Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Журналист Карлсон назвал Зеленского врагом США
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Путин встретился с Оливером Стоуном
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Политика
Лавров назвал продуктивными переговоры с главой МИД Доминиканы
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Спорт
«Трактор» обыграл «Динамо» во втором матче полуфинальной серии плей-офф КХЛ
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Общество
Минпросвещения разъяснило заявление об ограничении нагрузки учителей
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Происшествия
Один человек погиб и четверо пострадали в ДТП с автобусом в Оренбургской области
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Запрет на посещение лесов вокруг воинской части установили во Владимирской области
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Армия
Путин рассказал об изоляции разрозненных групп ВСУ в Курской области
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Путин назвал Россию нацией победителей
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Чем ближе конец сезона, тем больше громких премьер в столичных театрах. Какие-то долгожданные спектакли переносились, теперь же, наконец, самое время предъявить их публике перед уходом в отпуск. С новинками знакомился театральный обозреватель «Известий» Влад Васюхин.

«Душа моя Павел»

РАМТ

Время действия — 1980 год. Застой, Олимпиада, Афганистан. Наивный, доверчивый и, прямо скажем, не больно-то начитанный и эрудированный, но при этом идейный комсомолец 17-летний Павел Непомилуев (прекрасная работа Даниила Шперлинга) приехал из далекого секретного городка учиться в Московский университет на филолога. И вместо лекций его с однокурсниками сразу отправляют на картошку, где, попав в новый круг общения, он проходит другие университеты, избавляясь от многих иллюзий.

Актеры Лариса Гребенщикова в роли Музы и Владимир Василенко в роли Суща в сцене из спектакля «Душа моя Павел» в Российском академическом молодежном театре

Актеры Лариса Гребенщикова в роли Музы и Владимир Василенко в роли Суща в сцене из спектакля «Душа моя Павел» в Российском академическом молодежном театре

Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

Перенос на сцену большого прозаического произведения — всегда поиск компромисса и с автором, и с читателями. Создатели спектакля в Молодежном театре не скрывают, что от некоторых важных сцен из написанного Алексеем Варламовым романа воспитания, в частности, от всего, связанного с магическим реализмом, им пришлось отказаться. Но в итоге постановка Алексея Бородина стала сильным художественным высказыванием, пожалуй, одним из самых заметных событий сезона. 81-летний режиссер сделал спектакль острый и по мысли, и по форме, увлекательный, тонкий, стремительный. Интересно будет как отцам, так и детям.

«Кабаре»

Театр Наций

Евгений Писарев, худрук Театра им. А.С. Пушкина, впервые ставил в Театре Наций, и неудивительно, что, формируя сборную для знаменитого мюзикла «Кабаре», он выбрал на главную роль звезду своего театра Александру Урсуляк. И она настолько удачно исполнила роль певички Салли Боулз, что иные критики уже назвали Александру лучшей актрисой ее поколения. Вообще выразительных актерских работ в этом спектакле много, а учитывая, что предусмотрено два состава, то, как минимум, напрашивается еще один визит.

Актеры в сцене из спектакля «Кабаре» в Театре Наций

Актеры в сцене из спектакля «Кабаре» в Театре Наций

Фото: пресс-служба Театра Наций

Берлинское кабаре конца Веймарской республики, созданное режиссером вместе с постоянными соавторами — сценографом Зиновием Марголиным и художником по костюмам Викторией Севрюковой, выглядит неуютным, тоскливым, опасным. Артисты и артистки разгуливают в сложносочиненном нижнем белье. Это скорее третьесортный бордель, чем шикарное «Мулен Руж».

Писарев лишил «Кабаре» лоска и мишуры, уделив большое внимание не столько музыкальной составляющей зрелища (притом что оркестр прекрасен), сколько сложным этическим проблемам, стоящим практически перед каждым персонажем. Это серьезный драматический спектакль, актуальный и злободневный.

«Чрево»

МХТ им. А.П. Чехова

Крестьянский мюзикл — спектакль подобного жанра, вероятно, впервые увидел свет не только в Художественном театре, но и вообще на столичной сцене. Насчет жанровой чистоты можно и подискутировать, но бесспорно одно: Андрей Гончаров поставил, а трио в составе Артема Быстрова, Ольги Литвиновой и Антона Лобана талантливо представили на Новой сцене весьма сильное зрелище.

Антон Лобан в роли Ивана и Ольга Литвинова в роли Крестьянки Афимьи на показе спектакля по раннему рассказу Евгения Замятина «Чрево» в постановке Андрея Гончарова на новой сцене МХТ имени А.П. Чехова

Антон Лобан в роли Ивана и Ольга Литвинова в роли Крестьянки Афимьи на показе спектакля по раннему рассказу Евгения Замятина «Чрево» в постановке Андрея Гончарова на новой сцене МХТ имени А.П. Чехова

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

В основе — написанный в 1915 году блестящий, трагический и плотно сбитый рассказ Евгения Замятина (оказывается, его наследие — не только знаменитая антиутопия «Мы»). История — о бытовом насилии, когда потерявшая прижитый от любовника плод молодая крестьянка убивает старого нелюбимого мужа, виновника ее страданий. И в итоге сама становится жертвой правосудия.

Это своего рода сказ, страшная сказка, русский вариант древнегреческой трагедии, для которой молодой режиссер не пожалел фантазии, соединив несоединимое: над грубым деревенским столом сверкает хрустальная люстра, грозный хозяин дома Петр едет на покос во фраке, а среди музыкального материала — и Шуберт, и Depeche Mode. Вообще музыка заложена уже в самих интонациях, с которыми актеры подают текст, это похоже и на молитву, и на причитания, и на ритуальные плачи.

«Счастливые дни несчастливого человека»

Театр им. Вл. Маяковского

Классик советской драматургии Алексей Арбузов по-прежнему в обойме востребованных авторов: в Театре Моссовета недавно поставили его «Жестокие игры», в Театре на Бронной — «Таню», а «Старомодная комедия» и «Мой бедный Марат» вообще не сходят с афиш. И вот пьеса с менее удачной сценической судьбой, жанр ее автор обозначил как притчу, вошла в репертуар старейшего столичного театра — Маяковки.

Евгений Матвеев в роли Крестовникова и Юлия Марычева в роли Настеньки в спектакле «Счастливые дни несчастливого человека» на сцене Московского академического театра им. Вл. Маяковского

Евгений Матвеев в роли Крестовникова и Юлия Марычева в роли Настеньки в спектакле «Счастливые дни несчастливого человека» на сцене Московского академического театра им. Вл. Маяковского

Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

Юрий Иоффе поставил, как обычно, крепкий актерский спектакль. Два судьбоносных дня из жизни ученого-биолога Юрия Крестовникова (Евгений Матвеев) рассказаны внятно, хотя и очень многословно и высокопарно. В первом действии герою едва за 20, он студент, на дворе — 1938 год. Во втором — ему за 40, время действия — 1956-й. В первом случае ради науки герой предает лучшего друга, считая, что предали-то как раз его — и родная мать (Галина Беляева), и любимый профессор (Евгений Парамонов), а во втором — влюбленную в него молодую женщину (Юлия Марычева).

При этом его нельзя назвать карьеристом — Крестовников не раз бросал начатые проекты почти на финише и его лавры доставались другим, а вот эгоистом, безусловно, можно. Вот такой странный, несоветский и несвоевременный человек выведен в качестве главного персонажа. Может, потому и пьеса, написанная в 1967 году, ставилась всего лишь два раза, не оставив заметного следа в театральных анналах.

«Вишневый сад»

Театр на Бронной

Чеховская пьеса пережила такое количество режиссерских прочтений, что в театре, которым руководит главный манипулятор и провокатор столичной сцены Константин Богомолов, она, конечно, не могла выйти без какой-нибудь «запенди». Анонсируя планы на сезон, худрук объявил, что роль Раневской сыграет Наталья Максимова. И ожидаемо разразился скандал. И не потому что Максимова — непрофессиональная актриса (привет Ольге Бузовой!), а потому что она — трансгендерная женщина. И режиссер будущего спектакля Микита Ильинчик разглядел «в ее эмоциональной и нервной природе возможность воплотить героиню пьесы».

Актеры в сцене из спектакля «Вишневый сад» в Театре на Бронной

Актеры в сцене из спектакля «Вишневый сад» в Театре на Бронной

Фото: пресс-служба Театра на Бронной

Максимову убрали уже после первых репетиций, говорят, она не тянула, однако интерес к спектаклю подогрела. Но, увы, сенсацией эта премьера не стала. И художественным событием тоже. Еще один «Вишневый сад», который можно смело показывать и школьникам, и самозваной полиции нравов, и даже играть в расположенном неподалеку МХАТ имени Горького.

Его главная особенность — финальные фразы, что «вот и кончилась жизнь в этом доме», воплощены уже с первых минут. Всё заранее предопределено. Сад продадут. Все персонажи несчастны, нерадостны. И все — немного зомби. Даже Шарлотта тут без фокусов и собачки (хотя в целом к тексту подошли бережно, лишь слегка купировав). И у остальных эмоции на нуле. Раневскую в очередь играют Лариса Богословская и Екатерина Волкова. 100% женщины и 100% актрисы.

Читайте также
Прямой эфир