшой фильм о реставрационных процессах.

— Какие работы за последние годы стали самыми сложными для вас? Какой реставрацией гордитесь больше всего?

— Все произведения самые значимые для меня, самые любимые. Но наиболее сложные, пожалуй, вещи большого формата. Например, архитектурные картоны на кальке Щусева. Одному реставратору невозможно переворачивать их в процессе работы, дотягиваться до середины — нужны согласованные действия нескольких пар рук. Коллектив у нас очень сплоченный, понимаем друг друга с полуслова, каждый может наперед предугадать жест коллеги. Поэтому в моменты реставрации таких больших произведений мы буквально превращаемся в один живой организм.

По-настоящему горжусь я реставрацией работы Врубеля «Ангел с душой Тамары и Демон», которая была создана художником для сборника к 50-летию со дня смерти Лермонтова. Эта иллюстрация от Врубеля попала в собрание балерины Екатерины Гельцер, а потом ее потомки продавали коллекцию, и в итоге лист оказался у основателя отечественной урологии профессора Арама Абрамяна. Он создал в Ереване музей русского искусства, который и унаследовал Врубеля. Однажды музей вскрыли, витрину разбили и похитили этот рисунок. Его сразу объявили в розыск через Интерпол, искали 18 лет. И вот, наконец, в 2017 году нашли, но в очень плохом состоянии: рисунок просто умирал — почернел и развалился на много кусков. Тогда он попал ко мне на стол. Мы его спасли. И после реставрации [президент России] Владимир Путин передал произведение в торжественной обстановке Армену Саркисяну.

Сейчас этот шедевр находится в Армении и считается жемчужиной коллекции музея. К сожалению, из-за международной обстановки не было возможности привезти работу на выставку, но мы показываем фотографии процесса ее реставрации.

Посетитель на выставке «Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010-2022» в Государственной Третьяковской галерее

Посетитель на выставке «Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010–2022» в Государственной Третьяковской галерее

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— Как изменились технологии реставрации за эти 10 лет?

— Безусловно, технологии идут вперед. Мы стали делать больше комплексных исследований на научной основе, детальнее подходить к разработке реставрационного задания. Возросло количество международных и всероссийских конференций, так что мы стали чаще обмениваться опытом с коллегами, чем это было 10 лет назад.

В лучшую сторону изменился подход к подготовке молодых специалистов, что влияет и на применение, и на популяризацию новых технологий. Сейчас мы куем кадры лучше западных. Как преподаватель Московского академического художественного училища я точно вам скажу: в этом году у меня будет просто шикарный выпуск, девочки — готовые реставраторы третьей категории.

«Начнем делать в России — освоим технологии, секретов там нет»

— В эти дни в центре внимания возрожденное полотно «Иван Грозный и сын его Иван». Могут ли отделу графики быть полезны какие-то из тех ноу-хау, что были разработаны для реставрации холста Репина?

— Наши коллеги — реставраторы живописи разработали уникальные инструменты. Например, поднимающийся под разным углом огромный реставрационный стол. Чудо-оборудование! Приподнять работу, добраться до ее середины, поставить под углом — он всё это делает возможным. Для реставрации большемеров типа тех же картонов Щусева это бесценная помощь! Тем более что в понятие «графика» входит всё, что выполнено на бумаге, картоне, слюде, кости, пергаменте и даже стекле. Поэтому весь новый опыт наших коллег мы с удовольствием используем.

Пресс-конференции, посвященная окончанию реставрационных работ картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» в Государственной Третьяковской галерее

Пресс-конференция, посвященная окончанию реставрационных работ картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» в Государственной Третьяковской галерее

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

— В какой степени работа российских реставраторов зависит от западных технологий и оборудования? Ударит ли нынешняя мировая ситуация по реставрационным планам?

Искусство вне политики, сохранение культурного наследия — тем более. Зарубежные коллеги это понимают, поэтому конференции не отменяются, продолжается и обмен опытом, консультации, пусть и по зуму. Изменит ли нынешняя мировая ситуация реставрационные планы? В некоторой степени. Будут существенно сокращены международные выставки, зато появится больше возможностей показать наши произведения внутри страны, а это повлечет за собой корректировку списков вещей, которые попадут на реставрацию в первую очередь. Дело именно в этом, а вовсе не в нехватке технологий. У нас давно и успешно ведутся работы по созданию отечественных материалов и оборудования, которое зачастую лучше западного.

— То есть никакого удара по отрасли нет?

Да, совершенно не вижу проблем. Допустим, японскую реставрационную бумагу мы будем получать из Китая. А если и это станет невозможно, начнем делать в России — освоим технологии, секретов там нет. Могли и раньше так делать, просто, как и в любой отрасли, легче было использовать то, что уже есть.

«Обычно отсоединить основу — не проблема, но здесь особый случай»

— Если сравнивать состояние отрасли реставрации в России и Европе, мы их обгоняем или отстаем?

— Мы не соперничаем. В каждой стране своя школа реставрации с учетом климата, особенностей материалов, манеры местных художников и так далее. Тем не менее все реставраторы мира соблюдают один и тот же основной постулат: «Не навреди».

— Прогресс реставрационных технологий в целом, безотносительно конкретной страны, ускоряется или замедляется?

— Как и любой прогресс, он неизбежно ускоряется.

Реставрационные инструменты для восстановления картин на выставке «Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010-2022» в Государственной Третьяковской галерее

Реставрационные инструменты для восстановления картин на выставке «Мастера возрождения. Реставрация графики. 2010–2022» в Государственной Третьяковской галерее

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— Значит ли это, что, например, через 10 лет мы сможем отреставрировать вещи, которые неподвластны нам сегодня?

— Конечно, мы все на это надеемся. У нас есть портрет княгини Тенишевой кисти Ильи Репина, который на реставрацию приходил дважды — в 1974 и 2019 годах, и оба раза мы его отклоняли. Вот может через 10 лет как раз появятся те технологии, инструменты, которые позволят нам его отреставрировать, не повредив. Пока же произведение лежит в хранении — не умирает, но и не выздоровело. Это тончайшая бумага на коричневом картоне. Его-то мы и не можем снять. Обычно отсоединить основу — не проблема, но здесь особый случай. Вообще не бывает двух одинаковых реставраций, даже если совпадают материалы и пигменты. Потому что разные эпохи, разные повреждения.

— Раньше было меньше способов технологического исследования реставрируемых произведений — следовательно, реставраторам приходилось больше полагаться на интуицию. Сейчас появились новые методы. Значит ли это, что роль интуиции в работе реставратора снизилась?

— Ни в коем случае. Даже обладая новыми знаниями и идя в ногу со временем, реставратор всё равно принимает решения «чуйкой», помноженной на опыт и знания. Никакими роботами и технологиями заменить это невозможно.

— В собрание галереи постоянно поступают новые произведения. В том числе графика, ведь современные художники продолжают использовать бумагу в своих работах. Ваш прогноз: доставят ли эти вещи больше или меньше хлопот будущим реставраторам, нежели классика?

— Художники экспериментируют с новыми материалами, но и реставраторы готовы к этому и охотно будут применять новые разработки в этой области. Да и произведения прошлых веков продолжают удивлять и устраивать сюрпризы. Я каждый день получаю удовольствие от новых вызовов «старых» шедевров.

Справка «Известий»

Выставка «Мастера возрождения» представляет около 160 произведений графики из собрания Третьяковской галереи, которые были отреставрированы за последние 10 лет. В их числе — большеформатные картоны Алексея Щусева, пастели Зинаиды Серебряковой, рисунки Филиппа Малявина, Константина Сомова, Валентина Серова, Ильи Репина. Среди экспонатов зрители смогут увидеть знаменитый портрет-коллаж Гончаровой работы Михаила Ларионова (прическу своей жены и модели художник сделал из ее настоящих волос), впервые представленный после реставрации. Помимо самих произведений, в зале размещены фотографии, показывающие процесс работы мастеров, экран с документальным фильмом, а также витрины с инструментами работы реставраторов.

Читайте также
Прямой эфир