Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО сбили пять украинских беспилотников над Крымом за 40 минут
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск завещал быть похороненным в римской базилике
Общество
Вильфанд спрогнозировал понижение температуры в Москве к выходным
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Наука и техника
«Белый графит» поможет электрокарам ездить втрое дольше
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Мир
Генсек ООН выразил соболезнования в связи со смертью папы римского Франциска
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Экономика
Счетная палата раскритиковала «Почту России» за задержку пенсий
Армия
Для спецназа ВМФ разработан подводный буксировщик
Происшествия
В Саранске сотрудники МЧС ликвидировали возгорание сухой травы на площади 4 га
Экономика
Индекс доллара опустился ниже 98 пунктов впервые с 31 марта 2022 года
Экономика
Гаджеты в России подешевели на 10-20%

О самом метком

Обозреватель «Известий» Сергей Сычев — о патриотизме Джона Уэйна и смене американских ценностей
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

«Права страна или нет, но это моя страна. И моя война». Так говорил Джон Уэйн (26 мая исполняется 115 лет со дня его рождения) о войне во Вьетнаме — войне, которую он обеими руками поддержал, про которую лично снял пропагандистский фильм «Зеленые береты», где сам исполнил главную роль.

К тому моменту Джон Уэйн уже 30 лет (после выхода «Дилижанса» в 1939 году) был воплощением идеального американца на экране. Его называли «королем вестерна», его фильмы обожала вся страна, в него были влюблены все женщины, на него мечтали быть похожими мальчишки. И взрослые мужчины, кстати, тоже. Много лет спустя Арнольд Шварценеггер, Сильвестр Сталлоне, Чак Норрис, Брюс Уиллис признавались, что Джон Уэйн всегда был для них примером, и не только его экранный герой, немногословный, честный, решительный, но и сам актер, который, казалось, ничем не отличался от протагонистов своих картин. Между прочим, их у него было почти две сотни, и, как в конце жизни отметил Уэйн, его герои никогда не стреляли другому в спину. Они всегда были не просто положительными персонажами, но именно героями, теми, на кого можно положиться, кто спасет тебя ценой собственной жизни. Кто понимает, что мир, может, и лежит во зле, но Америка, по его мнению, возвышается в хаосе планетарного масштаба, а американские ценности могут одолеть любое препятствие.

Тысячи статей написаны о том, как жанр вестерна, главный в карьере Джона Уэйна, создавал и закреплял мифологию превосходства белого человека, который под флагом США имел право на любые злодейства. Но сегодня о любимейшем актере поколений говорят как минимум осторожно, потому что прошло время, и американские ценности качнулись в другую сторону. Джон Уэйн во всех своих выступлениях не скрывал, но даже подчеркивал, что взгляды у него более чем правые.

Он — сексист и говорил, что писал главе General Motors, требуя перестать делать автомобили для женщин. Он — гомофоб, и здесь нельзя приводить эпитеты, которыми он клеймил персонажей «Полуночного ковбоя». Правда, он почему-то при этом много лет дружил с самым заметным ЛГБТ-актером Голливуда Роком Хадсоном. Он презирал индейцев, ему принадлежат слова: «Нет ничего плохого в том, что мы забрали у них эту великую страну. Это был вопрос выживания. Было много людей, которые нуждались в новых землях, а индейцы эгоистично пытались оставить всё себе».

Актера уличали в антисемитизме и в расизме — правда, все три его жены были с латиноамериканскими корнями, а сколько у него было любовниц, трудно сосчитать. Но в кино, считал Уэйн, можно показывать только то, на что можно привести детей, жену и бабушку, там всё должно быть прилично, красиво и с гордостью за державу. Джон Уэйн был патриотом, говорил, что любит просыпаться под звуки гимна, а за любое оскорбление национальной символики бросался на обидчика с кулаками. У него были свой остров, своя огромная яхта и в холодильниках лед от куска айсберга, который он лично когда-то отколол, чтобы пить с ним текилу. Джон Уэйн курил 5–6 пачек нефильтрованных сигарет, а когда у него вырезали раковое легкое, стал жевать табак, хотя затем переключился на сигары.

«Я верю в превосходство белых, пока черные не дорастут до ответственности, — говаривал он. — Не хочется давать власть и руководящие позиции безответственным людям. Не чувствую никакой вины за то, что десять поколений черных были рабами. Это просто факт, как если кто-то с детства парализован. Но скажите мне, где черные могли бы бороться за свои права и жить лучше, чем в Америке?»

Уэйн был не просто антикоммунистом — он 20 лет поддерживал сенатора Джозефа Маккарти в «охоте на ведьм», восхищался директором ФБР Джоном Эдгаром Гувером и был информатором бюро, чем открыто гордился. Многим голливудским талантам он сломал карьеру, судьбу и никогда не жалел об этом. Он предлагал выслать их в СССР, саркастично замечая, что если Советы однажды победят, то эти ребята займут все важные посты в Америке. Подростков, которые бежали в Европу, уклоняясь от призыва во Вьетнам, он клеймил предателями и, естественно, коммунистами. Еще он предлагал продолжить войны в Корее и во Вьетнаме, а потом вторгнуться в Восточную Европу и освободить ее от советского влияния.

Есть легенда, что на тот момент глава правительства СССР Никита Хрущев на встрече с Уэйном в США рассказал тому, что Сталин, будучи поклонником вестернов с Уэйном, всё же приказал убить актера-антикоммуниста, и только благодаря Хрущеву Уэйн тогда остался жив. Говорят также, что китайский лидер Мао Цзэдун пытался убить Уэйна, но не вышло. А еще японский император Хирохито, приехав в США, пожелал увидеть воочию Уэйна, который заявлял, как лично убил бы всех японцев во время войны.

Бывшая жена Уэйна говорила, что он стал таким ультраправым и вообще «ультраамериканским» из-за того, что его не взяли на фронт в 1941 году. Не подошел из-за старых футбольных травм и по возрасту (34 года). Уэйн открыто завидовал Джеймсу Стюарту, которого как раз взяли и который бомбил Берлин со своей эскадрой. В своих интервью же Уэйн утверждал, что стал антикоммунистом, как только прочел про русскую революцию. А во время войны он не вылезал из госпиталей, куда приезжал навещать раненых и говорить с ними.

Всю свою долгую карьеру — полвека на экране, более ста главных ролей, принесших миллионы долларов и сотни миллионов поклонников, — Уэйн лучше всех дрался, стрелял и скакал на лошади. Он был патриотом США, настолько рьяным, что его не волновали бойкоты его фильмов и выступлений в 1960–70-е годы. Он бросался в бой со своими критиками, не стеснялся в выражениях и готов был ответить за любой свой поступок, который уже стал считаться не национальным подвигом, а подлостью, низостью или просто глупостью. Его даже звали баллотироваться в президенты от его любимой Республиканской партии, но он решил лучше поддержать Рональда Рейгана, тоже актера и тоже бывшего информатора ФБР, антикоммуниста и ура-патриота.

«Я играю Джона Уэйна в каждом фильме, независимо от персонажа, и я делаю это хорошо, правда ведь?» — говорил он. Кто-то сегодня считает его главным позором американского кино. Кто-то по-прежнему растет на его фильмах, многие из которых признаны шедеврами, хотя еще больше заслуженно забыты. Но когда Уэйн умер в 1979 году, его похоронили тихо и в неизвестном месте, потому что его могилу обязательно бы осквернили и растоптали. Памятник у главного символа американского кино появился на могиле только 20 лет спустя, и выбиты там, с умыслом, самые невинные, но такие важные слова из его самого скандального, расистского и националистского интервью — «Плейбою» в 1971 году. Вот они: «Самая важная вещь в жизни — это Завтра. Оно приходит к нам в полночь совершенно чистым, вручает себя нам в руки и надеется, что мы что-то поняли из Сегодня».

Автор — кинокритик, обозреватель «Известий», кандидат филологических наук

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир